Что проверяет росфиннадзор

Росфиннадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ при использовании средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.

Нередко выводы контролирующего органа, отраженные в актах проверок, встречают несогласие со стороны проверяемых учреждений; тогда, чтобы доказать свою правоту, администрация бюджетных организаций обращается в арбитражный суд. В статье проанализированы решения, которые принимал ФАС в 2011 году.

Расходы, совершенные без правовых оснований и не подтвержденные документально, являются нецелевым использованием бюджетных средств

Статья 38 БК РФ кладет в основу использования денежных средств принцип адресного и целевого их расходования, который означает, что бюджетные средства предоставляются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности либо направлению средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.
Согласно ст. 289 БК РФ за нецелевое использование бюджетных средств учреждению грозит административная ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ. Размеры штрафных санкций весьма внушительные — от 40 000 до 50 000 руб., а когда речь идет о нецелевом использовании бюджетных средств в особо крупном размере (от 1 500 000 до 7 500 000 руб.), к нарушителям применяются меры, предусмотренные ст. 285.1 УК РФ.
На практике, как правило, ревизорами проверяется целевая статья произведенных расходов, но нецелевым использованием в отдельных случаях признается совершение расходной операции, не подтвержденной документально либо совершенной без наличия для ее осуществления правовых оснований.
В качестве примера приведем прецедент, который был рассмотрен арбитрами в Постановлении ФАС ВСО от 31.03.2011 N А74-2329/2010.
Как следует из материалов дела, ТУ Росфиннадзора проводилась проверка финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения с 01.01.2009 по 31.12.2009. В акте проверки было отмечено, что учреждением совершались представительские расходы за счет средств бюджета, лишенные правовых оснований, а также по подложным документам.
Напомним, что в 2009 году действовал Порядок расходования средств на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также финансируемыми за счет бюджетных средств организациями и учреждениями, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.03.1994 N 222 (далее — Постановление N 222).
В силу п. 1 Постановления N 222 затраты на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц должны были производиться в тех случаях, когда это было предусмотрено решениями Президента РФ или Правительства РФ либо определено межгосударственными или межправительственными договорами РФ.
Кроме того, в п. 3 данного постановления было указано, что проведение официальных завтраков, обедов и ужинов в честь иностранных делегаций и отдельных лиц осуществляется в исключительных случаях с разрешения руководителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. Расходование средств на эти цели для массовых делегаций, а также делегаций, приезжающих на съезды, конференции, конгрессы, симпозиумы и другие массовые мероприятия, признано нецелесообразным. Поэтому осуществление данных расходов в 2009 году без соблюдения вышеперечисленных правил являлось неправомерным, что и было отмечено в акте проверки ТУ Росфиннадзора.

Для справки. С 30.11.2009 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 11.11.2009 N 918 Постановление N 222 утратило силу.

Ситуацию усугубило то, что приобретение продуктов питания (чай, кофе, кондитерские изделия, напитки, сладкая вата) для организации встреч с представителями различных организаций, которые проводило бюджетное учреждение, было произведено по недостоверным документам.
Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете*(1) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Согласно авансовому отчету сотрудника учреждения в качестве подтверждающих документов были приложены товарные чеки на общую сумму 2 000 руб. Однако в ходе встречной проверки торгующей организации Росфиннадзором было установлено следующее:
1) при расчетах с населением она не использует кассовые аппараты, на которых выбиты чеки, приложенные к авансовому отчету;
2) стоимость продуктов, указанных в товарных чеках, не соответствует стоимости продуктов, находящихся в продаже у организации;
3) подписи в товарных чеках продавцов не соответствуют подписям продавцов, работающих в магазине.
На основании данных фактов в акте проверки было отражено, что представленные чеки не являются чеками данной торгующей организации.
В свое оправдание проверяемое учреждение заявило в арбитражном суде, что достоверность данных, содержащихся в предъявленных подотчетным лицом документах, обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы. У бюджетного учреждения отсутствуют полномочия по проверке достоверности первичных документов, кроме того, в данном случае оснований для отказа в приеме от подотчетного лица первичных документов не имелось.
Суд, руководствуясь доказательствами, представленными органами Росфиннадзора, пришел к выводу о доказанности того факта, что понесенные бюджетным учреждением затраты по приобретению продуктов на сумму 2 000 руб. документально не подтверждены. Кроме того, арбитры отклонили заявления проверяемой организации о проверке документов на достоверность, поскольку обязанность по ведению бухгалтерского учета и обеспечению его достоверности лежит непосредственно на учреждении в силу положений ст. 1, 4, п. 1 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете. На основании вышеизложенного организации вменено неправомерное и нецелевое расходование бюджетных средств.

