Автономный детский сад

Детский сад в автономном плавании

Автономный детский сад. Это хорошо или плохо? Стоит ли родителям платить деньги за дополнительные услуги, и что это даст их детям? Как и каким образом можно записаться в такой детский сад, чтобы не опоздать? Обо всем этом узнал корреспондент еженедельника «Плюс Информ».

Как устроить ребенка в автономный сад?

В нашем городе 29 дошкольных образовательных учреждений, восемь из них автономные. На сегодняшний день сады посещают 4,757 ребятишек. Каждый год, месяц, и даже день, эта цифра меняется, потому что дети подрастают, соответственно растут и запросы родителей, желающих устроить свое чадо в детский сад. Наличие свободных мест в детских садах зависит от количества выпускников, а претендентов на устройство в ДОУ значительно больше. Кто-то идет в детский сад по направлению от Департамента по образованию мэрии города, другие отдают ребенка в автономный детский сад, то есть на коммерческой основе.

Каждый автономный садик ежегодно предоставляет определенный процент бюджетных мест, остальные места сад имеет право продать и самостоятельно укомплектовать группу. «В автономном учреждении разработано свое положение устройства детей в детский сад, и есть своя очередь», — разъясняет директор муниципального автономного ДОУ – детский сад «Светлячок» Надежда Деменкова. «Мы устанавливаем определенный срок, в течение которого родители могут записать ребенка. Объявление о записи детей размещаем на сайте нашего ДОУ и на дверях учреждения. Записать ребенка родители могут у директора в приёмные часы. Обязательно нужно иметь при себе свидетельство о рождении ребенка и паспорт родителя с городской пропиской. После того как выходит постановление мэра об утверждении порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, мы начинаем набор детей. Дети в обязательном порядке должны пройти возрастной медосмотр, как и при поступлении в другие образовательные учреждения. С родителями заключается договор, согласно которому они должны в течение 10 дней оплатить всю сумму. Иногда родителям мы идем на уступки и на договорных условиях предлагаем варианты рассрочки. Бюджетные места в автономном ДОУ «закрываются» в первые три дня летнего комплектования, а платные группы формируются в течение месяца. Бывает, что родители «теряются», отказываются, тогда мы принимаем по истечении десятидневного срока других детей по нашей очереди. А в сентябре, когда сад полностью укомплектован, нас атакуют родители, которые по каким-либо причинам не устроили ребенка в сад».

Родительская плата

Что касается суммы, которую платят родители, отдавая ребенка в автономное учреждение, то в каждом саду она разная, в зависимости от количества и качества предлагаемых дополнительных образовательных услуг, которые не входят в обязательную программу, представленную в детском саду. В среднем оплата составляет 20 тысяч рублей за год обучения, за весь период 60-80 тысяч рублей. Но эта сумма только за дополнительные образовательные и оздоровительные услуги!

Бассейн, массаж, изо, терапия, английский язык, чтение, музыкальная терапия, все те услуги, которые не заложены в основную образовательную программу детского сада, оплачиваются вперед, а дальше родители ежемесячно вносят только родительскую плату. Как в бюджетном, так и в автономном учреждении эта сумма составляет 20% от общей суммы, которую затрачивает детский сад на содержание ребенка. В среднем это 2,900 рублей. У каждого МДОУ свой расчет стоимости пребывания ребенка в детском саду, в зависимости от их условий, наличия спортивного зала, бассейна, и прочего. Если в семье один ребенок, то родители получают 20% компенсации части родительской платы, а если семья многодетная, то есть имеет трех и более детей, то родители получают 70% компенсации, то есть платят примерно 600 рублей за содержание детей в саду.

