Авакьян конституционное право

Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. — «Сашко», 2000 г.

Предисловие

Россия XX века богата своей историей. Такие неординарные страницы, какие она имеет, вряд ли мы можем найти в истории других государств.

В социально-экономической сфере за это столетие проделаны виражи от частной собственности к приоритету общественной, особенно в форме государственной, собственности, а затем — к плюрализму форм собственности, когда вместе должны уживаться частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Соответственно менялись представления о форме руководства экономическими процессами — то директивное прямое государственное (аппаратное) правление с возобладанием государственного планирования, то идеи смешанной планово-рыночной экономики, то вновь прекраснодушное отношение к рыночным формам хозяйства и ограничение государства лишь регулятивными функциями, то требование усиления государственно-надзорных и контрольных функций, а если необходимо — использования методов опять-таки непосредственного государственного управления отдельными отраслями хозяйства.

Что уж тогда говорить о политических отношениях. Этот век Россия начинала при монархической форме правления, а продолжила при республиканской. Внутри них менялись политические режимы. Начало столетия знаменовалось расцветом политического плюрализма, созданием многочисленных политических партий. После социалистической революции в 1917 г. и ожесточенных столкновений противоборствующих сил проигравшие ушли с исторической арены, и начался довольно длительный период однопартийного общества и государства. С середины 90-х годов вновь возвращаются многопартийность, а вместе с этим и свобода проповедования различных политических воззрений.

Используются различные модели организации государственной власти. Начало века — первые шаги российского общегосударственного парламентаризма в виде Государственной думы (и как-то оставшегося в тени Государственного совета), использование земств как выборных органов населения. Затем — советский тип власти, построенный официально на верховенстве Советов как представительных органов сначала трудящихся, далее — всего народа, однако отрицавший парламентаризм как постоянную и специальную деятельность представительных органов, кроме того — сам ставший жертвой возобладавших над ним исполнительных органов и партийной элиты. И вот теперь вновь зачатки парламентаризма для общегосударственного уровня и субъектов РФ, а заодно введение модели местного самоуправления для районов, городов, волостей и отдельных поселков и сельских населенных пунктов. И при всем том как в прежние времена, так и в наше время — сильное, существенно бюрократизированное управление в лице федеральной и местной исполнительной власти.

В этом столетии Россия прошла через разные формы государственного устройства. При царе она была унитарным государством. При советской власти Россия провозглашена в январе 1918 г. федерацией, с 1922 года существовал Союз ССР, в 1991 г. он упразднен, и на территории бывшего когда-то единым государства возникло 15 новых государств — самостоятельных субъектов международного права. Россия развивается сегодня как федеративное государство, состоящее из республик (государств), национально-территориальных автономных единиц и территориальных образований.

Наконец, это столетие — время интенсивного формирования идеологии и политики отношения к индивиду. Россия прошла через многое: было и откровенное пренебрежение к личности; и внешне уважительное, но на самом деле иезуитское отношение к человеку — «винтику» государственной машины, получающему существующие блага не столько при лояльном отношении к системе, сколько при благосклонном отношении системы к тебе, причем система может изолировать тебя от общества не только при совершении тобой преступления, но и при обнаружении твоих «вредных» взглядов. Сегодня Россия поднялась до самого прогрессивного начала в отношении к личности — признания ее приоритета в государстве. Причем для каждого времени были характерны свои парадоксы: не ценя достоинство отдельной личности, авторитарная власть немало создавала материальных благ, которыми пользовался индивид. Нынешняя власть высоко ценит свободу, права человека и гражданина, однако позволяет расти все большей и большей пропасти между относительно небольшой частью благоденствующих и миллионами едва сводящих концы с концами граждан.

Надо ли долго доказывать читателю, что радикальные события, происходящие в любой стране, непременно отражаются в ее основных законах. Не составляет исключения и Россия. В этом веке она пошла по пути многих стран и для закрепления важнейших социально-экономических и общественно-политических отношений прибегает к документу, именуемому конституцией. Сегодня можно уже утверждать, что в XX веке Россия имеет и свою конституционную историю, если под ней подразумевать принятие на соответствующих этапах конституции, оформляющей очередную веху в развитии страны. Ее изучение представляет и познавательный, и теоретический интерес.

