Что должен знать бухгалтер

Знакомьтесь: профессиональный стандарт для бухгалтера (Дубовик И.)

К 2015 г. Правительство РФ пообещало подготовить для каждой профессии новые стандарты и обещание выполнило. Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России разработал Профессиональный стандарт «Бухгалтер», который утвержден Приказом Минтруда России от 22.12.2014 N 1061н. Чем же он может быть полезен начинающим бухгалтерам и тем, кто уже себя не мыслит без этой профессии? Давайте вместе разберемся и ознакомимся с «бухгалтерским» Стандартом.

Зачем вообще нужны профессиональные стандарты?

Для ответа на вопрос обратимся к п. 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов <1>. Из него следует, что эти стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации труда и управления. Основная цель разработки профессионального стандарта — это утверждение единых квалификационных требований к работникам, которые занимают определенные должности, работают по определенным профессиям. То есть профессиональные стандарты устанавливают минимальные профессиональные умения, которыми должен обладать работник на определенной должности. Ими можно руководствоваться при написании должностных инструкций персонала, которые обязательными не являются, но помогают в организации трудового процесса.
———————————
<1> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23.

И еще необходимым условием трудового договора считается трудовая функция, под которой понимается работа по должности согласно штатному расписанию, профессии, специальности с указанием квалификации (ст. 57 ТК РФ). Если по определенным должностям, профессиям, специальностям предусмотрено предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать тому, что указано в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах. Все это говорит о том, что Профессиональный стандарт «Бухгалтер» не просто документ для ознакомления, а практический правовой акт, который может быть использован в работе как кадровой, так и финансовой службы.

Какими знаниями и навыками должен обладать бухгалтер?

Рядовой (начинающий) бухгалтер должен обладать базовыми теоретическими знаниями и практическими навыками в области бухгалтерского учета. То есть он должен знать, как принимаются к учету первичные учетные документы о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта, осуществляются денежное измерение объектов бухгалтерского учета, текущая группировка и обобщение фактов хозяйственной жизни. Все вышесказанное авторы Стандарта назвали трудовыми функциями бухгалтера, которые, в свою очередь, складываются из определенных и вполне конкретных трудовых действий. Рассмотрим эти трудовые функции применительно к сфере деятельности бухгалтера казенного учреждения.
Система документооборота требует от бухгалтера умения качественно выполнить следующие несложные, но в то же время необходимые операции:
— составлять (оформлять) первичные учетные документы, в том числе электронные;
— проверять названные документы по форме и полноте оформления реквизитов;
— систематизировать «первичку» текущего периода согласно учетной политике;
— составлять на основе базовых учетных документов сводные аналоги;
— обеспечивать документальными данными инвентаризацию активов и обязательств.
Пожалуй, это основные «документальные» действия, для качественного выполнения которых бухгалтеру нужно знать основы законодательства о бухгалтерском учете (в том числе нормативные правовые акты о документах и документообороте, об архивном деле). Не менее важно быть в курсе внутренних организационно-распорядительных документов учреждения, регламентирующих порядок составления, хранения и передачи в архив «первички». Практика же применения законодательства по вопросам оформления первичных учетных документов приобретается в процессе исполнения служебных обязанностей.
Денежная оценка и группировка информации — это следующая трудовая функция рядового (начинающего) бухгалтера, которая предполагает более сложные действия:
— денежное измерение объектов бухгалтерского учета и ведение бухгалтерских записей (проводок) в соответствии с рабочим планом счетов экономического субъекта;
— регистрацию данных, содержащихся в первичных документах, в регистрах бухучета;
— составление отчетных калькуляций, калькуляций себестоимости продукции (работ, услуг), распределение косвенных расходов, начисление амортизации активов;
— сопоставление результатов инвентаризации с данными регистров бухгалтерского учета и составление сличительных ведомостей.
Багаж знаний для этой трудовой функции должен быть существенно больше. В частности, бухгалтеру не обойтись не только без правовых актов бухгалтерского учета, но и без знания законодательства о налогах и сборах, социальном и медицинском страховании, пенсионном обеспечении, а также гражданского, трудового, таможенного права. Не лишними будут навыки по методам учета затрат казенного учреждения, для чего понадобятся Инструкции N N 157н <2> (в части общей методологии) и 162н <3> (в части отражения хозяйственных операций). Также пригодятся умение пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета и навыки работы с информационными и справочно-правовыми системами.
———————————
<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
<3> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Итоговое обобщение данных бухучета происходит в конце отчетного периода. По сути, данная трудовая функция является результатом работы бухгалтера и исполнения им предыдущих рассмотренных функций. Бухгалтер должен уметь делать следующее:
— подсчитать в регистрах учета итоги и остатки по счетам синтетического и аналитического учета, закрыть обороты по всем счетам на последнее число месяца;
— провести контроль тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;
— подготовить информацию для составления оборотно-сальдовой ведомости, главной книги;
— быть готовым к даче пояснений, подбору документов (справок), необходимых для проведения внутреннего контроля, внутреннего и внешнего аудита, документальных ревизий, налоговых и иных проверок;
— систематизировать и комплектовать регистры бухгалтерского учета за отчетный период для последующей передачи регистров в архив;
— отразить в бухгалтерском учете выявленные расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета;
— исправлять ошибки, допущенные при ведении бухгалтерского учета, в соответствии с установленными правилами.
Для выполнения перечисленных действий понадобится знание всей озвученной выше нормативной базы, при этом не обязательно изучать весь Налоговый кодекс или всю бюджетную Инструкцию. Достаточно иметь представление о том, с чем приходится сталкиваться в процессе трудовой деятельности. Плюс знание внутренних организационно-распорядительных документов, регламентирующих группировку финансовой информации и правила ее защиты от несанкционированного доступа. Знание основ экономики, технологии, организации производства и управления бухгалтеру КУ, полагаем, излишне.