Обратите внимание! Согласно п. 1 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

Применение первичного документа произвольной формы с учетом норм Закона о бухгалтерском учете является доказательством совершения расходной операции

В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, содержат обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете.
Предметом спора между Росфиннадзором и бюджетной организацией, рассмотренного в Постановлении ФАС ВСО от 08.02.2011 N А69-564/2010, явилось применение проверяемой организаций при списании расходов акта о выполненных работах по текущему ремонту и техобслуживанию автомобилей в произвольной форме. Контролирующим органом было выдано предписание восстановить неправомерно списанные средства федерального бюджета, поскольку не имеется надлежаще оформленных документов.
Напомним, что для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств на ремонт, реконструкцию, модернизацию предусмотрена унифицированная форма N ОС-3 (Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету основных средств, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7). Если ремонт (реконструкцию, модернизацию) выполняет сторонняя организация, стороны оформляют акт в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у организации-заказчика, а второй передается организации, проводившей ремонт (реконструкцию, модернизацию).
При рассмотрении спора суд руководствовался следующим. Доказательством надлежащего расходования бюджетных средств могут являться любые первичные бухгалтерские документы, позволяющие достоверно установить их относимость к осуществлению ремонта конкретных транспортных средств и его оплате.
Учитывая, что текущий ремонт и техобслуживание автотранспортных средств осуществляются в процессе эксплуатации автомобиля без его остановки на длительное время, арбитрами был сделан вывод: в таких случаях достаточно составления акта выполненных работ, который в соответствии со ст. 753 ГК РФ подписывается двумя сторонами.
Согласно гл. 37 ГК РФ законодательство не устанавливает конкретную форму документа, подтверждающую работы по ремонту и техобслуживанию, а также не устанавливает в качестве обязательного требования к подтверждению расходов, связанных с ремонтом и техобслуживанием, представление акта по форме N ОС-3.
Более того, ни Инструкцией по бюджетному учету*(2), действовавшей в проверяемый период, ни Законом о бухгалтерском учете не установлены обязательные требования к порядку заполнения актов, оформляемых сторонами договора, заключенного на выполнение ремонтных работ машин, входящих в состав объектов основных средств учреждения (указание идентификационных данных ремонтируемого объекта: производственных номеров, марки машины, номера двигателя и т.д.).
С учетом изложенного суд отметил, что в случае, когда из совокупности документов, оформляемых сторонами договора (государственного контракта) в подтверждение выполняемых исполнителем работ (в том числе актов о принятии результата работ, заказов-нарядов, заявок на осуществление работ, иных документов, предусмотренных договором), возможно установить объект имущества, в отношении которого осуществлялись ремонтные работы, а также объем работ, данные документы являются достаточными для обоснованного отражения в бюджетном учете принятия обязательства по оплате выполненных исполнителем работ и, соответственно, признания в бюджетном учете суммы расходов по ремонту основного средства. Здесь нет нарушения законодательства РФ, регулирующего вопросы ведения бюджетного учета.
Таким образом, вывод контролирующего органа о том, что расходование бюджетных средств было произведено в отсутствие первичных документов и указанные средства подлежат восстановлению, неправомерен.

Может ли нарушение в виде нецелевого использования бюджетных средств быть признано малозначительным?

Как нами было отмечено выше, штрафные санкции за нарушение в виде нецелевого использования бюджетных средств достаточно внушительны, а размер финансового нарушения, выявленного по результатам проверки, бывает не так уж значителен. В таких случаях бюджетные учреждения обращаются в арбитражные суды с просьбой о признании нарушения малозначительным и об отмене соответствующего административного наказания.

Для справки. На основании ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Какие решения принимают арбитры? Есть ли шанс выиграть спор? Заметим, что по данному вопросу сложилась противоречивая судебная практика. Рассмотрим несколько решений ФАС, в которых арбитрами были сделаны выводы как об отмене штрафных санкций для бюджетных учреждений, так и об обязательном применении к нарушителю административного наказания.
Постановление ФАС ЗСО от 27.01.2011 N А03-10718/2010. Суть спора, рассмотренного в зале арбитражного суда, заключалась в следующем. Управлением Росфиннадзора по субъекту проводилась проверка Пенсионного фонда. По ее результатам было выявлено нарушение в виде нецелевого использования средств в размере 3 360 руб. Поступившие по подстатье 221 «Услуги связи» КОСГУ денежные средства были использованы учреждением на приобретение немаркированных конвертов и пластиковых конвертов для бандеролей. Вместе с тем, согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 25.12.2008 N 145н (далее — Указания N 145н) (действовавшим в проверяемый период), расходы на приобретение вышеназванных товаров должны были производиться по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Для справки. Аналогичные регламентации о порядке применения классификации расходов в 2011 году установлены Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N 190н (далее — Указания N 190н).