С появлением конституций непременно возникает и учение об этом документе. В нем переплетаются различные политические взгляды, а также юридические подходы. Ведь приходится ответить на целый ворох вопросов: в чем сущность конституции, каковы ее предмет, содержание, какими методами осуществляется конституционное регулирование общественных отношений, до каких пределов (объемов). Естественно, и обращение к этим вопросам имеет важное значение.

Наконец, у России есть действующая Конституция — она принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 года. С немалым скрипом, но она действует. Отсюда также целая гамма проблем: как соответствует Конституция реальным общественным отношениям, в чем трудности применения норм Конституции, какую перспективу она имеет и т.д.

Все это и обусловило появление данной книги. Автор прекрасно понимает, что дать ответы на все вопросы в одной работе невозможно. Да и не было такого замаха. Просто есть тысячи студентов — юристов, политологов и др., которые должны профессионально обращаться к данным проблемам. Есть депутаты, политические деятели, работники органов государственной власти и местного самоуправления, которым так или иначе приходится думать об эффективности конституционных правил. Есть просто любознательные люди. Задача данной книги — хотя бы в небольшой мере помочь читателю в понимании роли конституций в обществе и государстве, особенностей российских конституций различного периода, специфики появления действующей Конституции РФ, проблем ее применения.

Кроме того, изучение современного конституционного развития Российской Федерации будет более полноценным, если читатель обратится к официальным текстам Основного Закона РФ, а также проектам конституций, которые подготавливались и представлялись на суд общественности различными политическими силами и деятелями.

С публикацией проектов Конституции РФ нам не очень-то везло. По существу появилось лишь одно ценное издание. В 1993 г. РАУ-Корпорация издала 2-томный сборник «Конституция Российской Федерации (альтернативные проекты)». Однако тираж сборника был всего 500 экземпляров, он не был доступен читателям, в том числе и студентам, на момент издания, не говоря уж о последующих годах.

Отметим одновременно, что проектов появлялось довольно много, и не все они одинаково интересны, равны по качеству. К тому же одни проекты остались концептуальными документами их составителей и не более того. А вот другие так или иначе повлияли на борьбу вокруг Конституции и в чем-то нашли отражение в окончательном тексте.

С учетом этого, а также принимая во внимание ограниченные объемы данного издания, мы помещаем в Приложении лишь несколько проектов. При этом исходным является то обстоятельство, что проект дает представление об оригинальном развитии конституционной мысли. Кроме того, автору — как профессору юридического факультета МГУ — известен интерес студентов именно к приводимым текстам.

Современные тенденции в конституционном развитии Российской Федерации

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

на тему:

Современные тенденции в конституционном развитии Российской Федерации

Введение

1. Конституционное развитие досоветской и советской России

2. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года

3. Современные тенденции конституционного развития

Российской Федерации

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы исследования. Для граждан любого государства общей, объединяющей их целью является обретение и сохранение социальной и экономической стабильности, гарантия национальной безопасности и порядка, установление эффективной, авторитетной и легитимной власти. Как одно из действенных средств достижения этой цели рассматривается институт Основного Закона государства. Развивая конституционные традиции прошлого, современные конституции демократических стран формируют и закрепляют главные принципы общественного и государственного устройства, утверждают существующую политическую систему, форму правления, провозглашают признание демократических свобод граждан, определяют правовое положение личности, принципы, порядок создания и компетенцию органов власти и управления, организацию и главные основы правосудия, избирательной системы. Конституция — это закон, отвечающий на основополагающие вопросы государственной жизни, закладывающий правовую базу общественного бытия и имеющий наивысшую юридическую силу в государстве.

Конституционное право традиционно выделяет четыре наиболее характерные черты конституции, отличающие ее от иных правовых актов. К ним относятся: 1) особый субъект, устанавливающий конституцию или от имени которого она принимается; 2) учредительный, первичный характер конституционных установлений; 3) всеохватывающий объект конституционной регламентации, иначе говоря, сфера общественных отношений, воздействие на которые она распространяет; 4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения в нее поправок и дополнений, специфические формы охраны и прочее.

Впервые во всей российской истории Конституция Российской Федерации 1993 г. была принята путем всенародного голосования, т.е. непосредственно народом, а не от имени народа. В ее преамбуле записано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации … принимаем Конституцию Российской Федерации».