Что должен знать и уметь главный бухгалтер?

При ответе на этот вопрос нужно исходить из того, что главбух как руководитель финансовой службы учреждения отвечает за самые важные документы, к коим относится бухгалтерская отчетность. Поэтому не удивительно, что ее составление как раз и является обобщенной функцией главного бухгалтера. Кроме того, в его полномочия входят внутренний контроль за ведением бухгалтерского и налогового учета, сдачей отчетности, а также бюджетирование и управление денежными потоками.
Составление финансовой отчетности в общем случае предполагает следующие действия бухгалтерской службы учреждения:
— организацию, координацию и контроль процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета для последующего ее использования в отчетности;
— обеспечение представления бухгалтерской (финансовой) отчетности по соответствующим адресам в установленные сроки;
— формирование, счетную и логическую проверку правильности формирования числовых показателей отчетов, входящих в состав отчетности;
— составление необходимых пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;
— обеспечение сохранности бухгалтерской (финансовой) отчетности до ее передачи и последующую передачу ее в архив.
Очевидно, что все перечисленные действия главбуху не обязательно выполнять самостоятельно. Задача руководителя состоит в определении объема учетных работ, структуры и численности работников бухгалтерской службы, оценке потребности в материально-технических, финансовых и иных ресурсах. Для этого следует оценить уровень профессиональных знаний и умений работников бухгалтерской службы, после чего производятся распределение объема учетных работ между работниками (группами работников) бухгалтерской службы, координация действий подчиненных во взаимоотношениях с персоналом учреждения и сторонними представителями.
Кстати, составление отчетности главбух может делегировать своему подчиненному, например заместителю, при условии, что тот обладает необходимыми навыками и умеет:
— формировать в соответствии с установленными правилами числовые показатели в отчетах, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, при централизованном и децентрализованном ведении бухгалтерского учета;
— оценивать существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
— составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность при реорганизации или ликвидации юридического лица.
Но сложные операции главбуху следует делать самостоятельно. Например, это финансовый анализ информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, установление причинно-следственных связей в изменениях, произошедших за отчетный период, оценка потенциальных рисков и возможностей экономического субъекта в обозримом будущем. За это с главного бухгалтера спросит персонально руководитель, который принимает стратегические решения и вряд ли доверится заместителям или иным подчиненным. Также главному бухгалтеру в конечном итоге придется обосновывать принятые решения при проведении внутреннего контроля, внутреннего и внешнего аудита, ревизий, налоговых и иных проверок.
Для составления качественной отчетности и контроля работы бухгалтерии ее руководитель обязан знать многое. Он должен хорошо ориентироваться не только в бухгалтерском и налоговом, трудовом и бюджетном, страховом и статистическом законодательстве, но и, самое главное, в практике его применения. Речь идет о разъяснениях уполномоченных органов (Минфина, ФНС, ФАС и т.д.) и об арбитражной практике.
В последнее время в связи с реформированием национального бухгалтерского учета все более нужны знания международных стандартов финансовой отчетности. Главбуху необходимо иметь их вариант, касающийся финансовой отчетности для общественного сектора экономики.
Также руководителю финансовой службы нужно уметь пользоваться компьютерными программами для ведения бухучета, современными технологиями автоматизированной обработки информации, а также знать правила защиты информации, порядок обмена информацией по телекоммуникационным каналам связи. И еще ему не помешает перенять передовой отечественный и зарубежный опыт в области управления процессом формирования информации в системе бухгалтерского учета.
Внутренний контроль. Обязанность по его ведению закреплена основополагающим документом — Законом о ведении бухгалтерского учета <4>. Данная трудовая функция включает следующие ключевые трудовые действия:
— организацию и осуществление внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
— проверку обоснованности первичных учетных документов, которыми оформлены факты хозяйственной жизни, логическую увязку отдельных показателей; проверку качества ведения регистров и составления отчетности;
— мониторинг качества бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленных подразделений (при децентрализованном ведении бухгалтерского учета);
— контроль соблюдения процедур внутреннего контроля в бухгалтерии;
— подготовку и представление отчетов о состоянии внутреннего контроля экономического субъекта, организацию их хранения и передачи в архив.
———————————
<4> Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.