По данному факту Управлением Росфиннадзора в отношении Пенсионного фонда был составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о привлечении к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Согласно п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Оценив представленные сторонами доказательства, конкретные обстоятельства совершения Пенсионным фондом правонарушения, его характер и степень общественной опасности, суд сделал вывод о том, что в рассматриваемом случае при формальном наличии состава административного правонарушения оно не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, и вынес решение о признании нарушения малозначительным.
Постановление ФАС ЗСО от 22.02.2011 N А75-4754/2010. Предметом спора, рассмотренного в арбитражном суде, явилось нецелевое использование средств в виде выплат заработной платы медицинскому персоналу, непосредственно не оказывающему амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь женщинам в период беременности, родов и послеродовой период, за счет талонов родовых сертификатов. В отношении медицинского учреждения были составлены протоколы об административном правонарушении и вынесены постановления о назначении наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб. (по каждому постановлению).
Принимая решение, суд исходил из следующего. Порядок финансового обеспечения в 2008-2010 годах расходов на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет, регулируется Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 987.
На основании указанного постановления Минздравсоцразвития Приказом от 05.02.2008 N 51н утвердило Порядок расходования средств, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии — медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет (далее — Порядок) (действовал в проверяемый период).
В соответствии с п. 6 Порядка денежные средства, перечисленные на основании родовых сертификатов, должны распределяться между медицинским персоналом, непосредственно оказывающим амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь женщинам в период беременности, родов и послеродовой период, и медицинскими работниками, осуществляющими диспансерное (профилактическое) наблюдение детей. Таким образом, учреждение здравоохранения не имело правовых оснований выплачивать заработную плату медицинскому персоналу, не участвующему в оказании соответствующей медицинской помощи, поэтому налицо факт нецелевого использования бюджетных средств.
Однако в рассматриваемом случае отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям, а также причинение значительного вреда обществу или государству. При этом медицинское учреждение, осуществляя спорные выплаты, действовало в соответствии с разъяснениями Минздравсоцразвития (Приказ от 02.10.2009 N 808н «Об утверждении порядка оказания акушерско-гинекологической помощи»), на что было указано организацией при обращении в арбитражный суд. По решению арбитров медицинское учреждение освобождено от ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.
Постановление ФАС СЗО от 15.02.2011 N А26-5262/2010. На рассмотрение арбитражного суда было вынесено обращение военкомата по поводу применения к нему ст. 2.9 КоАП РФ по факту выявленного нецелевого использования бюджетных средств. Суд выяснил следующее.
В 2009 году в учреждении органами Росфиннадзора проводилась проверка финансово-хозяйственной деятельности. В ходе контрольных мероприятий было выявлено, что выплаты выходного пособия военнослужащему в связи с переездом на новое место службы и подъемного пособия его семье были произведены за счет средств федерального бюджета по подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ. Вместе с тем согласно Указаниям N 145н (действовавшим в проверяемый период) данные выплаты следовало произвести по подстатье 212 «Прочие выплаты» КОСГУ.

Для справки. Аналогичные регламентации о порядке применения классификации расходов в 2011 году установлены Указаниями N 190н.

По данному факту нецелевого использования бюджетных средств в отношении военкомата был составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о наказании в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Как разъяснено в п. 14.1 Постановления Пленума ВАС РФ N 23*(3), если судом будет установлено, что исходя из перечней расходов бюджетов бюджетной системы РФ, наименований статей и подстатей КОСГУ невозможно с очевидностью определить, на какую статью или подстатью участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы, то данная расходная операция не признается нецелевым использованием бюджетных средств.
В рассматриваемом случае арбитры пришли к выводу об отсутствии неопределенности в вопросе о том, на какую подстатью КОСГУ учреждению следовало бы отнести осуществленные им расходы.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюсти правила и нормы, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При рассмотрении спора обстоятельств, исключающих вину учреждения в нецелевом использовании бюджетных средств, судом не установлено. Таким образом, ст. 2.9 КоАП РФ в отношении данного юридического лица применена быть не может.

  • · Из зала суда: споры по проверкам Росфиннадзора (С. Валова, «Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности», N 7, июль 2011 г.)

О проведении Росфиннадзором встречных проверок (Репин А.)

