Что такое госзаказ

Рассмотрим Положение о формировании государственного задания и финансового обеспечения выполнения государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений, утвержденное Постановлением № 671.
Кто формирует государственное задание – используемая терминология
Отметим, что порядок формирования государственного задания и финансирования его выполнения изложен в Постановлении № 671 в обезличенной форме. И прежде чем говорить непосредственно о порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания, разберемся с терминологией, используемой в Постановлении № 671.
Если речь идет о предписаниях соответствующим органам при формировании государственного задания и его финансовом обеспечении в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, то употребляют выражение «федеральные органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя федеральных бюджетных или федеральных автономных учреждений».
Если же речь идет о предписаниях органам при формировании государственного задания и его финансовом обеспечении в отношении федеральных казенных учреждений, то употребляется выражение «главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения».
Данная терминология в отношении казенных учреждений употребляется в Бюджетном кодексе РФ, а вот в Постановлении Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения» (далее – Постановление № 537) употребляется выражение «федеральные органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя федеральных казенных учреждений».
На самом деле это одни и те же органы исполнительной власти, так как даже федеральные службы и агентства, находящиеся в ведении того или иного министерства, осуществляют функции главного распорядителя в отношении подведомственных им казенных учреждений. Чтобы убедиться в этом, можно обратиться к любому постановлению Правительства РФ, которым утверждено положение о том или ином федеральном органе исполнительной власти. Например, согласно пункту 5.6 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324, данная служба осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета.
Таким образом, следует иметь в виду, что какая бы терминология ни употреблялась, формируют государственное задание и финансируют его выполнение федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся учреждения (казенные, бюджетные или автономные).
Поэтому для удобства в дальнейшем будем называть органы, формирующие задание и финансирующие его выполнение, – просто учредителями. Тем более что согласно Постановлению № 537 формирование государственного задания и его финансирование являются полномочиями органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя.
Формирование государственного задания в отношении федеральных бюджетных
и казенных учреждений
Учредитель формирует государственное задание при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и утверждает его не позднее одного месяца со дня официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Форма государственного задания по основному виду деятельности
Учредитель формирует задание в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами федерального бюджетного или федерального казенного учреждения.
С целью оказания учредителям помощи при формировании государственного задания в приложении к Положению № 671 приведена форма государственного задания.
Форма государственного задания по нескольким видам государственных услуг
Если федеральному бюджетному или федеральному казенному учреждению (далее – учреждение) устанавливают государственное задание на оказание нескольких государственных услуг (выполнение нескольких работ), то государственное задание должно формироваться из нескольких разделов. Каждый раздел должен содержать требования к оказанию одной государственной услуги (выполнению одной работы).
Форма государственного задания на одновременное оказание услуг и работ
Если учреждению устанавливают государственное задание одновременно и на оказание государственной услуги (услуг), и на выполнение работы (работ), то государственное задание необходимо формировать из двух частей. В каждой части отдельно указывают требования к оказанию государственной услуги (услуг) и к выполнению работы (работ).
Часть 1 «Услуги»
Так, в части 1 формы государственного задания указывают следующие данные:
1) наименование государственной услуги;
2) потребители государственной услуги;
3) показатели, характеризующие объем и (или) качество государственной услуги (показатели качества услуги заполняются по решению учредителя), в том числе:
– наименование показателя и единица его измерения;
– формула расчета;
– значения показателей государственной услуги за отчетный, текущий, очередной финансовый год, а также на первый и второй год планового периода;
– источник информации о значении показателя (исходные данные для ее расчета);
4) порядок оказания государственной услуги:
– нормативные правовые акты, регулирующие порядок оказания государственной услуги;
– порядок информирования потенциальных потребителей государственной услуги (способ информирования, состав размещаемой информации и частота обновления информации);