Цели и задачи исследования. Цель работы заключается в изучении и анализе специфики современных тенденций конституционного развития Российской Федерации.

В связи с означенной целью, задачами исследования является:

— исследование конституционного развития досоветской и советской России;

— изучение Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года;

— анализ современных тенденций конституционного развития Российской Федерации

Предмет исследования в работе составляют особенности современного конституционного развития Российской Федерации.

Объектом исследования в настоящей работе являются направления и тенденции конституционного развития Российской Федерации на современном этапе.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы

1. Конституционное развитие досоветской и советской России

Идея конституционализма, зародившаяся в России в конце XVIII в. — начале XIX в. под влиянием европейских идей, пробивала себе путь в борьбе с доктриной самодержавия. Популярными были идеи конституционной монархии, ограниченной парламентом, отмены крепостного права.

В первой половине XIX в. в прогрессивно настроенных кругах (декабристы) вызревают конкретные планы государственно-правовых преобразований, принятия конституции. Дворянские революционеры-декабристы разделяли передовые демократические идеи своего времени, выступали против монархии и крепостного права, ставили целью принятие конституции, которая бы закрепила в стране новую форму правления. Документальные памятники этой великой эпохи — Конституционный проект Н.М.Муравьева и «Русская правда» П.И.Пестеля. Однако эти проекты остались нереализованными.1. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. — М.: Бек, 2003.Т.2.

Вместе с тем реформаторские настроения, связанные с реализацией идей конституционализма, не были чужды и царю.

Попытка разработать и принять конституцию в России предпринимались во время царствования Александра II. Учрежденная им Верховная распорядительная комиссия во главе с М.ТЛорис-Меликовым в 1880 г. разработала предложения о подготовке и принятии конституции. Но в 1881 г. Александр II был убит и все реформы прекратились.

Манифестом царя Николая II от 6 августа 1905 г. учреждалась Государственная Дума и утверждалось Положение о выборах в нее. Манифест 17 октября 1905 г. провозглашал основные права и свободы, а Закон от 23 апреля 1906 г. закреплял участие народных представителей в законотворческом процессе. Указанные акты многими (особенно в период до февральской революции 1917 г.) рассматриваются как российская конституция, до некоторых пределов ограничивающая власть русского императора.2. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. — М.: Издательская группа ИНФРА М — НОРМА, 2005 — 752 с.

Такое мнение, надо сказать, стало популярным в конце 80-х-начале 90-х гг. XX века.

Отдельные авторы (например И.А.Исаев) склоняются к тому, что в начале XX века Россия становится конституционной монархией.

Однако такой взгляд разделяется не всеми. Так, по мнению Р.Г.Абдулатипова, Л.Ф.Болтенковой, Ю.Ф.Ярова, с изданием отдельных законов Россия в начале XX века не стала конституционной монархией, ибо, несмотря на их принятий, государственное устройство, верховная власть остались неизменными.

Любопытна оценка ситуации, сложившейся в России в результате революции 1905-1907 гг., данная известным немецким социологом Максом Вебером (1864-1920). Он считал, что в этой революции демократия не победила, а под натиском общественного мнения сложился «мнимый конституционализм», который представляет тактическую уступку самодержавия, а не долгосрочную программу конституционно-правовых преобразований. Он был убежден, что в России невозможна быстрая реализация программы западного конституционализма. Если Россия хочет твердо встать на путь цивилизованного развития, то она, по его мнению, обречена на то, чтобы упорно работать в направлении внедрения в общественное сознание новых принципов экономической независимости, индивидуализма и личных прав. Думается, что точка зрения М.Вебера во многом справедлива не только для России начала XX в., но и в значительной степени сохраняет свое значение для России конца ХХ-начала XXI вв.3. Баглай М.Б., Гобричидзе В.Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. М.: Издательская группа ИНФРА-М-КОДЕКС, 2003. 512

Октябрьская революция 1917 г., отношение к которой ныне в России неоднозначно, привела к появлению ряда принципиально новых конституций. Пятым Всероссийским Съездом Советов 10 июня 1918 г. была принята Конституция РСФСР — Основной закон государства Российского пролетариата. С образованием в 1922 г. Союза ССР, 31 декабря 1924 г. была принята Конституция СССР, Всего же за 75 лет существования Союза ССР было принято более 100 конституций, в том числе три общесоюзные — 1924, 1936, 1977 гг., четыре общероссийские — 1918, 1925, 1937, 1978 гг.