Очевидно, что все это главному бухгалтеру самостоятельно не осилить, да и незачем, так как внутренний контроль — это как бухгалтерский учет, в который вовлечены все исполнители и руководители бухгалтерской службы. Поэтому главбух как главный контролер должен распределить между своими подчиненными перечисленные действия. При этом именно за руководителем остаются проведение оценки состояния и эффективности внутреннего контроля в учреждении, координация взаимоотношений работников в процессе выполнения ими контрольных процедур внутреннего контроля. Также на плечи главного бухгалтера ложатся выявление и оценка рисков, способных повлиять на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе риски от злоупотреблений, и определение процедур, направленных на минимизацию этих рисков.
Какого-то особенного багажа знаний здесь не требуется, так как контролируются бухучет и отчетность, правила их ведения и составления как раз и определяют в большей степени процедуры внутреннего контроля. Для КУ будут небезынтересны Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля <5> и иные документы Минфина по организации внутреннего контроля бухгалтерского учета, размещенные на его официальном сайте.
———————————
<5> Доведены Письмом Минфина России от 19.01.2015 N 02-11-05/932.

Ведение налогового учета предусматривает составление налоговой отчетности, а также налоговое планирование. Выполнение трудовой функции нередко берет на себя главный бухгалтер, который опять же сам не обязан вести налоговый учет, лучше поручить это подчиненным, выполнив следующие действия:
— организовав ведение налогового учета и составление налоговой отчетности, исчислив и уплатив взносы во внебюджетные фонды, составив отчетность;
— скоординировав и проконтролировав ведение налогового учета и составление налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды;
— обеспечив необходимыми документами при проведении внутреннего и внешнего аудита (ревизий, налоговых и иных проверок), подготовив соответствующие документы о разногласиях по результатам аудита (ревизий, налоговых и иных проверок);
— организовав налоговое планирование и сформировав налоговую политику;
— проконтролировав соблюдение требований налоговой политики в учреждении и (или) в его обособленных подразделениях (при наличии).
Сам главный бухгалтер как контролер налогового учета должен в совершенстве идентифицировать объекты налогообложения, исчислять налогооблагаемую базу, сумму налога и сбора, а также сумму взносов в государственные внебюджетные фонды. Эти знания позволят качественно разработать внутренние организационно-распорядительные документы, регламентирующие ведение налогового учета и составление налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды. А чтобы все было актуально, следует вести мониторинг налогового законодательства, анализировать типичные ошибки налогоплательщиков, практику применения законодательства налоговыми органами, арбитражными судами. Это можно поручить подчиненным, в то время как корректировать налоговую политику экономического субъекта в связи с изменениями законодательства о налогах и сборах придется главбуху самостоятельно.
Бюджетирование. В деятельности казенных учреждений данная трудовая функция занимает далеко не последнее место, при этом следует отличать бюджетирование от финансового анализа, который более свойственен предпринимательской деятельности. Бухгалтеру же казенного учреждения следует уделить внимание следующим основным трудовым действиям, относящимся именно к бюджетированию:
— организации данного процесса и управлению денежными потоками;
— координации и контролю выполнения работ в процессе бюджетирования;
— составлению финансовых планов, бюджетов и смет, представлению их руководителю или иному уполномоченному лицу на утверждение;
— мониторингу источников финансирования, проверке качества составления бюджетов денежных средств и финансовых планов;
— составлению отчетов об исполнении бюджетов денежных средств, финансовых планов и осуществлению контроля за целевым использованием средств, соблюдением финансовой дисциплины и своевременностью расчетов.
Для всего этого, помимо общих знаний в различных отраслях экономики, понадобится штудирование методической литературы по бюджетированию и управлению денежными потоками. Не помешает и передовой отечественный и зарубежный опыт в данной сфере, что позволит грамотно разработать внутренние организационно-распорядительные документы, регламентирующие порядок проведения работ в системе бюджетирования и управления денежными потоками.