5) основания для досрочного прекращения исполнения государственного задания;
6) предельные цены (тарифы) на оплату государственной услуги в случаях, если федеральным законом предусмотрено их оказание на платной основе;
7) порядок контроля за исполнением государственного задания (формы контроля, периодичность, федеральные органы, осуществляющие контроль за оказанием услуги);
8) требования к отчетности об исполнении государственного задания;
9) иная информация, необходимая для исполнения (контроля за исполнением) государственного задания.
Часть 2 «Работы»
В части 2 формы приведены показатели государственного задания на выполнение работ. В этой форме, в частности, указывают:
– наименование государственной работы;
– характеристику работы на отчетный год, текущий, очередной финансовый год, а также на первый и второй год планового периода;
– основания для досрочного прекращения государственного задания;
– порядок контроля за исполнением государственного задания, где указывают формы контроля, периодичность и федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за исполнением государственного задания;
– требования к отчетности об исполнении государственного задания;
– иную информацию, необходимую для исполнения (контроля за исполнением) государственного задания.
Основа для формирования государственного задания
Рассмотрим, что же должно стать основой для формирования учредителем государственного задания.
Во-первых, это ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении учредителя федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности. Утверждение такого перечня – обязанность учредителя.
Постановлением № 671 учредителям предписано утвердить ведомственные перечни государственных услуг (работ) в трехмесячный срок со дня официального опубликования данного постановления. Оно было опубликовано 13 сентября 2010 г., следовательно, до 13 декабря 2010 г. необходимо было утвердить такие перечни по форме, утвержденной Постановлением № 671 и разместить их на официальном сайте в сети Интернет. Если же перечни государственных услуг были утверждены ранее, то необходимо было внести в них изменения согласно приведенной форме.
Во-вторых, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, могут утвердить базовые (отраслевые) перечни государственных услуг (работ). То есть тех услуг (работ), которые оказывают (выполняют) федеральные государственные учреждения в установленной сфере деятельности. Базовые перечни также должны быть размещены на официальных сайтах в сети Интернет, их форма также приведена в Постановлении № 671.
При этом показатели ведомственных перечней могут быть дополнены и детализированы, но не должны противоречить показателям базовых перечней.
В-третьих, для формирования государственного задания учредитель по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, может утвердить перечни показателей качества государственной услуги.
Учредителю не нужно будет согласовывать перечень показателей качества государственной услуги с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, если показатели качества государственной услуги будут совпадать с показателями, установленными для соответствующей государственной услуги базовым перечнем.
В помощь учредителям Минфин России и Минэкономразвития России приказом от 29 октября 2010 г. № 136н, 526 утвердили Методические рекомендации по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением.
В государственное задание могут быть внесены изменения в следующих случаях:
– если в нормативные правовые акты, на основании которых было сформировано государственное задание, будут внесены изменения;
– если изменится размер бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете для финансового обеспечения выполнения государственного задания.
Все изменения обязательно утверждает учредитель.
Федеральным бюджетным учреждениям следует иметь в виду, что объем субсидии, предоставленной из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, может быть изменен в течение срока его выполнения только в случае, если по указанным выше основаниям изменится государственное задание.
Контроль за выполнением государственного задания
Контроль за выполнением федеральными казенными и федеральными бюджетными учреждениями государственных заданий осуществляют учредители.
Государственные задания, за исключением содержащихся в них сведений, отнесенных к государственной тайне, Федеральное казначейство размещает на официальном сайте в сети Интернет на основании информации, предоставляемой федеральными бюджетными и федеральными казенными учреждениями. Порядок размещения устанавливает Минфин России.
Государственные задания и отчеты об их исполнении, за исключением содержащихся в них сведений, отнесенных к государственной тайне, могут быть размещены на официальных сайтах в сети Интернет учредителей федеральных казенных и бюджетных учреждений.
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляют в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующие цели.
