Азарова е г

Понятие социального обеспечения детей

По смыслу Конституции РФ социальная политика, основанная на принципе социального государства, — это не произвольная по своей природе благотворительная деятельность, движимая нравственным чувством сострадания к социально незащищенным слоям. Это конституционно-правовая обязанность государства гарантировать и защищать социальные права в качестве основных и неотчуждаемых на основе правовой справедливости (так называемой распределяющей, или пропорциональной, справедливости), предполагающей правовую всеобщность и формальное равенство.

Конституционные права граждан в социальной сфере — это права на получение от государства и общества необходимых материальных условий существования. Н.В. Витрук, разрабатывая теорию правового положения личности, выделяет ее социально-правовой статус, который обеспечивает потребление и обмен полученных материальных и иных благ, создание условий, гарантирующих достойную жизнь и свободное развитие человека, т.е. социальную защиту (ст. 7 Конституции РФ). В социально-правовой статус личности в соответствии с положениями Конституцией РФ он включает: права и законные интересы, связанные с государственной защитой семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 7, ч. 1 ст. 38); право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39); право каждого на жилище, которое малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. ч. 1 и 3 ст. 40); право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41); право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Имеющиеся у человека социальные права важны для него в той мере, в которой они служат удовлетворению его реально существующих потребностей, отвечают его интересам. Субъективные права выступают средством, при помощи которого индивид получает доступ к определенным благам. Чем более настоятельно, жизненно необходимо удовлетворение той или иной потребности, тем большее значение имеет адекватное отражение в праве возможностей ее удовлетворения.

М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова называют социальное обеспечение одним из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случае наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса.

Анализируя определения, даваемые другими авторами, они обращают внимание на то, что под социальным обеспечением понимается система материального обеспечения и обслуживания граждан, в частности по возрасту, болезни, инвалидности, по случаю потери кормильца, для воспитания детей и в других установленных законодательством случаях при наступлении жизненных обстоятельств, влекущих утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность, бедность, либо по распределению внебюджетных фондов социального назначения и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей граждан в случае утраты источника средств существования, несению дополнительных расходов или отсутствия необходимого прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам.

Уже в первый год своего существования Советское государство предприняло попытку законодательно закрепить систему социального обеспечения, элементом которого было, в частности, обеспечение в форме содержания в инвалидных домах, домах матери и ребенка, детских домах. Детские приюты и воспитательные дома, действовавшие за счет средств благотворительных организаций, после упразднения этих организаций были реорганизованы в дома матери и ребенка, детские ясли, детские дома для сирот, что свидетельствовало о внимании государства к проблемам социальной защиты беспризорных и безнадзорных детей.

В 1919 г. вводится бесплатное детское питание (бесплатный отпуск пайков на детей до 14-летнего возраста) независимо от социального положения родителей. В период нэпа было сформировано соответствующее ему законодательство, в частности, был решен вопрос о пенсионном обеспечении при потери кормильца. Были установлены пособия по временной нетрудоспособности и материнству в размере фактического заработка; дополнительные пособия роженицам: единовременное пособие на предметы ухода, пособие на кормление ребенка.

Постановлением СНК РСФСР от 30 августа 1923 г. все учреждения социального воспитания, обслуживания детей рабочих и служащих, школы, детские дома, учреждения дошкольного воспитания и т.п. были переданы органам Наркомпроса и содержались в основном за счет средств, отпускаемых государством. Поскольку финансирование было недостаточным и в основном должно было осуществляться за счет средств местных бюджетов, произошло сокращение стационарных дошкольных и внешкольных учреждений с одновременным развитием сети так называемых площадок для детей дошкольного возраста с одноразовым или двухразовым питанием. Дети с первых дней жизни до двухлетнего возраста берутся на учет соответствующими консультациями, которые организуют выдачу для них детского питания. Дома матери и ребенка принимают по направлению специальных комиссий на бесплатное содержание беременных женщин, матерей с детьми (на срок не более двух месяцев) детей — сирот грудного возраста.