К нам в редакцию поступило письмо одного из подписчиков с просьбой разъяснить следующую ситуацию. В бюджетное учреждение пришли должностные лица территориального управления Росфиннадзора для проведения встречной проверки. Вправе ли Росфиннадзор проводить такие проверки? Должны ли они быть согласованы с органами прокуратуры? Каков порядок их назначения и проведения?
Что такое встречные проверки и вправе ли Росфиннадзор их проводить?
В соответствии с п. 1 Положения о Росфиннадзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 N 278, Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Согласно ст. 268 БК РФ Росфиннадзор контролирует использование средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов РФ, включая использование предоставляемых из указанных источников субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.
Порядок осуществления Росфиннадзором контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере установлен Административным регламентом исполнения Росфиннадзором государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденным Приказом Минфина России от 04.09.2007 N 75н (далее — Административный регламент).
Целью проводимых Росфиннадзором ревизий и проверок является определение правомерности, в том числе целевого характера, эффективности и экономности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.
Согласно п. 5.1 Положения о территориальных органах Росфиннадзора, утвержденного Приказом Минфина России от 11.07.2005 N 89н (далее — Положение N 89н), территориальные органы Росфиннадзора осуществляют контроль и надзор:
— за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
— за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;
— за соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;
— за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре.
В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальные органы Росфиннадзора имеют право среди прочего проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых:
— проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях — получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий;
— проверять правомерность и эффективность использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов РФ;
— проверять соблюдение резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, полноту и достоверность учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.
В соответствии с пп. 5.14.2 Положения о Росфиннадзоре в целях реализации своих полномочий Росфиннадзор имеет право проводить встречные проверки. В силу пп. 5.14.2 Положения N 89н аналогичное право предоставлено территориальным органам этой службы.
Под встречной проверкой понимается процедура получения доказательств, которая проходит в рамках контрольных мероприятий путем сличения записей, документов и данных организаций любой организационно-правовой формы, получивших от проверяемой организации или передавших ей денежные средства, материальные ценности и документы, с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации.
Основанием для встречной проверки выступает недостаток информации, который был выявлен в ходе контрольного мероприятия в проверяемой организации.
Обязан ли Росфиннадзор согласовывать проведение встречных проверок с органами прокуратуры?
В соответствии с п. 7 Административного регламента Росфиннадзор осуществляет свою деятельность (проводит контрольные мероприятия) согласно плану контрольной работы. Помимо плановых проверок, Росфиннадзором могут проводиться и внеплановые контрольные мероприятия. Основания для последних исключительно следующие:
— поручения руководителя Росфиннадзора (территориального органа);
— поручения или обращения от Аппарата Правительства РФ, Администрации Президента РФ, Минфина, Генеральной прокуратуры и иных правоохранительных органов федерального уровня;
— проведение встречной ревизии (проверки).
Необходимо отметить, что территориальные органы Росфиннадзора могут проводить внеплановые контрольные мероприятия только по согласованию с центральным аппаратом Росфиннадзора. Таким образом, проведение территориальными органами Росфиннадзора встречных проверок, за исключением проводимых в соответствии с поручениями, поступившими из центрального аппарата Росфиннадзора, в обязательном порядке согласовывается с центральным аппаратом Росфиннадзора (п. 42 Административного регламента).
Нормами Административного регламента согласование проведения встречных проверок с органами прокуратуры не предусмотрено. Кроме того, напомним, что действие Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предусматривающего такую обязанность, не распространяется на контрольные мероприятия, осуществляемые Росфиннадзором.
Каков порядок назначения встречной проверки?
Согласно п. 88 Административного регламента встречная проверка назначается руководителем Росфиннадзора либо его территориального органа по письменному представлению руководителя ревизионной группы. Заметим, что для проведения встречной проверки в организациях, расположенных на территории других субъектов РФ, руководитель Росфиннадзора (территориального органа) или лицо, им уполномоченное, направляет письменный запрос в территориальный орган, расположенный в субъекте РФ, на территории которого необходимо провести встречную проверку. В запросе приводятся следующие сведения: полное наименование организации, подлежащей встречной проверке, юридический адрес, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), а также перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе встречной проверки.
Решение о назначении встречной проверки оформляется приказом, в котором указываются наименование проверяемой организации, проверяемый период, тема проверки, основание ее проведения, персональный состав ревизионной группы, срок проведения проверки.
На основании приказа о назначении контрольного мероприятия оформляется удостоверение на проведение ревизии (проверки) по форме, приведенной в Приказе Росфиннадзора от 07.12.2009 N 292 «Об утверждении форм удостоверений на проведение ревизии (проверки), порядка оформления и хранения удостоверений на проведение ревизии (проверки)» (далее — Приказ N 292). Оформленное удостоверение должно быть подписано лицом, назначившим проверку, и заверено печатью Росфиннадзора (его территориального органа). В удостоверении должны содержаться следующие сведения:
— наименование органа, назначившего контрольное мероприятие;
— наименование проверяемой организации;
— проверяемый период;
— тема контрольного мероприятия;
— основание проведения контрольного мероприятия;
— персональный состав ревизионной группы;
— срок проведения.
Заметим, что в соответствии с п. 70 Административного регламента срок проведения контрольного мероприятия не может превышать 45 рабочих дней. Вместе с тем согласно п. 73 Административного регламента срок, установленный при назначении мероприятия, может быть продлен лицом, назначившим ревизию (проверку), на основе мотивированного представления руководителя ревизионной группы, но не более чем на 30 рабочих дней. Таким образом, максимальный срок проведения контрольного мероприятия (с учетом продления) составляет 75 рабочих дней. Следует учитывать, что в случае продления первоначально установленного срока проведения проверки на оборотной стороне удостоверения должны быть проставлены отметки об этом с указанием основания продления (п. 6 Приказа N 292). Нужно помнить о том, что продление первоначально установленного срока проведения контрольного мероприятия должно осуществляться на основе мотивированного представления руководителя ревизионной группы.