При этом выполнение государственного задания федеральными казенными учреждениями и федеральными бюджетными учреждениями учредитель будет финансировать по-разному.
В помощь учредителям Минфин России и Минэкономразвития России приказом от 29 октября 2010 г. № 137н, 527 утвердили Методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений.
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания
казенным учреждением
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральным казенным учреждением будет осуществляться в соответствии с показателями бюджетной сметы этого учреждения.
Учредители федеральных казенных учреждений при определении показателей бюджетной сметы имеют право использовать нормативные затраты:
– на оказание соответствующих государственных услуг;
– содержание имущества, переданного на праве оперативного управления федеральному казенному учреждению.
Напомним, что Постановлением № 671 учредителям было предписано в срок до 1 декабря 2010 г. утвердить по согласованию с Минфином России и Минэкономразвития России порядок определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и на содержание имущества федеральных государственных учреждений.
Отметим, что в таком же порядке (в соответствии с показателями бюджетной сметы) в период с 1 января 2011 г. и до 1 января 2012 г. будут финансироваться бюджетные учреждения, в отношении которых не принято решение о предоставлении им субсидий.
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания
бюджетным учреждением
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральным бюджетным учреждением будет осуществляться в виде субсидии.
Размер субсидии будет рассчитываться на основании трех составляющих.
Первая составляющая – это нормативные затраты на оказание государственных услуг в рамках государственного задания.
При определении данных нормативных затрат учитываются следующие нормативные затраты:
– непосредственно связанные с оказанием государственной услуги;
– на общехозяйственные нужды (за исключением затрат, которые учитываются в составе нормативных затрат на содержание имущества федерального бюджетного учреждения).
Вторая составляющая – это нормативные затраты на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным бюджетным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных федеральному бюджетному учреждению учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду).
При определении этих нормативных затрат учитывают затраты:
– на потребление электрической энергии в размере 10% общего объема затрат федерального бюджетного учреждения на оплату данного вида коммунальных платежей;
– на потребление тепловой энергии в размере 50% общего объема затрат федерального бюджетного учреждения на оплату данного вида коммунальных платежей;
– на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, в том числе земельные участки.
Третья составляющая – нормативные затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки.
Если в случаях, установленных федеральным законом, федеральные бюджетные учреждения будут оказывать государственные услуги (выполнять работы) гражданам и юридическим лицам за плату в пределах установленного государственного задания, то при расчете размера субсидии необходимо учитывать средства, планируемые к поступлению от потребителей указанных услуг (работ).
Учредитель перечисляет субсидию на счет территориального органа Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета федеральному бюджетному учреждению.
Субсидии учреждению предоставляют в течение финансового года на основании соглашения учреждения и учредителя о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания. Соглашение определяет права, обязанности и ответственность сторон, в том числе объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года.
Примерная форма соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания утверждена приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29 октября 2010 г. № 138н, 528.
Отметим, что в отношении автономных учреждений данную примерную форму соглашения не применяют, поскольку соглашение между автономным учреждением, созданным на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и учредителем заключается в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 3 декабря 2008 г. № 423 (с изменениями от 24 сентября 2009 г.).
Бюджетные учреждения могут расходовать субсидии, предоставленные им на выполнение государственного (муниципального) задания, без представления в территориальный орган Федерального казначейства документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств. Такая норма установлена частью 15 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ).
Субсидии бюджетным учреждениям не облагаются налогом на прибыль (статья 251 НК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ).
Рассмотрим пример заполнения формы государственного задания на примере выполнения одной государственной услуги и выполнения одной работы.
Пример заполнения государственного задания для государственного бюджетного учреждения приведен на с. 22–26.