Постепенно расширяется сеть детских яслей и садов. 16 июня 1926 г. было принято Положение о детском доме. Оно предусматривало такие типы детских домов, как дошкольный, для детей школьного возраста, трудовая коммуна для детей 13 — 16 лет. Затем появляются санаторно-лесные школы, функционирующие круглый год (в основном для детей, больных туберкулезом). Со временем зарождается институт профессиональной подготовки инвалидов, включая детей. За ними закрепляется право на поступление в профтехшколы и техникумы системы Наркомата социального обеспечения.

В период сплошной коллективизации колхозные кассы взаимопомощи становятся правопреемниками крестьянских касс общественной взаимопомощи. Согласно Положению о кассах общественной взаимопомощи, принятому ВЦИК и СНК РСФСР 13 марта 1931 г., они создают и содержат детские ясли, детские площадки, оказывают помощь нетрудоспособным колхозникам. В 1937 г. государство полностью взяло на себя финансирование здравоохранения, а также расходы на содержание детских яслей и садов. Право на бесплатную медицинскую помощь и лечение приобрели все граждане независимо от их правового положения. Таким образом, как в первые годы советской власти, так и в последующие десятилетия социальное обеспечение детей развивалось в соответствии с теоретическими положениями, содержащимися в многочисленных трудах классиков марксизма.

Как пишут М.В. Лушникова и А.М. Лушников, советская система государственного социального обеспечения в зрелый период развития имела очевидные сильные стороны: охват практически всего населения; покрытие практически всех социальных рисков; универсальность; достаточно высокий процент замещения заработной платы (впрочем, при ее небольшом размере); гарантированность для всего населения бесплатной медицинской помощи (с акцентом на профилактические мероприятия) и образования; реальная гарантированность права на существование (биологическое выживание) всем гражданам. Тем не менее исторический очерк в их работе озаглавлен «Советская модель социально-обеспечительного законодательства: прорыв в будущее или торжество утопии». Заканчивают они его следующим положением: несмотря на достигнутые успехи и гарантированность социального обеспечения, СССР в последние годы существования находился по уровню жизни населения примерно на 50-м месте в мире.

Смена общественного строя, переход к рынку сказались и на социальном обеспечении. Как отмечал А.Е. Козлов, общественный строй оказывает существенное влияние на государственную политику в области социального обеспечения, на его содержание и задачи. Согласно капиталистической идеологии каждый гражданин должен обеспечивать себя средствами существования и поддерживать свое бытие с помощью собственной предприимчивости. Основным двигателем развития экономики считается частная инициатива. Соответственно этому проводится социальная политика, организован институт социального обеспечения, призванный укреплять ту основу, на которой держится капиталистический общественный строй. Применительно к детям это означает, что в капиталистическом обществе ответственность за их благосостояние несет и должна нести семья. Соответственно, рождение детей должно предполагать наличие у родителей возможностей для их содержания.

Коль скоро мы отказались от социалистической системы хозяйствования и обратились к капиталистическому способу производства, массовое распространение и одобрение получила идеология индивидуального благополучия, рационализма, выгоды, предприимчивости, жизни для себя. В таких условиях закономерно снижение интереса к браку, семье и детям, их рождению и воспитанию. Еще до возможного рождения детей взвешиваются все связанные с этим плюсы и минусы, делается вывод о нецелесообразности брать на себя немалые, а зачастую и непосильные заботы по их воспитанию и содержанию, тем более что эти заботы трудно сочетать с профессиональной активностью, успешной карьерой, особенно женской. Кроме того, в российских условиях сознательное отцовство и материнство, при которых могут быть обеспечены потребности всей семьи, являются уделом незначительного меньшинства людей. Большинство же рожает и воспитывает детей главным образом в силу биологической, психологической, духовной потребностей в продолжении рода либо в силу религиозных убеждений, заведомо идя на связанные с этим трудности. В любом случае россияне оказываются в условиях жесткой конкуренции потребности в детях с потребностями в приобретении источника средств к существованию и в личном благосостоянии. Отсюда и отказ от рождения детей, и малодетность, и распространенность абортов, и оставление детей в родильных домах, и внебрачное материнство, и социальное сиротство, равно как и беспризорность детей. Отсюда распространенные высказывания в адрес родителей: «Зачем плодить нищету?», «Нечего было рожать», «Мы вас рожать не просили». И убеждения будущих и молодых родителей в том, что либо они еще материально не готовы к рождению детей, либо никому до их детей нет дела. Общеизвестно и то, что, как уже отмечалось, работодателю невыгодны не только работники с семейными обязанностями, но и бездетные женщины фертильного возраста.