Новая Конституция РСФСР была принята 11 мая 1925 г. Она отразила статус Российского государства как субъекта другой, более сложной федерации. В ней указывалось, что РСФСР добровольно объединилась с иными республиками в новое государственное образование и по своей воле передала часть своих прав Союзу ССР; закреплялись новации в структуре и компетенции органов государственной власти и управления. Из текста Конституции РСФСР были исключены уже устаревшие положения о социализации земли, о рабочем контроле и др.

Новый импульс конституционное развитие в России получило с принятием Конституции СССР 1936 г. На ее основе Чрезвычайный 17-й Всероссийский съезд Советов 21 января 1937 г. принял очередную Конституцию РСФСР. Она имела ряд особенностей. Так, в развитие теоретического вывода официальной идеологии того времени о полной победе социализма в ней фиксировался тезис о морально-политическом единстве советского народа в связи с ликвидацией эксплуататорских классов, закреплялась принадлежность всей власти в стране Советам депутатов трудящихся, провозглашалось господство социалистической собственности на орудия и средства производства. В Конституции декларировалось полное равноправие всех граждан независимо от их прошлого и настоящего положения, устанавливалась новая избирательная система, впервые предполагающая всеобщие, равные и прямые выборы при тайном голосовании.

Верховный Совет РСФСР 12 апреля 1978 г. принял четвертую по счету Конституцию Российской Федерации. Поводом тому стало введение в действие Конституции СССР 1977 г. Новая республиканская Конституция сохранила прежнюю форму государства, включая государственное устройство, несколько усовершенствовала систему государственной власти, содержала ряд новых статей о правах граждан, но в основном своем содержании в соответствии с Конституцией СССР закрепляла выводы о построении развитого социализма, о социальной однородности общества, о совершенствовании социалистических отношений.

Новый этап конституционного развития российского общества был обусловлен принципиально важными крупномасштабными реформами, которые начались в СССР и РСФСР в середине 80-х гг. и закончились тем, что сформированный на основе свободных выборов I Съезд народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. принял Декларацию о провозглашении России самостоятельным суверенным государством. На съезде была образована Конституционная комиссия для разработки нового Основного Закона Российской Федерации.

Разработанный ею проект Основного Закона активно обсуждался общественностью в 1991-1993 гг. Однако в связи с конфронтацией между законодательной и исполнительной властью решение вопроса о принятии Конституции России все время откладывалось, что породило в стране конституционный кризис.4. Баглай М.Б., Гобричидзе В.Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. М.: Издательская группа ИНФРА-М-КОДЕКС, 2003. 512

Чтобы выйти из него, Президент Российской Федерации 20 мая 1993 г. издал Указ о создании Конституционного Совещания, на которое была возложена задача подготовить проект нового Основного Закона России. В течение лета и осени 1993 г. Совещание с участием Конституцдепутатов Российской Федерации и представителей самых широких слоев общественности вело работу над текстом будущей Конституции.

2. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года

Нужно отдельно сказать о принятии постсоветской Конституции Российской Федерации (далее — Конституции РФ).

Всенародное голосование по проекту Конституции РФ было проведено на основании Указа Президента РФ от 15 октября 1993 г. и в соответствии с утвержденным этим Указом Положением.

Положение предусматривало, что всенародное голосование -всеобщее и равное, осуществляется путем тайного волеизъявления граждан. Правом участвовать во всенародном голосовании обладают все граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста. Не могут участвовать в этом голосовании граждане, признанные судом недееспособными и граждане, содержащиеся в местах лишениях свободы по вступившему в законную силу приговору суда, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

По Положению для того, чтобы принять положительное решение о принятии Конституции РФ, требовалась явка более 50 процентов избирателей и голосование более 50 процентов явившихся в пользу принятия Конституции.

Всенародное голосование состоялось 12 декабря 1993 г. Вот его результаты: в голосовании приняли участие 58 миллионов 187 тысяч 755 зарегистрированных избирателей или 54,8 процента. За принятие Конституции Российской Федерации проголосовало 32 миллиона 937 тысяч 630 избирателей или 54,8 процента избирателей, принявших участие в голосовании. Против — 23 миллиона 431 тысяча 33 избирателя или 41,6 процента избирателей, принявших участие в голосовании.