Государственное задание: определение и порядок формирования

На данном этапе работы, я бы хотела перейти к обзору нормативных правовых актов, связанных с государственным заданием.

В Бюджетном Кодексе РФ его впервые ввели в связи с принятием федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации». Однако, введение федерального закона №83-ФЗ внесло большие коррективы в статью Бюджетного Кодекса о государственном задании, что было связано с активном внедрением методов New Public Management в российскую систему финансового менеджмента государственного сектора.

Статья 69.2 Бюджетного Кодекса, помимо определения, включает в себя самые общие требования к содержанию, формированию и финансовому обеспечению государственного задания.

Пунктом 3 вышеуказанной статьи установлено, что государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета) Бюджетный кодекс Российской Федерации.ст.69.2.

Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Согласно пункту 1 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственное задание должно включать в себя:

  • · показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);
  • · порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
  • · требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и юридическим лицам также должно содержать:

  • · определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
  • · порядок оказания соответствующих услуг;
  • · предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации Бюджетный кодекс Российской Федерации.ст.69.2.

Данные показатели необходимы для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных и муниципальных услуг (работ), а также для расчета нормативных затрат для определения объема субсидии на выполнение государственного задания для бюджетных и автономных учреждений, а также для составления бюджетной сметы для казенного учреждения.

Что касается порядка составления государственного задания, то его определяет Постановление Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее — Постановление № 671).

Данное постановление устанавливает форму, по которой формируется государственное задание, а также формы ведомственного перечня государственных (муниципальных) услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти (государственных органов) федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности и базового (отраслевого) перечня государственных (муниципальных) услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями в установленной сфере деятельности. Помимо положений, которые уже были отражены в Бюджетном кодексе Российской Федерации, Постановление № 671 устанавливает сроки и ответственных за формирование государственного задания:

государственное задание формируется при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и утверждается не позднее одного месяца со дня официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в отношении:

  • · федеральных казенных учреждений — главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения;
  • · федеральных бюджетных учреждений — федеральными органами исполнительной власти (государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных учреждений, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Кроме того, Постановление № 671 устанавливает порядок финансового обеспечения выполнения государственного задания, о котором будет сказано позднее, а также наделяет контрольными функциями главных распорядителей средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения — за выполнением государственного задания казенным учреждением, федеральные органы исполнительной власти (государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя — за выполнением государственного задания бюджетным учреждением. Порядок работы с государственным (муниципальным) заданием заключается в следующем:

  • · составление и утверждение перечней государственных (муниципальных) услуг( работ);
  • · определение показателей объема, а также качества государственных (муниципальных) услуг;
  • · взаимодействие главных распорядителей средств федерального бюджета в отношении федеральных казенных учреждений или федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений, с соответствующими федеральными государственными учреждениями в процессе формирования, финансового обеспечения и контроля за выполнением государственного задания.

Постановлением № 671 установлена форма государственного задания для учреждений, которая включает следующие разделы и заполняется в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными совместным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 29.10.2010 №526/136н «Об утверждении методических рекомендаций по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением» (далее- Приказ № 526/136н):

· Наименование государственной (муниципальной) услуги

Пунктом 4 Постановления № 671 установлено, что государственное задание формируется на основе утвержденного главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находятся федеральные казенные учреждения, либо федеральным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя федеральных государственных учреждений, ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в их ведении федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, и показателей качества государственных услуг (при их установлении), которые в свою очередь формируются на основании базовых (отраслевых) перечней, утвержденных федеральными органами власти, уполномоченные вырабатывать государственную политику и осуществлять нормативно-правовое регулирование в определенной сфере деятельности.

Вместе с тем, согласно положениям пункта 5 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом № 526/136н показатели ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг (работ) могут быть дополнены и детализированы, но не должны противоречить показателям базовых перечней государственных услуг (работ)Совместный приказ Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 29.10.2010 №526/136н «Об утверждении методических рекомендаций по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением» (далее- Приказ № 526/136н).

Таким образом, наименование государственной (муниципальной) услуги (работы) в форме должно соответствовать его наименованию в ведомственном перечне.

Кроме того, при определении наименования услуги (работы) необходимо четко сформулировать ее суть, оптимально детализируя ее: формулировка не должна быть слишком общей или слишком детальной.