Каков порядок проведения встречной проверки?
По прибытии в проверяемую организацию руководитель ревизионной группы должен (п. 79 Административного регламента):
— предъявить руководителю организации удостоверение на проведение ревизии (проверки);
— ознакомить его с программой ревизии (проверки);
— представить участников ревизионной группы;
— решить организационно-технические вопросы проведения ревизии (проверки).
Кроме того, при проведении ревизии (проверки) участники ревизионной группы должны иметь служебные удостоверения, а при необходимости проверки сведений, составляющих государственную тайну, еще и соответствующие справки о допуске и предписания на выполнение заданий.
В ходе встречной проверки руководитель ревизионной группы вправе получать от должностных, материально ответственных и иных лиц проверяемой организации письменные объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе встречной проверки, и заверенные копии документов, необходимых для совершения контрольных действий. В случае отказа от представления указанных объяснений, справок, сведений и копий документов в акте встречной проверки делается соответствующая запись.
Встречная проверка проводится сотрудниками Росфиннадзора методом сверки данных, представленных проверяемой организацией (выписки расчетных операций из журнала операций расчетов с поставщиками и подрядчиками (или из карточки учета средств и расчетов), копии документов, актов сверок расчетов за проверяемый период), с первичными документами или данными бухгалтерского учета организации, получившей от проверяемой организации или передавшей ей денежные средства, материальные ценности и документы.
При сверке данных бухгалтерского учета их достоверность устанавливается путем непосредственной проверки первичных документов и записей в регистрах бухгалтерского учета.
Достоверность финансово-хозяйственных операций устанавливается путем формальной или арифметической проверки документов.
При формальной проверке выявляются:
— правильность заполнения всех реквизитов документов;
— наличие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок в тексте и цифр;
— подлинность подписей должностных и материально ответственных лиц <1>.
———————————
<1> В необходимых случаях подпись работника в документе сопоставляется с его подписью в других документах, а при возникновении сомнений следует получить личное подтверждение работника в форме объяснений по данному факту хозяйственной операции или направить документы в установленном порядке в органы внутренних дел для проведения графологической экспертизы.
При арифметической проверке определяется правильность подсчетов в документах, например правильность приведенных итогов в первичных документах, учетных регистрах и отчетных формах.
Как оформляются результаты встречной проверки?
Результаты встречной проверки должны быть оформлены актом, который составляется в двух или трех экземплярах. Акт встречной проверки прилагается к акту ревизии (проверки), в рамках которой была проведена встречная проверка. Каждый экземпляр акта встречной проверки подписывается руководителем ревизионной группы и руководителем организации, а также участниками ревизионной группы, если они не оформляли справки. Акт встречной проверки составляется на русском языке, имеет сквозную нумерацию страниц. В нем не допускаются помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления.
Показатели, выраженные в иностранной валюте, приводятся в акте встречной проверки в этой иностранной валюте и в сумме в рублях, определенной по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, установленному Банком России, на дату совершения соответствующих операций.
В ходе встречной проверки по решению руководителя ревизионной группы могут составляться справки по результатам проведения контрольных действий по отдельным вопросам программы ревизии (проверки). Указанная справка составляется участником ревизионной группы, проводившим контрольное действие, подписывается им, согласовывается с руководителем ревизионной группы, подписывается должностным лицом проверяемой организации, ответственным за соответствующий участок работы проверяемой организации.
Когда можно предположить, что выявленное в ходе встречной проверки нарушение может быть скрыто либо по нему нужно принять меры для незамедлительного устранения, составляется промежуточный акт встречной проверки, к которому прилагаются необходимые письменные объяснения соответствующих должностных, материально ответственных и иных лиц проверяемой организации. Данный акт подписывается участником ревизионной группы, проводившим контрольные действия по конкретному вопросу программы встречной проверки, и руководителем ревизионной группы, а также руководителем организации.
Акт встречной проверки состоит из вводной и описательной частей. Вводная часть акта встречной проверки должна содержать следующие сведения:
— тему проверки, в ходе которой проводится встречная проверка;
— вопрос (вопросы), по которому (которым) проводилась встречная проверка;
— дату и место составления акта встречной проверки;
— номер и дату удостоверения на проведение встречной проверки;
— фамилии, инициалы и должности работников, проводивших встречную проверку;
— проверяемый период;
— срок проведения встречной проверки;
— сведения о проверенной организации;
— полное и краткое наименование, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
— имеющиеся лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности;
— фамилии, инициалы и должности лиц, имевших право подписи денежных и расчетных документов в проверяемый период;
— иные данные, необходимые, по мнению работников, проводивших встречную проверку, для полной характеристики проверенной организации.
Описательная часть акта встречной проверки должна содержать описание проведенной работы и выявленных нарушений по вопросам, по которым проводилась встречная проверка.
При составлении акта ревизии (проверки), акта встречной проверки должны быть обеспечены объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность (без ущерба для содержания) изложения. Результаты встречной проверки, излагаемые в акте, должны подтверждаться документами (копиями документов), результатами контрольных действий, объяснениями должностных, материально ответственных и иных лиц проверенной организации, другими материалами. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной формах. Указанные документы (копии) и материалы прилагаются к акту ревизии (проверки), акту встречной проверки.
Акты не должны содержать:
— выводов, предположений, фактов, не подтвержденных соответствующими документами;
— указаний на материалы правоохранительных органов и показания, данные следственным органам должностными, материально ответственными и иными лицами проверенной организации;
— морально-этической оценки действий должностных, материально ответственных и иных лиц проверенной организации.
При необходимости руководитель ревизионной группы может установить срок (не более 5 дней) для ознакомления руководителя организации с актом встречной проверки и его подписания.
В случае отказа руководителя организации подписать или получить акт встречной проверки руководитель ревизионной группы в конце акта делает соответствующую запись. При этом акт встречной проверки в тот же день направляется проверенной организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления проверенной организации.
Документ, подтверждающий факт направления акта встречной проверки проверенной организации, приобщается к материалам встречной проверки.