На основании этих данных Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признала всенародное голосование 12 декабря 1993 г. по проекту Конституции РФ состоявшимся, а Конституцию Российской Федерации — принятой всенародным голосованием (протокол ЦИК РФ от 20 декабря 1993 г.).5. Баглай М.Б., Гобричидзе В.Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. М.: Издательская группа ИНФРА-М-КОДЕКС, 2003. 512

В отличие от советских конституций (Конституции РСФСР 10 июня 1918 г., Конституции РСФСР 11 мая 1925 г., Конституции РСФСР 21 января 1937 г., Конституции РСФСР 12 августа 1978 г.), постсоветская Конституция РФ стоит не на классовых, узкопартийных позициях, а строится на принципах приверженности общечеловеческим ценностям, свободе и демократии, праву, справедливости и порядку.6. Конституционный строй России / Под ред. Глушко Е. К. — М., 2009. 130 с.

Конституция Российской Федерации имеет следующую структуру. Она включает в себя преамбулу, 2 раздела, 9 глав, 137 статей, 301 часть, 102 пункта.

Раздел первый состоит из девяти глав: Глава 1. Основы конституционного строя (ст. 1-16). Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (ст. 17-64). Глава 3. Федеративное устройство (ст. 65-79). Глава 4. Президент Российской Федерации (ст. 80-93). Глава 5. Федеральное Собрание (ст. 94-109). Глава 6. Правительство Российской Федерации (ст. 110-117). Глава 7. Судебная власть (ст. 118-129). Глава 8. Местное самоуправление (ст. 130-133). Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 134-137).

Раздел второй «Заключительные и переходные положения» включает девять пунктов. Данное структурное подразделение является особенностью российской Конституции 1993 г. и не встречалось в ранее действовавших конституциях.

Каковы гарантии реализации конституционно-правовых норм? Можно указать, по меньшей мере, на следующее.

1. Поскольку нормы Конституции имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации, ее граждане, все другие субъекты, применяющие Конституцию, вправе требовать ее исполнения в полном объеме и защищать свои конституционные права и свободы в суде.

2. Гарантом Конституции Российской Федерации выступает Президент (ст. 80).

3. Существенной гарантией реализации конституционно-правовых норм является их стабильность, что обеспечено особым порядком внесения поправок и пересмотра Конституции (ст. ст. 134-137 Конституции РФ, Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» от 6 февраля 1998 г.).

4. В отличие от советских конституций, действующая конституция имеет свою «охрану» — конституционное судопроизводство, осуществляемое Конституционным Судом Российской Федерации.

3. Современные тенденции конституционного развития Российской Федерации

Конституционное право, как все право в целом, развивается и изменяется, отражая те процессы, которые происходят в социальной, политической, экономической жизни общества.

С прекращением существования Союза ССР, становлением бывших союзных республик как самостоятельных, независимых, суверенных государств в них начался сложный процесс формирования собственных правовых систем. На этом переходном этапе шло динамичное развитие законодательства во всех отраслях права, прежде всего конституционном праве.

Формирующееся конституционное право Российской Федерации в определенный период времени включало значительное число конституционно-правовых норм союзного законодательства. Вычленение отрасли из союзного законодательства происходило постепенно. Начальным этапом в этом процессе явилось принятие 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РСФСР. В ней было закреплено верховенство Конституции и других законов России на всей ее территории и предусмотрено, что действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами Российской Федерации, приостанавливается республикой на всей ее территории.7. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. — М.: Издательская группа ИНФРА М — НОРМА, 2003. — 752 с.

Вносились многочисленные дополнения и изменения в Конституцию РСФСР 1978 года, принимались законы, отражающие происходящие в России преобразования в политической, экономической, социальной сферах, в федеративном устройстве, в системе органов государственной власти, в избирательной системе.