* * *

В заключение заметим, что после прочтения Стандарта сложилось впечатление, что бухгалтер — это статистик, который фиксирует и обобщает операции и факты хозяйственной жизни в учете и отчетности. Между тем за рубежом бухгалтер выполняет в первую очередь функцию контролера, который обладает необходимой информацией, за мониторингом всего того, что происходит у хозяйствующего субъекта и имеет стоимостную оценку. В казенном учреждении бухгалтер также не статистик, а контролер материальных, людских и иных ресурсов в пределах своей компетенции. В пользу этого говорят не только обязанности бухгалтера по внутреннему контролю, но и личный опыт автора в проведении финансовых проверок в различных организациях и учреждениях.

Профессиональные навыки и способности бухгалтера

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «Цель профессионального образования — заложить основу совокупности профессиональных знаний, профессиональных навыков, профессиональных ценностей и этики, необходимых для подготовки компетентного профессионального бухгалтера, который может вносить позитивный вклад в профессию и развитие общества на протяжении всей профессиональной карьеры».

Профессиональные знания — это совокупность сведений, составляющих содержание бухгалтерского учета и взаимосвязанных с ним дисциплин, которые составляют основу знаний профессионального бухгалтера.

Профессиональные навыки — это различные виды умений, которыми должен владеть профессиональный бухгалтер с тем, чтобы уместно и эффективно применять в своей деятельности профессиональные знания, профессиональные ценности и этику.

Навыки профессионального бухгалтера чрезвычайно широки: интеллектуальные; специальные и функциональные; личностные; межличностные и коммуникативные; организационные и управленческие.

Интеллектуальные навыки позволяют решать проблемы, принимать решения и использовать правильную оценку в сложных организационных ситуациях. К ним можно отнести:

  • — владение базовыми теоретическими знаниями и практическими профессиональными навыками в области финансового, управленческого, налогового учета и формирования соответствующих видов отчетности;
  • — способность комплексно анализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций, выделять проблемы и оценивать, в каком порядке их нужно решать;
  • — способность проводить аудит финансовой отчетности;
  • — достаточное владение знаниями в области международных стандартов финансовой отчетности и способность применять их на практике;
  • — умение находить необходимую информацию в различных дисциплинах для решения многосторонних или сложных проблем; оценивать возможность альтернативных решений и понимать роль профессионального суждения в их принятии;
  • — обоснование роли профессиональных ценностей и этики в развитии цивилизации, условиях реформирования бухгалтерского учета в России и связанных с этим современных социальных и этических проблем.

