Бюджетные обязательства

Понятие бюджетных обязательств

бюджетный учет обязательство

В соответствии с БК РФ под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

В свою очередь, расходные обязательства — это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

В отдельном порядке выделяются публичные, публичные нормативные и денежные обязательства.

Публичные обязательства — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).

Публичные нормативные обязательства — публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации.

Исключение составляют выплаты физическому лицу, предусмотренные статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников бюджетных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях.

Денежные обязательства предусматривают обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому и юридическому лицам за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Действующим законодательством предусматриваются следующие этапы реализации обязательств:

  • * принятие бюджетных обязательств;
  • * подтверждение обязанности оплаты денежных обязательств;
  • * санкционирование оплаты денежных обязательств;
  • * непосредственно оплата денежных обязательств;
  • * подтверждение исполнения денежных обязательств.

Принятие бюджетных обязательств получателями бюджетных средств происходит согласно пункту 3 статьи 219 БК РФ в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств. При этом бюджетные обязательства принимаются путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по соответствующим кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств. На это указано в статье 161 БК РФ.

Подтверждение обязанности оплаты денежных обязательств за счет средств бюджета оформляется платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-разыскных мероприятий, — в соответствии с платежными документами (пункт 4 статьи 219 БК РФ).

Для подтверждения возникновения денежного обязательства получатели средств бюджета обязаны вместе с заявкой представить указанные в ней соответствующий государственный контракт на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), договор аренды и (или) документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства.

Какие-либо документы не представляются в случае санкционирования оплаты денежных обязательств, связанных с:

  • * обеспечением выполнения функций бюджетных учреждений (за исключением денежных обязательств по поставкам товаров (выполнению работ, оказанию услуг, аренде));
  • * социальными выплатами населению;
  • * предоставлением бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;
  • * предоставлением субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров (работ, услуг);
  • * предоставлением межбюджетных трансфертов;
  • * предоставлением платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
  • * обслуживанием государственного (муниципального) долга;
  • * исполнением судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти Российской Федерации (государственных органов Российской Федерации) либо должностных лиц этих органов;
  • * выполнением оперативно-разыскных мероприятий.

При положительном результате проверки в представленной на бумажном носителе заявке уполномоченным сотрудником органа казначейства проставляется отметка, подтверждающая санкционирование оплаты денежных обязательств получателя средств федерального бюджета (администратора источника финансирования дефицита федерального бюджета) с указанием даты, подписи, расшифровки подписи, содержащей фамилию, инициалы указанного работника.

Оплата денежных обязательств осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (пункт 5 статьи 219 БК РФ). Как исключение из данного правила, оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований.

Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов международного права.

В соответствии с Инструкцией по бюджетному учету обязательства бюджетных учреждений учитываются на соответствующих счетах аналитического учета счета 030000000 «Обязательства».

В составе обязательств бюджетных учреждений учитываются:

  • * обязательства, связанные с привлечением заемных средств (долговые обязательства);
  • * обязательства перед работниками учреждения;
  • * обязательства учреждений перед бюджетом по налогам и сборам;
  • * обязательства перед поставщиками и подрядчиками;
  • * все виды обязательств, которые могут возникнуть в деятельности органов, организующих исполнение бюджета.

При организации и ведении бюджетного учета обязательств применяется метод начислений. Это означает необходимость признания обязательств в учете по мере их возникновения (а не в момент их погашения).