Стержневым направлением в формировании отрасли российского конституционного права явились разработка и принятие в 1993 году новой Конституции РФ.8. Баглай М.Б., Гобричидзе В.Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. М.: Издательская группа ИНФРА-М-КОДЕКС, 2003. 512

Если в целом проанализировать основные тенденции, присущие процессу становления отрасли конституционного права России в постсоветский период, то можно выделить следующие направления:

1) правовое обеспечение подлинного суверенитета Российской Федерации, становление ее как самостоятельного, независимого государства;

2) деидеологизация конституционно-правового законодательства. В Конституции РФ отсутствуют идеологические характеристики сущности государства, институтов общественного строя. Изменены название государства, символы его государственного суверенитета (флаг, герб, гимн). Конституционно закреплен принцип многопартийности и признано идеологическое многообразие;

3) гуманизация всех государственно-правовых институтов, перенос центра тяжести на признание прав и свобод человека и гражданина, которые утверждаются как высшая ценность. Это означает пересмотр концепции взаимоотношения государства и гражданина: вместо приоритета общественных, государственных интересов над личными в основу кладется приоритет интересов личности, взаимной ответственности государства и личности;

4) реализация принципа разделения властей, что выражается в признании этого принципа в качестве одной из основ конституционного строя, в тех многочисленных положениях Конституции, которые закрепили систему и компетенцию государственных органов, принципы разграничения между ними полномочий;

5) признание и гарантия местного самоуправления;

6) коренное изменение системы федеральных органов государственной власти: учреждение института президентства, двухпалатного парламента;

7) существенная реорганизация федеративного устройства России. Эта тенденция развития конституционного права связана с преодолением немалых трудностей, с согласованием многих противоречивых интересов. Россия за всю историю своего существования как советской республики до создания Союза ССР и в составе Союза конституционно определялась как федерация, но фактически таковой никогда не была. Поэтому новые принципы федерации призваны обеспечить целостность и суверенитет России и одновременно необходимый уровень самостоятельности ее субъектов, возможность решения на местах широкого комплекса вопросов развития территорий с учетом их национальных, экономических интересов и особенностей;

8) переход к рыночной системе хозяйствования, к рыночным отношениям в экономике. Конституционно закреплены свобода экономической деятельности, многообразие форм собственности, равная защита со стороны государства всех ее форм.

Развитие отрасли конституционного права на современном этапе связано с осуществлением следующих основных задач:

1) укрепление государства в лице всех институтов и всех уровней власти;

2) обеспечение единства конституционно-правового законодательства путем устранения имеющегося несоответствия положений конституций, уставов и законов субъектов Российской Федерации федеральным Конституции и законам;

3) совершенствование федеративного устройства России, принципов разграничения полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов;

4) расширение гарантий, реального обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина;

5) совершенствование структуры, принципов и методов деятельности государственного аппарата, сокращение имеющихся излишних звеньев, обеспечение должной координации территориальных органов федеральных исполнительных органов государственной власти, действующих в субъектах Федерации;

6) развитие процессов формирования гражданского общества, становление подлинной многопартийной системы;

7) развитие законодательства, способствующего практическому утверждению местного самоуправления;

8) завершение процесса разработки и принятия всех предусмотренных в Конституции федеральных конституционных законов и федеральных законов;

9) повышение действенности конституционно-правового регулирования, механизма реализации конституционно-правовых норм; усиление различных форм ответственности за нарушение последних.

Осуществление указанных и иных вытекающих из них задач является важным условием формирования Российской Федерации как правового государства и требует активного воздействия конституционно-правового законодательства.9. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. — М.: Издательская группа ИНФРА М — НОРМА, 2003. — 752 с.

Заключение

конституционный строй право россия

Завершая настоящую работу, можно подвести итоги лежащего в ее основе исследования и сделать некоторые общие выводы.

Работа посвящена анализу тенденций конституционного развития нашей страны. Именно в этой главе сосредоточены наиболее важные, фундаментальные и обобщающие характеристики российского общества и государства.

Конституционный строй в его неформальном, содержательном смысле — это не просто общественный и государственный строй, урегулированный принятым в данном обществе конституционным законодательством, безотносительно к его содержанию, а только такой строй, который привержен принципам гуманизма и демократии, принципам конституционализма, а государство в своей организации и деятельности не только на словах, но и на деле следует этим принципам.

Политические основы конституционного строя России характеризуются, прежде всего, его гуманизмом и демократизмом, народовластием. Развивая и дополняя приведенное общее определение российского государства, две последующие статьи Конституции РФ закрепляют человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст.2); носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ, народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы; никто не может присваивать власть в РФ, а захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону (ст.3).