Специальные и функциональные навыки включают в себя общие и специальные бухгалтерские навыки:

― выявлять, оценивать и представлять информацию об экономических и финансовых событиях, являющихся предметом бухгалтерского учета;

― понимать, применять и критически оценивать действующие положения, связанные с регистрацией, оценкой и учетом всех видов активов, долгосрочных и краткосрочных обязательств, различных компонентов капитала, доходов и расходов организаций, определением финансовых результатов их деятельности;

― регистрировать, обрабатывать, резюмировать данные бухгалтерского учета;

―составлять финансовую (в том числе консолидированную) отчетность организаций;

― выбирать оптимальную для конкретных предприятий и организаций модель управленческого учета;

― иллюстрировать и оценивать методы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг);

― представлять финансовые интересы организации в отношениях с кредиторами, инвесторами, налоговыми и другими органами в судах;

―критически анализировать, каким образом организационные аспекты, рыночные факторы и ряд других социальных, технологических, правовых, этических, экономических, нормативных и политических факторов влияют на выбор и применение методов бухгалтерского учета;

―анализировать проблемные ситуации и определять надлежащую базу для оценок в целях формулирования проблем и нахождения решений;

―представлять полученные результаты с использованием навыков устного и письменного изложения информации.

Личные навыки связаны с отношением и поведением бухгалтера. Развитие этих навыков становится возможным при самостоятельном обучении и личном усовершенствовании.

Работа бухгалтера по оценкам разных специальных исследований относится к наиболее стрессовым. Это связано со специфическими направлениями профессии:

  • 1) огромные потоки информации — огромное количество документов, регламентирующих работу и порой противоречащих друг другу, поправки к поправкам, комментарии, разъяснения;
  • 2) жесткие сроки — очень серьезный фактор стресса;
  • 3) требовательность, приводящая к конфликтам;
  • 4) огромная ответственность;
  • 5) постоянные стрессы.

В этих условиях бухгалтер должен выбрать единственно правильный ответ своей конкретной задачи и нести ответственность — профессиональную, моральную, а порой и материальную.

Чтобы не допустить такой ситуации, необходимо знать личные навыки, которыми нужно владеть наряду с профессиональными знаниями. Среди них:

  • • самообладание;
  • • инициативность, авторитетность, способность к самообучению;
  • • способность выбирать приоритеты в ограниченных условиях и организовывать работу в жестких условиях;
  • • способность прогнозировать и адаптироваться к изменениям;
  • • способность учитывать профессиональные ценности и этику при принятии решений;
  • • профессиональный скептицизм.

Межличностные и коммуникативные навыки помогают работе профессионального бухгалтера во взаимоотношениях с другими людьми для достижения общей цели, стоящей перед организацией, в получении и передаче информации, в выборе аргументированных методов и принятии эффективных решений. Наличие этих навыков предопределяет способность:

― работать с другими людьми в условиях взаимных консультаций, находить компромиссы и улаживать конфликты;

―демонстрировать способность работать в профессиональных и этических рамках бухгалтерской профессии, а также развивать навыки общения путем совместной работы в коллективе;

― понимать, каким образом бухгалтерский учет вписывается в структуру организации и каким образом он соотносится с внешней средой;

― находить приемлемые пути решения проблем и владеть умением прийти к соглашению в профессиональных ситуациях;

―эффективно работать с представителями разных культур; ― эффективно представлять, обсуждать, сообщать и защищать взгляды в официальном, неофициальном, письменном и устном общении;

― эффективно слушать, читать.

Организационные и управленческие навыки включают:

― стратегическое планирование, управление проектами, управление ресурсами;

― способность организовывать и поручать выполнение задач другим, мотивировать и развивать людей;

― лидерство;

― практические навыки распределения функций по учету внеоборотных активов, производственных запасов, затрат на производство готовой продукции и товаров, денежных средств, расчетов, капитала, финансовых результатов;

― методы и способы организации подготовки финансовой, налоговой, управленческой и иных видов отчетности, необходимых для удовлетворения потребностей внутренних и внешних ее пользователей;

― технологии организации финансового, управленческого и налогового учета;

― навыки анализа проблемных ситуаций в области организации учетных процессов и формирования адекватной информационной базы для их решения, определения методов и способов их разрешения;

― владение приемами разработки оптимальной для хозяйствующего субъекта учетной политики;

― профессиональная оценка.

Навыки являются частью комплекса способностей, которые необходимы бухгалтеру для подтверждения своей компетентности (рис. 2.2).

