Борьба с контрабандой

Пути и средства борьбы с контрабандой в XIX веке

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ

Пути и средства борьбы с контрабандой в XIX веке

Введение

Актуальность исследования. В современных условиях развития рыночных отношений в России, увеличения внешнеторгового товарооборота, постепенной интеграции экономики страны в мировое хозяйство возрастает роль таможенной политики, как важнейшего инструмента государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Формирование и совершенствование таможенной политики невозможно без учета отечественного и зарубежного исторического опыта выработки и осуществления государством системы экономических, юридических и административных мер, таможенных правил и процедур, составляющих сущность таможенной политики. Интерес к истории таможенной политики обусловлен также усилением значимости таможенных органов в системе государственного управления в настоящее время, расширением их функций.

Целью данной работы является изучение особенностей борьбы с контрабандой в различные периоды развития РФ.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является контрабанда как разновидность таможенного преступления. В качестве предмета исследования выступает законодательство древнего, дореволюционного и советского периодов, современное уголовное и таможенное и законодательство, положения отечественной науки уголовного права, судебная и следственная практика по уголовным делам о контрабанде и иным таможенным и экономическим преступлениям.

таможенное контрабанда дореволюционный советский

История борьбы с контрабандой в России. Создание военизированной пограничной охраны в первой четверти XIX века

В первой четверти XIX века охрана государственной границы Российской империи осуществлялась двумя линиями обороны. В первой линии находились реестровые казаки. В случае прорыва контрабандистов вглубь территории страны их поиск, преследование и задержание осуществлялись вольнонаемными сотрудниками пограничной стражи. Однако двойная подчиненность сил, охранявших граничу чрезвычайно отрицательно сказывалась на качестве работы. Опыт работы показывал, что борьба с незаконных переходом границы и контрабандным промыслом более качественно проводится военизированными формированиями. На повестке дня встал вопрос о создании пограничной стражи, формируемой по образцу армии. Одним из инициаторов создания военизированной пограничной охраны стал министр финансов Е. Канкрин. После поиска и обсуждения организационной структуры военизированной пограничной стражи в 1822 году было принято решение о расформировании Таможенной пограничной стражи и о создании новой Пограничной таможенной стражи. Формироваться она должна была из воинских полковых чинов, в основном из кавалерийских полков. Размещаться стража должна была на первой линии границы, при этом казачьи полки выводились во вторую линию.

Руководство пограничной стражи на местах осуществляли начальники таможенных округов гражданские чиновники из Департамента внешней торговли. Основной задачей стражи являлась экономическая охрана российских рубеже, то есть борьба с контрабандой. Пограничный надзор стал второй задачей.

Руководящие документы так описывали обязанности Пограничной стражи

— предотвращение переноса и провоза товаров, а также их задержание,

— предотвращение перехода и проезда лиц через границу вне установленных пунктов пропуска,

— недопущение грабежей, буйств и беспорядков на границе,

— осуществление карантинного надзора на определенных участках границы,

— оказание помощи на прибрежных участках морских акваторий, спасение грузов, людей и судов.

Таким образов основные усилия пограничной стражи были направлены именно на защиту экономических интересов Империи.

По Таможенному уставу 1906 г. контрабандой признавались:

1) Ввоз из-за границы помимо таможенных учреждений или хотя и через таковые, но с сокрытием от таможенного контроля товаров иностранных, пошлинных или запрещенных;

2) Вывоз за границу или попытка вывоза помимо таможенных учреждений или хотя и через таковые, но с сокрытием от таможенного контроля отечественных товаров, запрещенных к вывозу;

3) Выпуск на внутренний рынок поступивших в таможню товаров, запрещенных к ввозу и допущенных к обратному вывозу за границу, но не вывезенных из пределов России.

В начале XVIII века в связи с развитием промышленности и внешней торговли России с Западом и принятием в 1724 году таможенного тарифа контрабанда приобретает массовый характер. Под контрабандой понимали не только пронос или провоз товаров через границу мимо таможни, но и товары, не указанные в предъявленных в таможню документах.

Следует заметить, что большое количество контрабанды прохо-дило мимо таможен. Для этого использовались также различные ухищрения. Например, чтобы узнать размещение пограничных наря-дов, высылались «ложные» контрабандисты. С этой целью направ-ляли не только людей под видом заблудившихся, пьяных и т.п., но и натренированных собак, которые бежали впереди переходящих границу.