Итак, действующая Российская Конституция восприняла структуру, характерную для многих новейших конституций. Первая ее глава устанавливает основы конституционного строя России, составляющие совокупность принципов, основных ее положений, являющихся первичной нормативной базой как для остальных положений крнституции, так и иных нормативно-правовых актов.

Конституция Российской Федерации — это основной закон, который должен знать каждый человек, который живет в демократической, федеральной и правовой России, и являющийся ее гражданином.

Именно здесь сформулированы исходные связи государственной власти с человеком, народом (обществом), другими государствами, а также ее внутреннее устройство.

Эту целостную систему образуют: признание человека, его прав и совбод высшей социальной ценностью, а также обязанности государства соблюдать и защищать таковые; демократический характер власти; суверенитет народа; верховенство права; политическое и идеологическое многообразие; единство экономического пространства и свобода экономической деятельности; разделение властей; социальный характер государства; светский характер государства; верховенство конституции; приоритет международного права над внутригосударственными; федерализм; признание и гарантирование местного самоуправления.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // Российская газета от 25.12.1993.

2. Федеративный договор от 31.03.1992 «О разграничении предметов ведения и полномочий между Федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации». // «Федеративный договор: Документы. Комментарий», — М.: «Республика», 1994.

Федеративный договор от 31.03.1992 «О разграничении предметов ведения и полномочий между Федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации» // «Федеративный договор: Документы. Комментарий», — М.: «Республика», 1994.

Международный пакт от 16 декабря 1966 г. «О гражданских и политических правах». Ратифицирован Президиумом ВС СССР 18 сентября 1973 г. с заявлением // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 12. С. 21.

Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 151-ФЗ, от 03.01.2006 N 5-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 22, ст. 2031; 2003, N 46, ст. 4447Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 18.07.1995 N 107-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ). // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 19, ст. 683)

3. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. — М.: Издательская группа ИНФРА М — НОРМА, 2005. — 752 с.

4. Баглай М.Б., Гобричидзе В.Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. М.: Издательская группа ИНФРА-М-КОДЕКС, 2003. 512

5. Венгеров А.Б. Теории государства и права. М.: Бек, 1994. С.103-144.

6. Герасимов А.П. 53 вопроса и ответа о Конституции Российской Федерации — Спб.: Питер, 2008.63 с.

7. Десять лет, которые перевернули Россию. Воронеж, 1996. 101 с.

8. Жуйков В. М. Права человека и власть закона. — М.: Бек, 2006. — 284 с.

9. Коваленко А.И. Конституционное право Российской Федерации. — М.: СПАРК, 2009.

10. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. — М.: Бек, 2003.Т.2.

11. Козлова Е. И. , Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации. Учебник, М.: Юристъ, 2006. — 480 с.

12. Комментарий к Конституции РФ / Общ. ред. Кудрявцева Ю. В. — М.: Правовая культура, 2008. — 552 с.

13. Конституционное право. Учебник. / Под ред. проф. Лазарева В. В. — М.: Новый Юрист, 2008. — 544 с.

14. Конституционное право России. Сборник нормативных актов. — М.: Издательство БЕК, 2009. — 684 с.

15. Конституционный строй России / Под ред. Глушко Е. К. — М., 2009. 130 с.

16. Конституция Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 января 1997 г., с историко-правовоым комментарием. — М.: Издательская группа ИНФРА М — НОРМА, 1997. — 80 с.

17. О соблюдении прав человека и гражданина в Российской Федерации. Доклад Комиссии по правам человека при Президенте РФ. — М.: Юридическая литература, 2009. — 96 с.

18. Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России. — М.: Издательство “Юрист”, 2008. — 285 с.

19. Сукало А. Е. Основы конституционного строя. // Право и экономика. — 2010. № 2. — с. 5-13.

20. Шейнис В. Л. Тернистый путь Российской Конституции. // Государство и право. 2010. № 3. — с. 62-73.

21. Яковлев А. М. Конституционный строй: социальный и правовой аспект. — М.: “Наука”, 2008. — 160 с.

22. Якушик В. М. Современное государство переходного типа — Казань, 2010. — 243 с.

Размещено на Allbest.ru