Что такое дистанционный аудит

Экспертное мнение

Портал GAAP поинтересовался у экспертов, насколько уже распространен дистанционный аудит в частном секторе российской экономики, и насколько он способен снизить до минимума личный контакт проверяющего с представителями проверяемых организаций. Мнения экспертов разделились.
Отвечает Кунегина Анна Юрьевна, заместитель Генерального директора ООО “Нексиа Пачоли”:
Аудит – от латинского audio (слышать), audit (слушать). Википедия
Не собираюсь комментировать далеко идущие планы руководства Счетной палаты: для этого нужно быть ближе знакомым с исходным материалом, состоянием материально-технической базы и методиками проверок этого учреждения. В силу обстоятельств меня больше интересуют перспективы дистанционного аудита финансовой отчетности, который проводится аудиторскими организациями в отношении своих клиентов.
Рискую прослыть ретроградом, но выскажусь по этому вопросу однозначно негативно. Когда делаются такие громкие заявления, то, на мой взгляд, совсем не учитываются те требования, которые предъявляются к аудиту финансовой и нефинансовой информации законодательством, и, в частности, стандартами аудита, действующими в Российской Федерации.
Так, согласно международным стандартам аудита, для проведения аудита следует изучить деятельность клиента и оценить риски существенного искажения отчетности. В частности, для этого выполняются процедуры, позволяющие рассмотреть системы внутреннего контроля за ведением учета и составлением отчетности, подлежащей аудиту. Бесспорно, тестирование компьютерных программ, используемых в аудируемой организации для учетных и контрольных функций, может проводиться дистанционно, хотя и здесь есть одно НО: что для клиента удобнее – предоставить ограниченный доступ к указанным программным средствам на территории самого предприятия или удаленно? И это только техническая сторона вопроса, а если еще подумать о вполне объяснимом желании клиента сохранить конфиденциальность… Ведь субъективно, несмотря ни на какие заверения и письменные свидетельства аудитора, душа у руководства будет спокойнее, если его информация не будет покидать родных стен (или родных серверов, в случае информации, хранящейся в электронной форме).
Одним из основных рисков существенного искажения в аудите признается риск недобросовестных действий, то есть действий руководства, сотрудников, собственников, совершенных преднамеренно с целью исказить отчетность, представить информацию в неверном, выгодном для себя свете. Для того чтобы оценить эти риски и противодействовать им, нужно личное участие аудитора, его общение с руководством и сотрудниками аудируемой организации. Удаленность аудитора от клиента в этом вопросе только поспособствует росту рисков недобросовестных действий, в то время как аудитор должен стремиться к обратному.
Еще одно требование – сбор достаточных и надлежащих аудиторских доказательств для формирования мнения аудитора о достоверности отчетности. Так вот, этот процесс связан не только с просмотром записей в учете и копий документов (что, конечно же, можно сделать, не выезжая в офис клиента), но и с наблюдением за инвентаризацией, с осмотром активов предприятия, чтобы убедиться в их физическом существовании. Я слышала об “оценщиках”, которые проводят оценку недвижимых объектов по фотографиям, но думаю, что нам не стоит брать с них пример.
И последнее требование стандартов, о котором хочу напомнить – это требование об информационном взаимодействии с высшим руководством, с надзорными органами клиента. Да, у нас давно уже есть и телефонная связь, и электронная почта, и другие технические возможности для общения, и никто не предлагает по любому вопросу добиваться личной встречи с “самым главным”. Но организовать и провести как минимум две-три очные встречи, чтобы убедиться, что наш собеседник не просто подписал договор, а понимает, что он получит в результате аудита, что он действительно уделяет должное внимание вопросам, связанным с составлением отчетности и придает этому соответствующие значение – на мой взгляд, необходимо.
Так что пока не будут изменены требования стандартов к процессу подготовки, планирования и проведения аудита, говорить о переходе на “дистанционный” аудит не имеет смысла. Конечно, аудиторы стараются строить свою работу так, чтобы не загружать ни себя, ни клиента лишними действиями, и там, где это возможно, работают с информацией удаленно, но это осуществимо не по всем процедурам. Поэтому не рекомендую организациям, выбирающим себе аудитора, “клевать” на такого червячка как “дистанционный” аудит: такой аудит неосуществим в условиях существующей нормативной базы и однозначно будет некачественным.
Статья полностью. Кунегина Анна Юрьевна Заместитель генерального директора ООО «Нексиа Пачоли» Отправить сообщение