Также, стоит отметить, что необходимо четко разделять услуги и работы при формировании государственного задания. Под услугами понимаются виды и результаты деятельности учреждений, не принимающие материально-вещественной формы, удовлетворяющие личные потребности физических и юридических лиц, в то время как к работам относят виды и результаты деятельности учреждений, удовлетворяющие потребности общества в целом.

· Потребители государственной (муниципальной) услуги (работы)

В данном разделе указываются основные характеристики потребителей государственных (муниципальных) услуг (работ): физическое/юридическое лицо, пол, возраст, категория граждан и т.д. Если деятельность государственного (муниципального) учреждения осуществляется в интересах общества в целом, то данная деятельность определяется как работа, и в указанной графе ставится «в интересах общества» Приказ № 526/136н

· Показатели, характеризующие объем и (или) качество государственной (муниципальной) услуги (работы)

Показатели, характеризующие качество государственной (муниципальной) услуги (работы), осуществляется учредителем учреждения. В перечне государственных (муниципальных) услуг (работ) указываются следующие показатели:

ь Наименование показателей качества, единицы их измерения и (или) формулы расчета (в случае установления данных показателей в ведомственном перечне государственных (муниципальных) услуг (работ) — в соответствии с ним). В пункте 15 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом № 526/136н указывается разделение таких показателей на показатели качества, характеризующие качество результата предоставления государственной (муниципальной) услуги (работы) (например, доля потребителей удовлетворенных качеством оказания государственной услуги, определяемая на основании опроса) и на показатели качества, характеризующие процесс оказания государственной (муниципальной) услуги (работы) и условия ее оказания ( например, требования к качеству оборудования, с использование которого осуществляется оказание государственная (муниципальная) услуга (работа) или требования к квалификации персонала).

ь Значения показателей качества, в том числе за отчетный год — фактическое, за текущий год — плановое либо фактическое, за очередной финансовый год и плановый период — плановые;

ь Источник информации о значении показателя (например, информация, подготовленная на основе социологических опросов).

Показатели, характеризующие объем необходимы не только для составления перечней государственных (муниципальных) услуг (работ), но и для расчета нормативных затрат, но основании которых определяется размер субсидии для выполнения государственного задания Приказ № 526/136н.

Показатели измерения объема оказания услуги (работы) варьируются в зависимости от отрасли и профиля учреждения и утверждаются учредителем. Так для театрально-концертных организаций утвержденные Минкультуры России показатели измерения объема являются:

ь Количество новых постановок;

ь Количество публичных показов спектаклей, выступлений, представлений на стационаре;

ь Количество публичных показов спектаклей, выступлений, представлений на гастролях.

А показателями измерения объема оказания услуг по предоставлению бесплатной медицинской помощи могут выступать:

ь Койко-дни

ь Человеко-дни

ь Вызовы

ь Обращения

ь посещения

· Порядок оказания государственной (муниципальной) услуги (работы)

Данный пункт включает в себя следующие подпункты:

ь Нормативные правовые акты, регулирующие порядок оказания государственной (муниципальной) услуги (работы), в котором согласно положениям пункта 18 Приказа № 526/136н приводятся наименования и реквизиты нормативных правовых актов, регулирующие порядок оказания государственной (муниципальной) услуги (работы), а также ссылки на их отдельные статьи (пункты). В первую очередь, указываются реквизиты административного регламента или стандарта предоставления соответствующей государственной (муниципальной) услуги (исполнения соответствующей государственной функции для казенных учреждений). В случае их отсутствия дается ссылка на основные правовые акты, регулирующие предоставление государственной (муниципальной) услуги.

ь Порядок информирования потенциальных потребителей государственной (муниципальной) услуги (работы), который должен содержать сведения об используемых и планируемых к использованию способах информирования потенциальных потребителей о государственной (муниципальной) услуге (работе), таких как:.