Желающих больше

«Автономные сады очень востребованы, желающих устроить ребенка в автономный сад больше, чем нежелающих», — рассказывает начальник дошкольного отдела Департамента по образованию мэрии Кызыла Аяна Сумуя. «Дополнительные образовательные и оздоровительные услуги автономное ДОУ определяет самостоятельно, но они обязательно утверждаются учредителем автономного учреждения. Перед тем как ввести дополнительные услуги, в детском саду проводится мониторинг, который выявляет, какие именно услуги востребованы родителями. Это могут быть: изучение английского языка, хореография, кружок изобразительного искусства, массаж, помощь психолога, логопеда. То есть родители платят не за то, чтобы ребенка приняли в детский сад, а за услуги, которыми будет пользоваться их ребенок вплоть до выпуска в школу. Причем заплатив вперед за все обучение, родители могут не опасаться инфляции. Оплата за дополнительные образовательные услуги сразу распределяется на пять лет, в случае удорожания услуги, для их ребенка цена останется такой же, как и в первый год обучения. Благодаря автономным учреждениям, дети с самого начала получают необходимый уровень нагрузки, который позволит в дальнейшем быть ребенку более подготовленным и успешным. Если родители считают, что их ребенку нужны дополнительные занятия, например, с логопедом, они заключают договор, и с ребенком работают индивидуально. Родители детей, которые были зачислены в автономный детский сад по направлению Департамента по образованию, могут записать ребенка на посещение тех или иных дополнительных образовательных занятий, соответственно за дополнительную оплату. С расценками за дополнительные услуги их ознакомит директор учреждения при заключении договора. Оказывается, все зависит от желания родителей.

«Я всегда рассказываю, что собой представляет каждая услуга, как она поможет в развитии ребенка, сколько она будет стоить, — рассказывает Надежда Деменкова. — Родители должны знать, за что платят. Конечно, родителям обучение детей в общей сложности обходится дороже, чем в бюджетном саду. В первый год, допустим, ребенок получит услуги массажиста и педагога психолога, на следующий год добавляется логопед, по мере взросления ребенка количество услуг увеличивается. Если родители согласны, чтобы ребенок посещал этих специалистов, то мы заключаем договор. В принципе, в городе еще семь автономных садов, и каждый родитель может сравнить, какие дополнительные образовательные услуги и расценки в других садах, и выбрать наиболее приемлемый вариант».

На что живет сад?

Согласно Федеральному закону № 83, который направлен на развитие финансовой самостоятельности образовательных учреждений, все сады существуют не только за счет бюджетных средств. Часть денег учреждения должны зарабатывать сами. Автономный сад, по сравнению с бюджетным, наделяется гораздо более широкой финансово-хозяйственной самостоятельностью. Деньги в таких учреждениях поступают из разных источников: субсидии из муниципального бюджета, оплата дополнительных образовательных услуг, оплата за содержание ребенка в детском саду. Чтобы получать доход, сад вправе предоставлять свои услуги, например, пользование бассейном, услуги массажиста, детям из других МДОУ и детям, живущим в микрорайоне, где расположен автономный сад. Это обоюдный интерес для сада и детей. Конечно, саду выгодно принимать тех детей, чьи родители смогут оплатить весь комплекс дополнительных услуг. 45-35% от оплаты дополнительных образовательных услуг идет на оплату педагогам, 32% съедают налоги, а 12-15% идут на развитие детского сада, то есть на ремонт, и остальные нужды детского сада. Конечно, этой суммы не хватит для большого ремонта, поэтому обязательно привлекаются субсидии из муниципального бюджета.

В разговоре с Надеждой Деменковой, я узнала, что в любом автономном саду есть наблюдательный и попечительский советы. «Первый контролирует распределение бюджетных средств, а попечительский совет отвечает за внебюджетные средства, то есть родительскую плату, и дополнительные услуги. Конечно, с введением дополнительных образовательных и оздоровительных услуг сад начал зарабатывать деньги. Детскому саду все время необходимо совершенствоваться, создавать оптимально удобные условия для ребенка, для его развития, и родители это понимают. Образовательная программа — это стандарт подготовки ребенка к школе. А при дополнительном обучении развивается индивидуальность, творческий потенциал ребенка. Дети в этом возрасте все впитывают, как губка, им все интересно, они очень любят танцы, увлекаются английским, ходят на массаж, и наша задача дать им все это. К примеру, раньше в нашем саду была только одна платная группа, с каждым родителем мы заключили договор, и они ежемесячно платили за дополнительные образовательные услуги. В итоге дети получили более разнообразную и интересную образовательную программу, а сад за четыре месяца заработал 65 тысяч рублей, этого хватило и на оплату педагогам, и на закупку материала для будущих занятий. Сегодня у нас нет особой нужды обращаться к родителям за помощью. Родительский комитет сам выходит с предложением устроить детям праздник, иногда хотят что-то обновить, что-нибудь сделать для группы, если мы по смете запланировали только побелку, родители предлагают и покрасить сразу.