Способности — это свойства человека, позволяющие ему компетентно выполнять свои функции.

Рис. 2.2. Карта компетенций главного бухгалтера

Способности являются надежным свидетельством того, что человек может компетентно выполнять должностные обязанности. Наличие способностей указывает на то, что специалист способен компетентно работать на рабочем месте.

Компетентность — это возможность выполнять профессиональную роль по определенному стандарту с учетом реальной рабочей обстановки.

Компетентность предполагает действия, которые выполняет человек для определения того, действительно ли он может работать по указанным стандартам. Когда человек благодаря способностям выполняет задачи по указанным стандартам, компетентность считается достигнутой (т.е. человек становится компетентным).

Характеристика понятий «способности» и «компетентность» и их виды представлены в табл. 2.1.

Таблица 2.1.

Характеристика и виды профессиональных способностей и компетентности

Способности

Компетентность

Характеристика

Свойства Потенциал Овладение

Действия Факт Демонстрация

Результат

Обучение

Выполнение

Виды

Профессиональные знания, профессиональные навыки

Диапазон результатов деятельности, которые относятся к стандартам практики

Профессиональные ценности, этика и отношения

Диапазон результатов деятельности, которые касаются стандартов поведения

Таким образом, способности — это знания, навыки, профессиональные ценности, этика и отношения.

Способности являются показателем потенциальной компетентности, которая может изменяться в зависимости от среды.

>Анонс  

Оценка качества: какими знаниями и умениями должен обладать главный бухгалтер

Оценка профессионализма очень важна, так как в связи с динамичным развитием компаний многие руководители ищут главного бухгалтера, ко- торый должен обладать разными знаниями вдобавок к ангельскому тер- пению. Для понимания того, какие требования предъявляются к главному бухгалтеру и какими навыками вам необходимо обладать, чтобы занять данную позицию в компании, мы провели опрос среди кадровых агентств.

Увеличение уровня номинальной заработной платы на треть всего за год свидетельствует о том, что в стране есть огромные деньги. Но есть ли они у широких слоев населения? Дело в том, что при расчете средней зар-платы по стране учитываются не только учителя, врачи и прочие бюджетники, но и топ-менеджеры крупнейших российских корпораций, которые своими исключительными доходами значительно улучшают статистику по стране.

Профессия бухгалтера востребована постоянно, и устойчивый спрос на нее сохраняется уже более двух лет. Растет спрос и на бухгалтеров – специалистов по МСФО. Такие специалисты нужны в каждой второй компании. Средние значения заработных плат, предлагаемых работодателями для главного бухгалтера, – от 100 тыс. до 300 тыс. руб. Времена, когда зарубежные компании платили больше, прошли. Сегодня размер зарплаты сотрудника зависит в основном от размера предприятия и его оборотов.

Если рассматривать тенденции (какие компании привлекают главных бухгалтеров, что они ценят и что ищут в компаниях-работодателях), то можно сказать, что кандидатам на позицию «главный бухгалтер» интересны компании с сильным менеджментом и отсутствием «серых схем». Все большую популярность среди соискателей получают компании, внедрившие МСФО. Часто важным моментом при выборе места работы становится личность генерального директора. Для принятия решения также имеет значение уровень автоматизации бизнес-процессов бухгалтерии в компании.

Среди требований, которые предъявляют работодатели к претендентам на должность главного бухгалтера, можно выделить основные:
– личностные и профессиональные характеристики бухгалтера;
– наличие отраслевого опыта;
– наличие сертификатов и аттестатов (например, по МСФО).

Кроме того, необходимым элементом являются рекомендации с предыдущего места работы.

В последнее время чаще всего главные бухгалтеры меняют либо сферу бизнеса – аудит, либо сферу деятельности компании, получая новый опыт и функционал.

Ильгиз Валинуров | журнал «Главный бухгалтер»

К другим новостям >>

Бухгалтерский учет в производстве: с чего начать

Для того чтобы лучше понимать цели и задачи бухгалтерского учета в производстве, представим себе некое гипотетическое производство, которое выпускает ПРОДУКТ. Наш процесс производства ПРОДУКТА имеет несколько стадий:

  1. Предварительная обработка.
  2. Собственно производство.
  3. Окончательная обработка.