При этом во многих официальных документах говорится о необходимости государственной заботы о материнстве и детстве, повышении благосостояния семей с детьми. Эти проблемы оцениваются и с позиции национальной безопасности и национальных интересов, а также с позиции развития образования, здравоохранения, социального обеспечения. Низкая рождаемость и сокращение численности населения в России признаются также и острыми демографическими проблемами, требующими незамедлительного решения. Однако все посвященные этому концепции, нормативные правовые акты, программы предусматривают в перспективе (как правило, отдаленной) «расширить охват», «повысить (или понизить) процент», «принять дополнительные меры», «увеличить размеры», переломить неблагоприятную статистику и т.п. Они не нацеливают на 100%-ное решение проблем каждого ребенка и каждой семьи, причем не когда-либо в будущем, а именно сегодня. Изучение этих документов приводит к выводу, что любой ребенок может оказаться в положении, когда останется без необходимой ему помощи или даже вообще без средств к существованию. Отсюда — пессимистические прогнозы многих исследователей и отношение ко многим нормативным актам и официальным установкам как к популистским, декларативным.

Теоретически изменение ситуации возможно, если отвлечься от того, что ребенок прежде всего не член семьи, отпрыск родителей, пребывающий в том или ином «домохозяйстве», которое организует его жизнь. Он, как уже говорилось, является и должен восприниматься (в частности, в сфере социального обеспечения) в первую очередь как человек и гражданин, хотя бы по аналогии с лицами пенсионного возраста, социальное обеспечение которых не зависит от наличия у них семьи и трудоспособных детей. При таком подходе каждому ребенку должны быть гарантированы права, установленные Конвенцией о правах ребенка и Конституцией РФ, включая право на социальное обеспечение. Понятно, что уровень социального обеспечения детей может и должен зависеть от возможностей семьи, однако в совокупности с этими возможностями блага социального обеспечения должны быть достаточными для полного удовлетворения его потребностей в необходимых средствах существования.

Относительно детей нельзя говорить, что они не обладают или должны обладать предприимчивостью для приобретения жизненных благ. И в этом смысле не имеет значения, какова экономическая формация, при которой они родились. Дети не должны страдать от того, что их родители (семья) не в состоянии предоставить им достаточные средства к жизни. Они не выбирают родителей. Их правовой статус должен определяться государством, гражданами которого они являются или в котором они появились на свет. Поэтому не имеет принципиального значения, есть или нет общенародная собственность в данном государстве, национализированы или приватизированы средства производства и т.п.

С учетом изложенного представляется, что каждый ребенок должен иметь все необходимые и достаточные для него блага социального обеспечения, которые сами по себе либо в совокупности со средствами родителей (семьи) удовлетворяют его жизненные потребности.

Е. Г. Азарова е. Г. Азарова, кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ. С 1 января 2002 г трудовые пенсии назначаются в соответствии с Федеральным закон

ПРАВО НА ТРУДОВУЮ ПЕНСИЮ ПО СТАРОСТИ

Е.Г. АЗАРОВА

Е.Г. Азарова, кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ.

С 1 января 2002 г. трудовые пенсии назначаются в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон о трудовых пенсиях, Закон). С указанной даты утратил силу Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон о пенсиях 1990 г.).