  • — размещение информации в сети Интернет;
  • — размещение информации в печатных средствах массовой информации;
  • — размещение информации в справочниках, буклетах;
  • — размещение информации у входа в здание;
  • — размещение информации на информационных стендах;
  • — размещение информации на указателях
  • · Основания для досрочного прекращения выполнения государственного задания.

Согласно подпункту 8 пункта 18 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом № 526/136н, основаниями для досрочного прекращения исполнения государственного задания могут быть:

  • — ликвидация учреждения;
  • — реорганизация учреждения;
  • — исключение государственной (муниципальной) услуги (работы) из ведомственного перечня государственных (муниципальных) услуг (работ);
  • — иные основания, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации Приказ № 526/136н.
  • · Предельные цены (тарифы) на оплату государственных (муниципальных) услуг в случаях, если федеральным законом предусмотрено их оказание на платной основе.
  • · Порядок контроля за выполнением государственного задания

Данный раздел будет более подробно освещен далее в данной главе работы.

· Требования к отчетности о выполнении государственного задания

Постановлением № 671 установлена возможная форма отчета о выполнении государственного задания, однако, учредитель имеет право разработать свою собственную форму отчета, а также установить собственные требования о предоставлении иной информации, такой как информации о состоянии кредиторской задолженности, копии подтверждающих документов и т.д. В данном разделе также указывается периодичность предоставления отчетности ( ежегодно в срок до 1 марта, ежеквартально в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом и т.д.).

· Иная информация, необходимая для выполнения (контроля за выполнением) государственного задания.

К иной информации, необходимой для выполнения ( контроля за выполнением) государственного задания могут быть отнесены требования к материально-техническому обеспечению оказываемых учреждением государственных (муниципальных) услуг (работ).

Таким образом, с определением на уровне федерального законодательства порядка формирования и выполнения государственного задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) система финансового планирования потребностей учреждений в финансовых ресурсах стала ориентированной на конечный результат их деятельности и приобретает в основном законченный вид. Таким образом, формирование государственного задания — это очень трудоемкий, полный препятствий процесс, который требует комплексного подхода. Однако, правильный подход к формированию государственного задания — является залогом его успешной реализации.

Формирование государственных (муниципальных) заданий. Особенности выдачи и выполнения заданий в сфере образования

Государственное (муниципальное) задание — это ключевой управленческий и мотивирующий инструмент органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия учредителя, и основа для финансового обеспечения деятельности учреждений.

В соответствии с БК РФ государственное (муниципальное) задание —

документ, устанавливающий требования к качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Государственное (муниципальное) задание должно содержать:

  • • показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);
  • • порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
  • • требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать:

  • • определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
  • • порядок оказания соответствующих услуг;
  • • предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством РФ.

Согласно ч. 3 ст. 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Задание формируется на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).

При этом задание формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями в качестве основных видов деятельности, и данная норма имеет в настоящее время ключевое значение. Ранее составление ведомственных перечней было свободным, учредители имели широкие возможности включать любые требуемые услуги, работы в такие перечни и, следовательно, выдавать на их оказание, выполнение задания, финансировать такую деятельность. В 2013 г. (Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ) были внесены ключевые изменения в БК РФ, в частности установлена следующая норма: ведомственные перечни государственных (муниципальных) услуг и работ формируются и ведутся в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

Порядок формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, устанавливается Правительством РФ. Порядок формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов РФ, муниципальными учреждениями, устанавливается соответственно высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями муниципальных образований с соблюдением общих требований, установленных Правительством РФ. Порядок формирования и ведения базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ устанавливается Правительством РФ.

Если изучить соответствующие подзаконные нормативные акты, можно сделать вывод о том, что свобода регионов и муниципалитетов в части составления ведомственных перечней существенно сузилась. Данные процессы становятся высокоцентрализованными и контролируются федеральной властью. Соответственно, можно ожидать проблемы с включением в перечни и, следовательно, финансированием нестандартных услуг и работ.