То есть в нашем производственном цикле есть как минимум три участка. На каждом участке ПРОДУКТ проходит свой технологический цикл.

Процесс производства в общем виде можно представить в виде схемы:

Как видим на схеме, в производство поступает сырье. В нашем случае сырье проходит три (на практике может быть больше или меньше) стадии переработки, и на выходе получается готовая продукция.

В связи с этим перед бухгалтерией производственного предприятия встает несколько важных задач:

  • Определить порядок приемки и учета сырья.
  • Установить порядок и правила учета материалов по каждому этапу производства, определить периодичность и форму материальных отчетов, принять форму первичных документов, на основании которых производится отпуск материальных ресурсов в цеха и передача с одного технологического участка на другой.
  • Определить характер оплаты труда производственных работников.
  • Установить порядок и правила учета готовой продукции.
  • Выяснить, какие структуры предприятия задействованы в процессе производства (отделы главного механика, главного технолога, лаборатории, ОТК, другие вспомогательные службы — ремонтники, чистка и наладка оборудования, уборщики производственных помещений, транспортировщики). Для каждой вспомогательной службы необходимо определить перечень материальных затрат и используемого оборудования, характер оплаты труда, ввести порядок учета материально-технических ресурсов.

Задач много — поэтому бухгалтер в процессе постановки учета на производстве должен хорошо ориентироваться во всех тонкостях производственного процесса. И начинать внедрять бухучет нужно с изучения технологии и особенностей тех продуктов, которые получаются на каждом этапе производства. При этом главной задачей бухучета на производственном участке является точное определение фактических затрат на единицу произведенной продукции.

Что включается в производственную себестоимость

Производственная себестоимость может включать в себя:

  • материальные затраты на основное производство: сырье, комплектующие, полуфабрикаты, приобретенные на стороне;
  • затраты на энергию на производство: электроэнергия, ГСМ, тепловая энергия и т. п.;
  • затраты человеческого труда, выраженные в заработной плате основных рабочих и работников вспомогательных производств;
  • затраты на обязательное соцстрахование;
  • амортизацию оборудования, которое используется в процессе производства;
  • затраты труда управленческого персонала, занятого в производстве;
  • стоимость материалов для вспомогательных цехов;
  • амортизацию оборудования вспомогательных цехов.

Группировку затрат по элементам ведут в соответствии с требованиями п. 8 ПБУ 10/99. При этом затраты на содержание основного и вспомогательных производств носят общепроизводственный характер. Такие затраты необходимо аккумулировать на 25-м счете и относить на себестоимость одним из методов распределения косвенных затрат. Метод избирается предприятием исходя из экономической целесообразности и в соответствии с отраслевой инструкцией о формировании себестоимости продукции (для отраслевых предприятий).

Таким образом, бухучет затрат ведется по элементам и статьям. Материальный учет может осуществляться в разрезе цехов (участков), материально ответственных лиц, по видам готовой продукции, сортам и т. д.

Подробнее о классификации производственных затрат можно узнать из публикации «Система учета производственных затрат и их классификация».

Бухучет процесса производства: основные проводки

Рассмотрим, какие используются проводки в учете производства. Процесс аккумулирования затрат на производство проходит по дебету счета 20 в корреспонденции с кредитом счетов 10, 02, 05, 70, 69, 23, 25, а также других счетов, с которых списываются затраты на производственную себестоимость (План счетов, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).

Детально ознакомиться с проводками по счету 20 можно в статье «Счет 20 в бухгалтерском учете (нюансы)».

На 20-м счете аккумулируются сведения о прямых затратах. Косвенные расходы формируются на счетах 25 и 26. Затем производится распределение этих расходов на единицу готовой продукции:

  • пропорционально утвержденному на предприятии базовому показателю (производственной себестоимости, зарплате рабочих, объему выпущенной продукции);
  • путем учета издержек по видам продукции.

Списание стоимости готового продукта на финансовый результат производится проводкой Дт 90 Кт 40 (43).

ВАЖНО! Списание общехозяйственных расходов со счета 26 возможно также в дебет счета 90, при этом проводка выглядит так: Дт 90 Кт 26. Выбранный способ списания данного вида издержек необходимо закрепить в учетной политике.