Камеральный контроль госзакупок в Республике Казахстан

Камеральный контроль госзакупок, проводимый Министерством финансов РК, предотвращает нарушения при проведении государственных закупок.

К сожалению, участие в закупках в настоящее время пока напоминает «бег с препятствиями», когда поставщики, участвуя в конкурсе закупок, не уверены, что дойдут до финиша, потому что конкурсная комиссия закупок может отклонить конкурсную заявку практически по любым основаниям. В свою очередь организаторы, объявляя конкурс, тоже не уверены, что участники будут добросовестными и профессиональными.

Изначально сама система государственных закупок была задумана как свободная, прозрачная форма купли-продажи, когда заказчики на всеобщее обозрение выставляют свои годовые потребности в товарах, работах или услугах, а добросовестные потенциальные поставщики имеют возможность участвовать в любых закупках, в любом регионе нашей страны на принципах добросовестной конкуренции.

На практике оказалось, что поставщики не все добросовестные, и заказчикам приходится «бороться» с ними, то есть терять свое время, деньги, а зачастую и отказываться от закупки, поскольку время упущено. С другой стороны, многие добросовестные поставщики не могут принять участие в закупках, потому что заказчики по надуманным основаниям отклоняют их заявки.

Отказ от закупок

Экономическая система нашего государства развивается и крепнет. Одним из основных направлений в этом развитии являются конкурентные закупки (государственные закупки), где заказчиком выступают государственные органы, государственные учреждения, а также государственные предприятия, юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированные с ними юридические лица, а исполнителями – юридические лица и индивидуальные предприниматели.