Применяя различные хитрости и уловки, контрабандисты наводняли рынки своими товарами и подрывали этим самым экономику страны.

Меры, принимаемые по борьбе с контрабандой в первой и во второй половине XIX века, не привели к желательным результатам. Контрабанда росла. Всего же за период с 1846-го по 1855 год зафиксировано 27 010 случаев задержания контрабанды. Ширилась и сеть пособников контрабандис-там.

Наряду с привлече-нием сил и средств для борьбы с контрабандистами, правительство России уделяло важное внимание оперативной работе для выяснения лиц, участвующих в переправе товаров через границу в пригранич-ных районах страны и в сопредельных государствах. Списки контра-бандистов были изданы типографским способом, размножены и направлялись во все таможенные округа и регулярно обновлялись.

Социальные корни контрабанды состояли в слабой экономике России.

Таможенная политика России в первой половине XIX в. формировалась под воздействием политических факторов. Новый взгляд на торговую и таможенную политику высказал первый министр торговли России граф Н.П. Румянцев, занимавший этот пост с 1802 по 1807 гг. В его программе развития внешней торговли была идея ввести Россию в сферу международных торговых отношений сделать посредником в транзитной торговле с Китаем, Центральной Азией, Индией. Оренбург и Астрахань должны были стать важными этапными пунктами на торговом пути в Хиву и Бухару. Высочайшим Указом 1804 г. была регламентирована транзитная торговля через Одессу.

Вводилась система вознаграждения для задержавших контрабанду. В соответствии с Высочайшим указом Александра I в 1811 г. 80% сумм штрафов за контрабанду и реализованной стоимости конфискатов предназначалось в награду, 20% зачислялось в накопление пенсионного фонда таможенных чиновников и их семей. Из 80% — 2/3 выдавалось задержавшим контрабанду, а 1/3 — начальнику таможенного округа, управляющим и членам таможни. В этот период развивается законодательство о контрабанде. После разгрома армии Наполеона Россия восстановила нормальные внешнеторговые связи с европейскими государствами. В 1812 г. был заключен мирный договор с Англией, включавший положение о взаимном благоприятствовании в торговле. В 1819 г. разрешался ввоз почти всех иностранных товаров через сухопут- ную границу и в значительной степени через морские границы. Это был самый умеренный тариф в России.Порто-франко в Одессе учрежден указом Александра I в 1817 г. Он начал функционировать с 1819 г., когда были завершены все подготовительные работы, выделена экономическая зона, обведенная рвом. Были организованы две таможни -Херсонская и Тираспольская для пропуска через черту порто-франко оплаченных пошлиной товаров. При оформлении грузов сопроводительные документы скреплялись печатью Одесской таможни. Порто-франко в Одессе существовал до апреля 1859 г. 12 марта 1822 г. Россия ввела новый таможенный тариф, в котором был изложен основной замысел протекционизма. Таким образом, объективный ход развития российского государства показал, что таможенная политика тесно связана с внутренней и внешней политикой государства. Охранительная таможенная политика способствовала развитию торговли, покровительствовала развитию промышленного производства. Почти на 30 лет (1822-1850) торгово-промышленный курс, в сущности, порывал с фритредерскими (либеральными) тенденциями в интересах отечественного народного хозяйства. От пошлины освобождались лишь сырье и продукты питания, не производимые в стране. Высокие экспортные пошлины и запретительный тариф на импортные товары снижали спрос на русское сырье, повышали цены на товар и способствовали росту контрабанды. При задержании контрабанды не обходилось и без вооруженных стычек. Контрабандисты, как правило, были хорошо вооружены.

5 августа 1827 г. была учреждена новая Таможенная пограничная стража с военной организацией по типу регулярной армии и со своей символикой . Непосредственно на местах она подчинялась таможенным округам, а в центре — Департаменту внешней торговли Минфина, т.е. возглавлялась гражданскими чиновниками. В 1827 г. в страже состояло 37 кадровых, 275 запасных офицеров и 3282 рядовых. Воинские начальники таможен ной стражи подчинялись начальникам пограничных таможенных округов, которых в это время насчитывалось 130.Ряд нормативных документов и служебных инструкций, вышедших в этот период, способствовал расширению прав пограничных командиров, более действенной борьбе с нарушениями таможенных правил. 23 августа 1827 г. зеленый цвет окончательно утвердился в качестве отличительного признака обмундирования таможенных чиновников и служащих.