Дифференциация условий пенсионного обеспечения по старости

Согласно Закону о пенсиях 1990 г. условиями пенсионного обеспечения по старости на общих основаниях были достижение пенсионного возраста и наличие общего трудового стажа определенной продолжительности (20- или 25-летнего соответственно для женщин и мужчин). Пенсия назначалась и при неполном трудовом стаже (не менее 5 лет), но в размере, пропорциональном имеющемуся стажу. Законодатель не изменил общего пенсионного возраста. Он, как и ранее, дифференцируется по полу и составляет для женщин 55, для мужчин — 60 лет (ст. 7 Закона). Ныне вместо общего трудового требуется страховой стаж. Понятия же страхового и общего трудового стажа далеко не идентичны. Право на пенсию по старости по достижении указанного возраста возникает уже при наличии пяти лет страхового стажа. Однако пенсии при полном и при неполном страховом стаже в новом Законе не фигурируют, поскольку размер пенсии отныне зависит не от продолжительности страхового стажа, а от суммы страховых взносов, уплаченных за данное лицо.

Законом (ст. 27 и 28) сохранена возможность назначения пенсии по старости досрочно, т.е. до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Это касается граждан, ранее имевших право на льготную пенсию на основании ст. 11 Закона о пенсиях 1990 г., в частности многодетных женщин и матерей инвалидов с детства. Сохранено право на досрочное назначение пенсии и лицам, работавшим с особыми (вредными, тяжелыми и др.) условиями труда и в особых (северных и приравненных к ним) климатических условиях. Ранее они получали пенсию в соответствии со ст. 12 и 14 Закона о пенсиях 1990 г.

Говоря о досрочном назначении пенсий по старости, законодатель признал таковыми и прежние пенсии за выслугу лет. Теперь отдельным категориям работников при наличии требуемой выслуги может назначаться пенсия по старости (иногда вообще независимо от возраста).

Сохранились прежние требования к условиям, необходимым для досрочного назначения пенсии, таким, как продолжительность работы с особыми условиями труда или в особых климатических условиях, воспитание ребенка до достижения им определенного возраста и др. Но в тех случаях, когда ранее для досрочного назначения пенсии требовался общий трудовой стаж определенной продолжительности, теперь необходим соответствующий страховой стаж. Следствием такой новации явилась невозможность для определенного числа граждан получить сегодня пенсию досрочно из-за недостаточности страхового стажа.

Страховой стаж исчисляется в календарном порядке, в том числе и в период работы в районах Крайнего Севера и местностях, к ним приравненных. Это также ограничивает круг лиц, которым пенсия может быть назначена досрочно. Так, например, пенсия по старости на 5 лет раньше обычного назначается лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, при условии, если они имеют не менее 25 лет (мужчины) и 20 лет (женщины) страхового стажа. Ранее работа в северных районах засчитывалась в общий трудовой стаж в полуторном размере. Поэтому пенсия могла быть назначена досрочно женщинам, проработавшим в районах Крайнего Севера — 15, мужчинам — 17 лет. Теперь они должны иметь дополнительно 5 — 8 лет страхового стажа.

Все категории граждан, за которыми сохраняется право на досрочное назначение пенсий, поделены на две группы. Одним пенсия может быть назначена независимо от времени приобретения требуемых законодателем условий. Эти категории перечислены в ст. 28 Закона. Застрахованные лица из второй группы, поименованной в ст. 27 Закона, сохраняют право на досрочное назначение пенсии только при условии, если они проработали на соответствующих видах работ по состоянию на 1 января 2003 г. не менее половины требуемого срока. Недостающий специальный стаж может быть приобретен после указанной даты. Лицам, проработавшим на таких работах менее половины требуемого срока, а также принятым для выполнения этих работ после 1 января 2003 года, могут устанавливаться только профессиональные пенсии, регулируемые соответствующим федеральным законом (см. п. 3 ст. 27). При этом речь идет о дополнительных страховых взносах на финансирование профессиональных пенсий. Пока федеральный закон о профессиональных пенсионных системах принят только в первом чтении.