1. Существующие Правила осуществления государственных закупок и Закон РК «О государственных закупках» (далее – Закон) не дают исчерпывающих ответов на вопросы, которые возникают при подготовке конкурсных документов, как для заказчиков, так и для поставщиков. Таким образом, правоприменительная практика складывается исключительно индивидуально для различных отраслей экономики, департаментов, отдельных групп предприятий, административно-территориальных единиц, и т. д.

Другими словами, повсеместно складывается своя, индивидуальная практика проведения государственных закупок.

Дополнительную сложность создают определенные требования некоторых ведомственных документов, которые не входят в нормативно-правовую базу РК, в результате чего на практике корректируются нормы гражданского законодательства и законодательства о государственных закупках. Это касается способов финансирования, бухгалтерского учета, подчиненности предприятий по вертикали, а также работы на официальном портале и т. д.

2. В настоящее время законодательство о государственных закупках не дает шансов потенциальным поставщикам ошибаться при участии в закупках.

Если уж потенциальный поставщик опубликовал свою заявку на веб-портале в закупках способом запроса ценовых предложений, то законно он не может отказаться от нее после подведения итогов, а организаторы не имеют законных оснований для отклонения таких заявок.

3. До сих пор нет официального комментария к Закону и к Правилам осуществления государственных закупок. Имеющееся нормативное Постановление Верховного Суда РК о применении законодательства о государственных закупках так же не дает ответов на многие вопросы, тем более что законодательство в сфере государственных закупок меняется довольно часто.

Безусловно, эти проблемы не останавливают процесс закупок, но участники закупок зачастую подвергают себя риску, принимая те или иные решения.

Изменения в законе о закупках

4 декабря 2015 года главой государства подписан Закон «О государственных закупках» в новой редакции, который введен в действие с 1 января 2016 года.

Закон принят в соответствии с поручением главы государства, а также в рамках исполнения Плана Нации – «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ, в котором, среди прочих задач, предусмотрено законодательное закрепление системы регулярного обучения госслужащих, формирование надежной правовой среды, когда «каждый гражданин будет понимать, что он действует в тех же рамках, что и чиновники, и бизнесмены, когда чиновники и бизнесмены будут показывать пример законопослушного поведения».

В целом, к концу 2015 года обновлено и принято в новой редакции порядка 80 законов, и немалую долю этих изменений составляют антикоррупционные меры, в том числе и в сфере государственных закупок.

События прошедшего 2015 года свидетельствуют о том, что Казахстан, оставаясь стабильным государством, принял курс на обновление, в том числе и на создание профессионального государства.

Работая в сфере государственных закупок, мы видим, какую важную задачу решает этот государственный институт. Кроме разумного расходования государственных средств, это еще и создание здоровой конкурентной среды в закупках, а значит, и рост конкурентоспособности нашего бизнеса в целом. Это борьба с коррупцией путем перевода закупок на электронные площадки и ужесточения ответственности в отношении лиц, злоупотребляющих своими полномочиями. Это изменение законодательства в сфере государственных закупок и приведения его в соответствие с международными нормами и требованиями экономики современного мира.

Изменения в госзакупках в 2016 году

В начале 2016 года в сфере государственных закупок произошли значительные изменения.

Так, введение электронной формы договоров госзакупок повлияло как на организаторов, так и на поставщиков: они стали более внимательно составлять и изучать условия поставок и технических спецификаций, так как возможность откорректировать условия договора после проведения закупки исключена. Установленные сроки для подписания электронных договоров значительно упростили процесс совершения сделки, при этом повысился риск для недобросовестных поставщиков. Внесение изменений в годовой план закупок не чаще одного раза в месяц поставило заказчиков в жесткие рамки планирования.

Эти и многие другие изменения позволяют повысить профессиональный уровень организаторов закупок и ответственность потенциальных поставщиков, что в свою очередь позволит снизить коррупционные нарушения, которые зачастую совершаются не по умыслу, а по незнанию предмета закупок. Это в конечном итоге повысит уровень доверия государству со стороны бизнеса.

Среди изменений есть одно, которое, на мой взгляд, поставило процесс государственных закупок на качественно новый уровень. Это камеральный контроль в сфере государственных закупок.

Камеральный контроль госзакупок

30 ноября 2015 года приказом министра финансов РК № 598 были утверждены Правила проведения камерального контроля. Настоящие правила определяют порядок проведения камерального контроля уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту.

Нормами статьи 16 Закона закреплено положение о том, что уполномоченный орган осуществляет контроль за соблюдением законодательства РК о государственных закупках, в том числе – камеральный контроль.

Уполномоченный орган – это Комитет финансового контроля Министерства финансов РК (далее – Комитет) и его территориальные подразделения, под центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета закупки понимаются органы казначейства.