На данный момент между ДОУ практически нет различий, потому что бюджетные сады наделены теми же правами и обязанностями, что и автономные учреждения. Те 15%, что мы тратим на развитие нашего сада, с таким же успехом могут зарабатывать бюджетные сады, если введут дополнительные образовательные услуги, тем самым получая финансы на развитие своего учреждения. Конечно, нужно провести большую работу, обсудить с родителями, какие дополнительные услуги они хотели бы для своих детей, рассказать, как это работает, чему за год ребенок научится, то есть показать товар лицом, составить прайс-лист, просчитать стоимость каждой услуги. В каждом детском саду есть хорошие специалисты, способные поднять сад на новый уровень».

Н. Черноусова

Чем автономные детские сады отличаются от обычных?

«Правда ли, что в ближайшее время в Саранске откроются еще несколько детских садов, работающих в автономном режиме? Чем автономные детские сады отличаются от обычных и как проводится набор в них?»
Аввакумова Светлана, жительница г.Саранск

Отвечает директор Департамента по социальной политике Администрации г.о. Саранск Галина ЛОТВАНОВА: «С мая 2008 года в Саранске работают два дошкольных образовательных учреждения автономного типа — № 41 и № 73. Кстати, по итогам года автономные детсады должны публиковать в СМИ подробный отчет, затрагивающий все аспекты деятельности учреждения. В мае этот отчет будет опубликован в «ВС».

В чем главное отличие автономного детского сада от обычного муниципального ДОУ? Во-первых, автономное учреждение имеет гораздо больше возможностей и самостоятельности в осуществлении образовательного процесса, но! — в рамках законов Российской Федерации. Эти возможности закреплены соответствующими законами РФ и прописаны в Уставе ДОУ автономного типа.

Второе отличие — условия комплектации. Если обычные детсады комплектуются детьми с привязкой к месту жительства, то в автономные принимаются дети со всего г.о. Саранск. Сейчас в детском саду № 73 работают 6 групп (полностью укомплектованные), ДОУ № 41 также заполнен на 100 процентов.
При поступлении в автономное МДОУ каждый родитель (либо законный представитель) подписывает с учреждением договор, в котором зафиксированы все права и обязанности сторон.

Органом управления детского сада автономного типа являются наблюдательный совет и руководитель. Форма самоуправления — общее собрание, совет дошкольного автономного учреждения, педсовет и родительский комитет. Что из себя представляет наблюдательный совет? В него входят 4 представителя от учредителя (учредитель — Администрация г.о. Саранск), депутат саранского горсовета и представитель общественности и один представитель детского сада (но не заведующая и не ее заместитель). В компетенции наблюдательного совета — работа над уставом автономного МДОУ и внесение в него изменений и дополнений (которые впоследствии утверждает Глава г.о. Саранск).

Также наблюдательный совет обсуждает и утверждает бюджет детского сада. Бюджетное финансирование МДОУ автономного типа идет (в отличие от обычных детских садов) единой суммой, не разбитой по статьям расходов. Как израсходовать полученные деньги, решает наблюдательный совет по согласованию с учредителями. И здесь у МДОУ появляются широкие возможности в оказании услуг дополнительного образования, оздоровительных услуг (в т.ч. платных) — спортивных, лечебно-физкультурных, мер сезонного укрепления здоровья. Автономный детский сад может на договорной основе привлечь медицинских работников, массажистов, узких специалистов. Например, в МДОУ № 41 автономного типа заключен специальный договор с поликлиникой № 3 на медицинское сопровождение и мониторинг здоровья детей.