Временное сохранение права на досрочное назначение пенсии

Статья 27 Закона предусматривает 15 категорий работ с особыми условиями труда, которые дают основание для снижения пенсионного возраста. Согласно Постановлению Правительства РФ от 21 января 2002 г. N 30 нормативные правовые акты, определяющие условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях, применялись в части, не противоречащей этому Закону. Начиная с 1 января 2002 г. право на досрочное назначение пенсии устанавливалось в соответствии с действовавшими на эту дату списками работ с особыми условиями труда. 18 июля 2002 г. было принято Постановление Правительства Российской Федерации N 537 о Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Закона о трудовых пенсиях. При наличии в ст. 27 Закона 15 позиций, в соответствии с которыми пенсия назначается досрочно, применение специальных Списков признано необходимым для девяти. Установлено, что применяются те же Списки, которые действовали при назначении пенсий по Закону о пенсиях 1990 г. По шести позициям право на пенсию определяется лишь на основании текста Закона. Следует обратить внимание на то, что названное Постановление действует в новой редакции (от 24 апреля 2003 г.), предусматривая возможность применения также и списков, принятых до 1 января 1992 г.

Мужчинам пенсия назначается по достижении 50, женщинам — 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. При занятости на указанных работах не менее половины названного срока и наличии полного страхового стажа пенсия назначается с уменьшением обычного пенсионного возраста — 60 или 55 лет — на один год за каждый полный год такой работы (подп. 1 п. 1 ст. 27).

Право на данную пенсию определяется в соответствии со Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 N 10 (с последующими изменениями и дополнениями). При этом выполнявшиеся до 1 января 1992 г. работы, предусмотренные Списком N 1, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), учитываются наравне с работами, предусмотренными Списком 1991 г.

Пенсия назначается мужчинам по достижении 55 и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет. При занятости на перечисленных работах не менее половины установленного срока и при наличии указанной выше продолжительности страхового стажа пенсия назначается с уменьшением обычного пенсионного возраста на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам (подп. 2 п. 1 ст. 27). Названные работы предусмотрены Списком N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным упомянутым выше Постановлением Кабинета министров СССР. Выполнявшиеся до 1 января 1992 г. работы, предусмотренные Списком N 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), учитываются при досрочном назначении пенсии наравне с работами, предусмотренными Списком 1991 г.

Пенсия назначается досрочно только женщинам по достижении 50-летнего возраста, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет (подп. 3 п. 1 ст. 27).

Женщинам, достигшим 50-летнего возраста, пенсия назначается, если они проработали не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью (подп. 4 п. 1 ст. 27). Постановлением Правительства РФ от 1 марта 1992 г. N 130 утвержден Список производств и профессий текстильной промышленности, работа в которых дает право на такую пенсию. Выполнявшиеся до 1 марта 1992 г. работы, предусмотренные Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1021, засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, наравне с работами, предусмотренными Списком 1992 г.

Мужчинам пенсия назначается по достижении 55, женщинам — 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет и проработали не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет:

— в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы (подп. 5 п. 5 ст. 27). Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272;

— в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах (подп. 6 п. 1 ст. 27);

— в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования (подп. 7 п. 1 ст. 27). Список этих профессий и должностей утвержден Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 г. N 273;

— в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) (подп. 9 п. 1 ст. 27).

По достижении мужчинами 55, женщинами — 50 лет пенсия назначается, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет и проработали не менее 20 и 15 лет в качестве:

— механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах (подп. 8 п. 1 ст. 27);

— водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах (подп. 10 п. 1 ст. 27).

Лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, пенсия назначается независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий — горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, — если они проработали на таких работах не менее 20 лет (подп. 11 п. 1 ст. 27). Лицам, занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах, пенсия назначается в соответствии со Списком работ и профессий, дающим право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 13 сентября 1991 г. N 481.

Мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, пенсия назначается независимо от возраста (подп. 12 п. 1 ст. 27). Постановлением Правительства РФ от 7 июля 1992 г. N 467 утвержден Список работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия рабочим и специалистам, работающим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности.

Независимо от возраста назначается пенсия летному составу гражданской авиации: мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья — проработавшим соответственно не менее 20 лет и 15 лет (подп. 13 п. 1 ст. 27). При этом применяется Список должностей работников летного состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459.

Пенсия назначается мужчинам по достижении 55 и женщинам — 50 лет, если они проработали:

— на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и не менее 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (подп. 14 п. 1 ст. 27);

— в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и 20 лет (пп. 15 п. 1 ст. 27). Список должностей инженерно-технического состава авиации утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459.