Необходимо обеспечить прозрачность и доступность информации о перечнях образовательных услуг для потребителей, а также провести четкую грань между государственными (муниципальными) услугами, оказываемыми за счет бюджетных средств в рамках государственных (муниципальных) заданий бесплатно для населения, и дополнительными услугами, которые могут оказывать образовательные организации на платной основе.

Государственное (муниципальное) задание для образовательных учреждений формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами учреждения, учитывающими требования законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в сфере образования. Выдать задание в соответствии с иными (не основными) видами деятельности учредитель не вправе. Финансировать за счет субсидии (в отличие от сметы) можно не любую уставную деятельность учреждения, а только деятельность по выполнению задания, т.е. по оказанию тех услуг и выполнению тех работ, которые указаны в задании.

Каждое учреждение получает одно государственное (муниципальное) задание на соответствующий период. Государственное (муниципальное) задание состоит из двух частей: 1) на оказание услуг; 2) на выполнение работ. Если учреждение не выполняет работ, а только оказывает услуги, то вторая часть для такого учреждения не формируется. Каждая из двух частей государственного (муниципального) задания может состоять из нескольких разделов — на каждую услугу (работу) составляется свой раздел.

Ключевыми проблемами в рамках формирования заданий являются проблемы точного и эффективного установления показателей объема и качества выполнения образовательных услуг. Показатели объема зачастую не выполняются не по вине учреждения (например, количество ученико-дней менее запланированного, так как какое-то время ученики не посещали учреждение в связи с болезнью). Показатели качества услуги зачастую не продуманы в должной мере.

Показатели качества рекомендуется устанавливать:

  • • достижимыми в рамках деятельности всех соответствующих образовательных учреждений, предоставляющих услуги по реализации общеобразовательных программ. При этом достижение показателей качества должно в большей степени зависеть от деятельности общеобразовательного учреждения и в меньшей степени — от деятельности государственных органов исполнительной власти (местного самоуправления) или потребителей образовательных услуг;
  • • исходя из возможности достижения целевого значения показателя качества в условиях финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания в пределах бюджетных ассигнований без выделения общеобразовательному учреждению дополнительного объема субсидии.

Нельзя устанавливать показатели качества, создающие стимулы для осуществления образовательными организациями экономически неэффективных, социально неответственных действий, являющихся основанием для ухудшения положения учащихся, а также создающие у работников общеобразовательного учреждения «ложные стимулы» (например, ориентированные на достижение целей и задач «любой ценой», в том числе с помощью «приписок»).

Показатели качества не обязательно должны быть идентичны для всех подведомственных образовательных учреждений. Например, отдельные образовательные организации, реализующие программы определенного профиля (направленности), могут иметь более высокие показатели по учебным достижениям обучающихся, а образовательные организации, работающие с детьми, оставшимися без попечения родителей, вместо учебных достижений могут оцениваться за социальные достижения (внеурочная занятость, снижение случаев асоциального поведения и хулиганства и т.п.).

При формировании показателей качества услуг по реализации образовательных программ должны учитываться требования, предусмотренные ФГОС и ФГТ.

Задание, количественно и качественно, является обязательством учреждения, невыполнение которого влечет санкции, в том числе может влечь и финансовые последствия.

Цели формирования задания

Госзадание – это документ, устанавливающий требования к качеству оказываемых услуг, их составу, порядку оказания. Термин расшифровывается в 6 статье Бюджетного кодекса. Форма задания установлена Постановлением Правительства №671 от 02.09.2010 г. Создается оно исполнительными структурами власти. Решение о формировании госзадания было принято для того, чтобы изменить неэффективную систему сметного финансирования. Рассмотрим цели его создания:

  • Создание мотивации к увеличению эффективности оказания услуг для представителей бюджетных учреждений.
  • Увеличение качества планирования размера субсидий для финансирования структур.
  • Улучшение функций учреждения.
  • Сокращение ненужных трат.
  • Предупреждение правонарушений, касающихся нецелевого использования субсидий.