Кроме того, автономный детсад имеет право оказывать целый комплекс развивающих услуг — иностранные языки, хореография, консультация психолога, логопеда. Нужного специалиста можно пригласить, например, на 2 месяца либо для конкретной группы детей. В обычном детском саду таких возможностей нет — там утверждено штатное расписание, за рамки которого выйти нельзя. Также в автономное ДОУ по решению родителей может быть введено дополнительное питание — в виде фруктов, соков и пр.

Отмечу, что перечисленные преимущества позволяют автономным ДОУ более качественно оказывать муниципальную услугу по содержанию детей в детском саду. Анализируя посещаемость городских ДОУ, выяснилось, что средняя посещаемость в автономных детсадах — 89 процентов, а в обычных лишь 69—72 процента.
Финансовый вклад родителей в содержание детей в детском саду автономного типа определяется как сумма стандартной родительской платы плюс стоимость дополнительных услуг (принятых и утвержденных коллегиально). В режиме автономного учреждения дети, находящиеся в одной группе, могут получать разные дополнительные услуги. В этом случае родительская плата за содержание ребенка в детском саду будет различаться даже в масштабах одной группы.

Число родителей, желающих отдать своего ребенка в детсад автономного типа, постоянно увеличивается, поэтому к 1 сентября в городе планируется переход еще 10 муниципальных ДОУ на автономный режим. Это большие детские сады — №№ 46, 90, 89, 104, 20, 55, 37, 71, 119. При принятии решения об изменении типа ДОУ в учет берутся материально-техническое состояние детского сада, возможности педагогического коллектива, обязательное условие — поблизости от автономного ДОУ должен находиться обычный детский сад, чтобы родители могли выбирать. Кстати, при изменении типа детского сада на автономный в обязательном порядке принимается во внимание мнение родителей, чьи дети посещают этот детский сад.

Во многих российских городах переход детских садов на автономный режим идет достаточно динамично и успешно. В Орске, опыт которого мы изучали, на автономный режим за 2 года перешли 90 процентов детских садов. Когда в Саранске первые два детсада перешли на автономию, своих детей из них забрали единицы родителей. Остальные довольны широкими возможностями, открывшимися в содержании, развитии, оздоровлении детей.
Кстати, в детском саду № 73 планируется открыть Клуб выходного дня, который будет работать в направлении расширения детского кругозора и педагогической поддержки родителей. Для родителей в этом детсаду планируют ввести оказание в выходные дни платных консультативных услуг — психолога и других специалистов, которые помогут родителям научиться правильно общаться со своими детьми.

Как оформить ребенка в детский сад автономного типа? Каждый четверг в ГУО специалисты отдела дошкольного образования проводят прием родителей. В том числе и по вопросу оформления ребенка в ДОУ автономного типа либо перевода его из обычного детского сада в автономное ДОУ.

«Вечерний Саранск»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение?

Автономные детские сады — тема относительно новая и довольно-таки противоречивая. Наряду с явными плюсами есть и свои недостатки. Попробуем разобраться, чем же автономные детские сады отличаются от бюджетных? Отличий несколько. Начнем с плюсов::

  • автономный детский сад комплектуется без привязки к месту жительства, т.е. в него принимаются дети со всего города,
  • само дошкольное учреждение пользуется правом льготного налогообложения, самостоятельно ищет поставщиков, может привлекать инвестиции со стороны, при том, что деньги из бюджета города выделяются наравне с обычными детскими садами,
  • автономный детский сад является более самостоятельной единицой в организации образовательного процесса. Если в муниципальном ДОУ все проводимые мероприятия и занятия четко закреплены программой, принятой на федеральном уровне, то автономное дошкольное учреждение вправе предоставлять ряд дополнительных услуг. Например, могут пригласить нужного специалиста на время для конкретной группы детей или же заказать для воспитанников специальную программу медицинского страхования.

Плюсы и благая цель — улучшить качество предоставляемых услуг — привлекают все больше родителей отдавать своих детей именно в автономные дошкольные учреждения. Это подтверждается статистикой: . средняя посещаемость муниципальных ДОУ — 69-72 процента, автономных — 89 процентов. Тем не менее, перевод многих обычных детских садов в статус автономных вызвало большой резонанс со стороны родителей.