В начале 30-х гг. XIX в. на границах с Пруссией и Польшей усилилась контрабанда. Через границу прорывались большие группы (до ста и более) вооруженных контрабандистов. Они нападали на чинов пограничной стражи. В связи с этим в 1831 г. был принят пакет мер по активизации борьбы с контрабандой. Устанавливались шлагбаумы, специальные будки для часовых, пограничные и дорожные столбы. В соответствии с Карантинным уставом 1832 г. Таможенная пограничная стража была переименована и получила название Пограничной стражи. Переименование было подтверждено Высочайшим указом 1835 г., в котором говорилось, что всю стражу, независимо от того, возложена на нее охрана границы в карантинном отношении или нет, следует именовать Пограничной стражей. Главной задачей Пограничной стражи была борьба с 5 контрабандой.

В связи с дальнейшим развитием морской торговли и увеличением товарооборота через Санкт-Петербургский морской порт большое значение приобрела Санкт-Петербургская биржа, которая в 1832 г. издает свой устав. На протяжении более ста лет таможенная служба находилась в ведении Министерства финансов. Это нашло отражение и в характере обмундирования чинов таможенного ведомства, и в ведомственной символике. Впервые вопрос о специальном форменном обмундировании для таможенных служащих был поставлен в 1827 году в связи с принятием «Положения об устройстве таможенной стражи». До этого таможенные чиновники носили мундиры тех губерний, на территории которых располагались таможни. Поскольку таможенное управление не подчинялось губернским властям, Министерство финансов в 1834 году предложило ввести для таможенных чинов цвета мундиров, установленных для Министерства финансов. При этом для чинов разных классов, начиная с V (начальники таможенных округов) и до IX (экзекуторы, корабельные смотрители, пакгаузные надзиратели) предусматривались отличия в деталях золоченого шитья (или в полном его отсутствии), в использовании разных материалов (бархата или сукна) на обшлагах и воротниках мундиров и т.п. Иные знаки различия не предусматривались.

Принятый в 1819 году по распоряжению царя Александра 1новый Таможенный устав уточнил понятие контрабанды. С этого времени под контрабандой понимали не только сам факт тайного перемещения товаров через границу, но и попытку их сокрытия при декларировании на таможне.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Известно, что контрабанда и другие экономические преступления и коммерческие правонарушения, порожденные стремлением заинтересованных лиц обойти установленный порядок перемещения товаров через границу, уходят корнями в далекое прошлое, а арсенал ухищрений и изощренных тайных методов и приемов их применения неисчерпаем и постоянно пополняется.

В России, как и повсеместно, у истоков организации борьбы с контрабандой стояла служба таможенно-пограничной стражи.

Пограничники помимо осуществления своей главной функции охраны государственных рубежей, выявления и пресечения попыток нарушения неприкосновенности границ всегда решали и задачи выявления и пресечения фактов перемещения через Государственную границу любых видов контрабанды.

В этой до недавних пор существовавшей строгой и отлаженной системе ниша каждой из участвовавших в общем деле сторон была определена четко.

С появлением органов Государственного таможенного комитета как новой самостоятельной структуры с мощными экономическими рычагами воздействия, да еще и с приданными им правоохранительными функциями, произошло объективно неизбежное изменение расстановки сил в обеспечении экономической безопасности страны.

С резким расширением и изменением самого механизма внешнеэкономической деятельности масштабы и опасность контрабанды и других экономических преступлений неизмеримо возросли. Значительная тяжесть борьбы с ними легла на плечи таможенных органов.

Таможенная служба — один из ведущих государственных институтов, одна из немногих экономически эффективных федеральных служб.

Одной из заключительных особенностей российской таможни является ее державный характер. Эта традиция идет из глубины российской истории. Таможня всегда играла большую роль в утверждении русской государственности. Известная всем крылатая фраза «таможенника» Верещагина: «Я мзду не беру. За державу обидно!» — стала символом государственно мыслящего человека.

Размещено на Allbest.ru