Устаревшая система сметного финансирования обладает рядом недостатков. В частности, финансирование по потребностям учреждения исключает мотивацию сотрудников к повышению эффективности деятельности. Если средства выделяются именно за предоставленные услуги, это создает стимул для бюджетной структуры. Распределение бюджета в данном случае ориентировано на результат. В госзадании содержатся требования как к объему оказываемых услуг, так и к их качеству.

ВАЖНО! В пункте 6 статьи 9.2 ФЗ №7 от 12.01.1996 г. указано, что бюджетное учреждение не имеет права не исполнять предписания, указанные в задании. Если госзадание не будет выполнено, на учреждение накладывается административная ответственность.

Финансирование по госзаданию

На осуществление государственного задания выделяются средства в форме субсидий. Размер их определяется исходя из этих факторов:

  • Нормативные расходы на оказание услуг, прописанных в госзадании.
  • Нормативные расходы на содержание недвижимости, а также ценного движимого имущества.

Субсидии начисляются на основании договора между фирмой и учредителем. В данном документе указываются эти пункты:

  • Сроки финансирования.
  • Суммы субсидий.
  • Периодичность начислений.

Для обоснования размера субсидий можно использовать нормативные траты. Последние отражают фактические материальные и трудовые затраты на исполнение госзадания. Нормативные траты включают в себя расходы по следующим направлениям:

  • Материалы и сырье.
  • Зарплата сотрудникам.
  • Оказание дополнительных услуг.

Определяет размер финансирования учредитель на основании данных, предоставленных учреждением: перечень трат, сведения о стоимости услуг. Если учредитель доверит эту работу представителям самого учреждения, расчеты будут признаны незаконными.

Если у учреждения есть обособленное подразделение, финансирование осуществляется по правовому акту структуры. Этот правовой акт должен быть согласован с учредителем.

Внесение изменений в госзадание

В задание вносятся изменения на основании того, что нормативные акты, регулирующие госзадания, также изменились. После того как в документ внесены корректировки, может меняться и размер субсидий на основании пункта 5 ПП №671. Внесение изменений регулируется правительственным постановлением №640 от 26.06.2015 г. В этом нормативном акте содержится раздел, посвященный именно изменению задания. Рассмотрим основные правила внесения корректировок:

  1. Если нужно внести корректировки, создается новое госзадание с измененными пунктами. Нельзя издавать распоряжения, устанавливающие то или иное изменение. Нужно переписывать весь документ полностью.
  2. Нельзя менять показатели допустимых отклонений от установленных качественных и количественных значений. Поменять эти показатели можно только в следующем отчетном периоде.
  3. Менять госзадание нужно в обязательном порядке в том случае, если предоставлен предварительный отчет учреждения, по которому фактические показатели оказались меньше рекомендуемых.

ВАЖНО! ПП №640 от 26.06.2015г. установлена норма, по которой изменять размеры перечисляемых субсидий можно исключительно в том случае, если корректируется госзадание.

Может быть установлен срок, на протяжении которого может корректироваться задание. К примеру, в городе Ангарске этот срок равен 10 дням. Местные органы власти также могут устанавливать основания для внесения изменений. К примеру, в Магаданской области утверждены такие основания:

  • Появились другие требования к качественным и количественным показателям.
  • Изменилось число потребителей услуг (к примеру, уменьшился спрос).
  • Возникла необходимость в экономии из-за закупок.

Инициатором внесения изменений может быть как руководитель учреждения, так и учредитель. Руководителем в данном случае может двигать необходимость значительного несоответствия установленных норм и фактических показателей. Для корректировки документов руководителю нужно направить запрос учредителю.

ВАЖНО! Местные органы власти также могут устанавливать перечень лиц, которые имеют право вносить корректировки в госзадания.