Минусы:

  • Хотя плата в муниципальном и автономном детских садах не должна различаться, в последнем она как раз и получается выше и может составлять от 3 000 рублей до 5 000 рублей, т.к. складывается из стандартной родительской платы и стоимости тех самых дополнительных развивающих услуг. Что и говорить, нахождение детей в одной группе может по-разному обойтись родителям, ведь, например, кто-то может посещать занятия вокалом, а кто-то нет.
  • Дополнительные услуги носят рекомендательный характер, но, как замечают многие родители, чаще всего предоставляется список альтернативных возможностей (психолог, логопед, рисование, иностранный язык, специальное медицинское сопровождение и т.д.), из которых они обязаны выбрать, например, 4 услуги.

Как и в обычном детском саду, между родителем и автономным дошкольным учреждением заключается договор. Во главе ДОУ находится руководитель и наблюдательный совет, в который могут войти и представители от учредителя (например, администрации города), и общественный представитель, и представитель от детского сада (за исключением заведующей и зама) — они отвечают за внесение дополнений в устав детского сада и утверждения бюджета.

Льготы по поступлению и оплате автономного детского сада могут различаться в разных городах, узнать их, а также встать на очередь в подобное дошкольное учреждение можно в местном управлении образования.

Управление автономным ДОУ

Надежда Чистякова
Управление автономным ДОУ

Автономное учреждение как организационно-правовая форма некоммерческой организации появилось в Российской Фе-дерации после принятия Федерального закона от 03.10.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Цель данного закона — предоставить большую самостоятельность (правовую, управленческую, организационно-содержательную, финансово-экономическую и др.) образовательным организациям.

Само название типа государственного (муниципального) учреждения — «автономное» — указывает на возможность са-мостоятельной деятельности (прежде всего — бухгалтерской, финансово-хозяйственной). Автономия — (от греческого слова аиtоs-сам, пomos-закон) — это самоуправление, право самостоятельного решения внутренних вопросов. Автономия – это признание особых, независимых от окружающей реальности, внутренних законов развития организации. Естественно, речь идет не об абсолютной независимости образовательной организации, поскольку такая организационно-правовая форма, как «учреждение», предусматривает законодательные ограничения со стороны учредителя. Однако, получив большую самостоятельность, такие учреждения смогут более эффективно функционировать и развиваться.

В настоящее время Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») является базовым нормативным актом, устанавливающим правовые основы функционирования как всей системы образования РФ. так и отдельных образовательных организаций РФ. В связи с его принятием прекращают свое действие более 100 нормативных актов РСФСР и РФ, в т. ч. Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Для того чтобы привести в соответствие с ним существующие нормативные акты, Государственная Дума разрабатывает закон, который внесет изменения в более чем 100 федеральных законов.

Со дня вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, регулирующие отношения в сфере образования, будут применяться постольку, поскольку они не противоречат ему или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам РФ. Изданные до дня вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, которые в соответствии с ним могут регулироваться только федеральными законами, действуют до дня вступления в силу соответствующих федеральных законов.

Основными задачами нового закона об образовании являются:

— обновление и развитие системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики;

— расширение образовательных возможностей граждан;

— комплексная модернизация законодательства об образовании, установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования;

— обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования и ее законодательных основ;

Что касается предмета исследования наших методических рекомендаций, то Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» вводит вместо давно переставшего быть адекватным термина «образовательное учреждение» термин «образовательная организация». В своё время Закон РФ «Об образовании» разрешал образовательную деятельность любым некоммерческим организациям, однако именовал их все образовательными учреждениями. В результате в отношении автономных некоммерческих организаций, фондов и т. п. приходилось каждый раз решать вопрос, применимо ли к ним данное нормативное регулирование, не противоречит ли оно их организационно-правовой форме.

Для более эффективного управления созданием, функционированием и развитием образовательных организаций в рамках нового закона необходимо обратиться к таблице №1, составленной сотрудником Института развития образования Высшей школы экономики Вавиловой А. И.