Расчеты по принятым обязательствам казенного учреждения

  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ (МУНИЦИПАЛЬНОЕ) КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ (МУНИЦИПАЛЬНОЕ) КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ — государственное (муниципальное) учреждение, которое создано для оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством…
    (Российская энциклопедия социальной работы)

  • ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

    С. Е. Клещев Самарский юридический институт ФСИН России Привлечение казенных учреждений уголовно-исполнительной системы к гражданско- правовой ответственности за нарушение своих обязательств имеет ряд существенных особенностей. И в первую очередь они связаны с тем, что казенные учреждения…
    (Техника и безопасность объектов уголовно-исполнительной системы)

  • Особенности правового статуса казенных учреждений

    Казенным учреждением признается государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и исполнение государственных (муниципальных) функций. Статус и особенности деятельности казенных учреждений регулирует Бюджетный кодекс РФ….
    (Автономные учреждения: порядок создания и функционирования)

  • Методические подходы к управлению эффективностью инвестиционных проектов казенных учреждений

    Вопрос разработки методов оценки инвестиционных проектов, в том числе, связанных с развитием таможенной инфраструктуры, таможенной службы, как казенного учреждения, должен решаться с учетом ее миссии, функциональных и технологических особенностей. При этом следует иметь в виду, что понимание эффективности…
    (Механизм управления государственными функциями и услугами в таможенных органах)

  • Основные требования к ведению бухгалтерского учета казенными учреждениями

    1. Бухгалтерский учет ведется в валюте РФ (в руб.) на русском языке. Первичные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык. 2. Учет осуществляется путем сплошного непрерывного документирования всех операций с активами и обязательствами. Этот принцип учета является…
    (Бюджетный учет и отчетность)

  • Учетная политика казенного учреждения

    Инструкцией № 157н установлено требование формирования субъектами учета учетной политики в целях организации и ведения бюджетного учета. Учетная политика казенного учреждения формируется исходя из особенностей структуры, а также деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством…
    (Бюджетный учет и отчетность)

  • Учет материальных запасов казенными учреждениями

    В соответствии с п. 99 Инструкции № 157н материальные запасы можно разделить на четыре группы: — предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости; — готовая продукция; — товары, предназначенные для продажи; — материальные ценности…
    (Бюджетный учет и отчетность)

  • (Бюджетный учет и отчетность)
  • (Бюджетный учет и отчетность)

Ответ

Обработка «Перерегистрация обязательств» работает только с долгосрочными договорами, оформленными через «Регистрацию обязательств» и «Сведений по договорам».

При перерегистрации показателей санкционирования расходов документом «Перерегистрация плановых показателей санкционирования расходов» (обработкой «Перерегистрация обязательств» в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 2) показатели по счетам 500.99 «Санкционирование на иные очередные годы (за пределами планового периода)» автоматически не перерегистрируются.

Документ «Операция бухгалтерская» не перерегистрируется автоматически. В новом году необходимо вводить новый документ.

Бухгалтерские записи для отражения в учете казенного учреждения операций с отложенными обязательствами согласно Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета (утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н), в учете бюджетного учреждения согласно Инструкции по применению планов счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н) и для учета в автономных учреждениях согласно Инструкции № 174н, № 183н приведены в таблице 1.

Бухгалтерские записи для отражения операций с отложенными обязательствами для казенных, бюджетных и автономных учреждений

Бухгалтерские записи
для казенных учреждений
1 Отражение принимаемых учреждением обязательств в сумме сформированных резервов предстоящих расходов на оплату отпусков за фактически отработанное время Д-т 1 501 93 000, К-т 1 502 99 000
2 Принято бюджетное обязательство текущего финансового года при использовании созданного ранее резерва Д-т 1 502 99 000, К-т 1 502 11 000
3 Принято бюджетное обязательство текущего финансового года при использовании созданного ранее резерва Д-т 1 501 13 000, К-т 1 501 93 000
для бюджетных и автономных учреждений
1 Отражение принимаемых учреждением обязательств в сумме сформированных резервов предстоящих расходов на оплату отпусков за фактически отработанное время Д-т 0 506 90 000, К-т 0 502 99 000
2 Принято обязательство текущего финансового года при использовании созданного ранее резерва Д-т 0 502 99 000, К-т 0 502 01 000
3 Принято обязательство текущего финансового года при использовании созданного ранее резерва Д-т 0 506 10 000, К-т 0 506 90 000

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, апрель 2018.

На вопросы отвечает Анна Брускова, бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.