Как уже отмечалось, все указанные выше условия досрочного назначения пенсии применяются лишь в том случае, если застрахованное лицо по состоянию на 1 января 2003 года проработало на соответствующих видах работ не менее половины требуемого срока.

Сохранение права на досрочное назначение пенсии

без ограничения сроком

Согласно ст. 28 Закона пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста следующим гражданам:

— женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, а также матерям инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет (подп. 1 п. 1 ст. 28);

— инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (подп. 3 п. 1 ст. 28);

— инвалидам по зрению, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 15 и 10 лет (подп. 4 п. 1 ст. 28);

— гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам: мужчинам по достижении возраста 45 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет (подп. 5 п. 1 ст. 28).

Ранее, как отмечалось, вместо страхового стажа требовался общий трудовой стаж такой же продолжительности.

Сохранено право на досрочное назначение пенсии за работу в суровых климатических условиях. Женщинам, родившим двух и более детей, пенсия может быть назначена по достижении 50-летнего возраста, если они имеют не менее 20 лет страхового стажа и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера (далее — РКС) или не менее 17 календарных лет — в местностях, к этим районам приравненных (далее — МКС). Мужчинам пенсия назначается по достижении возраста 55 лет и женщинам (кроме названных выше) — по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в РКС либо не менее 20 календарных лет в МКС и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Гражданам, проработавшим в указанных районах и местностях менее указанного выше срока, пенсия назначается досрочно, если период их работы в районах Крайнего Севера составляет не менее 7 лет 6 месяцев (с пересчетом периодов работы в МКС по изложенному выше правилу). Однако таким лицам пенсия назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах (см. подп. 2, 6 п. 1 ст. 28).

Досрочно также назначается пенсия мужчинам по достижении возраста 50 лет, женщинам — 45 лет, постоянно проживающим в РКС и МКС и проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков (подп. 13 п. 1 ст. 28).

При назначении пенсии руководствуются перечнем районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшихся при назначении государственных пенсий по состоянию на 31 декабря 2001 года.

Статья 28 Закона предусматривает также сохранение права на досрочное назначение пенсий некоторым категориям работников, имеющим длительный профессиональный стаж.

Право на пенсию имеют лица, проработавшие не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС России и участвовавшие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста (подп. 7 п. 1 ст. 28). Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2001 г. N 702 утверждены Перечни соответствующих должностей и специальностей спасателей.

Мужчинам пенсия назначается по достижении 55, женщинам — 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, Минюста России соответственно не менее 15 и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (подп. 8 п. 1 ст. 28). Соответствующий Список работ, профессий и должностей утвержден Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. N 85 (дополнен Постановлением от 26 августа 1996 г. N 999).

Мужчины и женщины имеют право на пенсию, и назначается она по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) МЧС России (подп. 9 п. 1 ст. 28). Перечень оперативных должностей ГПС утвержден Приказом МВД России от 27 июля 2001 г. N 696 (зарегистрирован в Минюсте России 31 августа 2001 г. за N 2916).

Независимо от возраста назначается пенсия лицам, которые осуществляли: педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет (пп. 10 п. 1 ст. 28); лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах (пп. 11 п. 1 ст. 28). При назначении им пенсии применяются Списки и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781. Указанным Постановлением признаны утратившими силу прежние Списки профессий и должностей работников образования и здравоохранения, деятельность которых в соответствующих учреждениях давала право на пенсию за выслугу лет и Правила исчисления сроков этой выслуги (утвержденные Постановлениями Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 и 464 и Постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 и 1067 с последующими изменениями и дополнениями).

При длительной творческой деятельности (в зависимости от ее характера — не менее 15 — 30 лет) и при достижении 50 — 55-летнего возраста либо независимо от возраста назначается пенсия лицам, которые работали на сцене в государственных и муниципальных театрах или театрально-зрелищных организациях (подп. 12 п. 1 ст. 28). Список соответствующих профессий и должностей утвержден Постановлением Совмина РСФСР от 28 августа 1991 г. N 447 (в редакции Постановления от 22 сентября 1993 г. N 953).

Позиция Конституционного Суда по вопросам