Так что же такое камеральный контроль

Согласно определению, камеральный контроль – это иная форма контроля, осуществляемая Комитетом и его территориальными подразделениями без посещения объекта государственного аудита и финансового контроля на основе анализа и сопоставления данных информационных систем, а также других сведений о деятельности объектов государственного аудита.

Другими словами, камеральный контроль в сфере государственных закупок – это постоянная дистанционная проверка субъектов государственных закупок на предмет выявления нарушений при объявлении и проведении государственных закупок посредством веб-портала.

Камеральный контроль представляет собой довольно сложную организационную систему и состоит из следующих элементов: а) субъект контроля; б) объект контроля; в) предмет контроля; г) цели контроля; д) методы осуществления контроля.

Субъекты контроля – Комитет финансового контроля Министерства финансов РК и его территориальные подразделения.

Объекты контроля – заказчики, организаторы, единые организаторы.

Предмет контроля – осуществление государственных закупок в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Цели контроля – пресечение и недопущение нарушений.

Методы контроля – проверка текущего состояния государственных закупок в режиме онлайн посредством веб-портала http://www.goszakup.gov.kz/.

Цель камерального контроля госзакупок

Главной целью камерального контроля госзакупок является своевременное пресечение и недопущение нарушений. При этом при проведении проверки уполномоченный орган не ставит перед собой цель наказать лиц, допустивших нарушения, так как важной частью камерального контроля является предоставление объекту проверки права самостоятельного устранения нарушений, выявленных по результатам камерального контроля.

Также важной частью этого процесса является то обстоятельство, что камеральный контроль распространяется только на те нарушения, которые можно устранить. То есть, если получено уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, это значит, что нарушение устранимо, и если это нарушение устранить своевременно, наказания не последует.

Вот такая логически простая и лояльная система выявления нарушений.

Очевидно, что это обстоятельство создает в процессе камерального контроля атмосферу доверия между объектом/субъектом контроля и потенциальными поставщиками в сфере государственных закупок. Это доверие основывается на надежной и полной информации о процедурах проведения закупок, тем самым реализовывается сразу несколько принципов, предусмотренных статьей 4 Закона, а именно:

1) предоставление потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в процедуре проведения государственных закупок;

2) добросовестная конкуренция среди потенциальных поставщиков;

3) открытость и прозрачность процесса государственных закупок;

4) недопущение коррупционных проявлений.

Уведомление об устранении нарушений в госзакупках

Уведомление об устранении нарушений в госзакупках, выявленных по результатам камерального контроля, составляется в соответствии с приложением 1 к Правилам проведения камерального контроля и содержит следующие сведения:

★Действия при получении уведомления об устранении нарушений★

Екатерина Клопова

автор журнала «Государственный заказ. Вопросы и ответы», эксперт электронной системы «ACTUALIS» по ГЗ Каковы дальнейшие действия при получении уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля?

наименование уполномоченного органа по камеральному контролю;

наименование, БИН, место нахождения объекта контроля;

дату выявления нарушений;

указание о необходимости исполнить уведомление в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения (получения);

разъяснение о порядке исполнения уведомления в случае согласия с выявленными нарушениями;

в случае несогласия – разъяснение о последствиях неисполнения уведомления в установленные сроки, в том числе предупреждение об административной ответственности;

порядок обжалования уведомления;

приложение с описанием выявленных нарушений.

★Приостановление расходных операций по кодам и счетам объектов госаудита★

Андрей Романов

автор журнала «Государственный заказ. Вопросы и ответы», эксперт электронной системы «ACTUALIS» по ГЗ Что за собой влечет неисполнение в установленный срок уведомления об устранении нарушений? Как и куда писать возражение?

Уведомление об устранении нарушений подлежит обязательному исполнению. За неисполнение, либо несвоевременное исполнение виновное лицо привлекается к административной ответственности в порядке пунктов 3 и 4 статьи 462 Кодекса об административных правонарушениях РК (КоАП РК):

3. Невыполнение или ненадлежащее выполнение законных требований или предписаний, представлений, постановлений, выданных органами государственного контроля и надзора (должностных лиц), должностными лицами государственных органов в пределах их компетенции, влечет штраф на должностных лиц в размере пятнадцати месячных расчетных показателей.

4. Непредставление либо несвоевременное предоставление проверяемыми субъектами информации о мерах, которые будут приняты по устранению нарушений, выявленных органами контроля и надзора, – влечет штраф в размере двадцати месячных расчетных показателей.

Источник: Электронная система «Actualis» по госзакупкам