Аудиовизуальные произведения

Особенности

Соответствующие статьи Гражданского кодекса РФ отображает специфику правового статуса аудиовизуального творения, которое наделено перечисленными ниже характеристиками:

  • сформировано из чётко установленной последовательности взаимосвязанных между собой графических образов;
  • может быть как с сопутствующей звуковой дорожкой, так и без аудиосопровождения;
  • воспринимается человеком с применением специальных технических приспособлений визуально, если же имеет место звуковое сопровождение на слух;
  • воспринимается как сложный целостный объект;
  • воспринимается как нечто, наделённое одновременно элементами как делимого, так и неделимого соавторства.

Работа по созданию тиража аудиовизуальных произведений (кроме тех случаев, когда данная деятельность реализуется лично теми субъектами, которые наделены правами на применение конкретных предметов авторских или смежных прав в силу федерального закона или иного нормативного акта), реализуемая различными формами юридических лиц или индивидуальными предпринимателями, также должна лицензироваться.

Читайте о том, как зарегистрировать право собственности на подаренную или полученную по наследству квартиру в МФЦ.

А какие строения подлежат регистрации на дачном участке и как их узаконить и зарегистрировать.

принцип свободы завещания и его ограничения.

Что говорится в законодательстве

Следует начать с определения авторского права.

Авторское право элемент гражданского законодательства, регулирующая правоотношения в пределах создания и применения (показа, изданием и т. д.) научных, литературных шедевров и творений из области искусства (плодов умственной и творческой работы людей в конкретных областях).

Само наименование института «АП» считается весьма условным, поскольку касается охраны прав правообладателя, а не создателя.

Поскольку рассматриваемый объект является сложносоставным, то правомочия изготовителя такого вида продукции в законе определяются как права того лица, которое занималось организацией процесса создания такого сложного объекта.

Лицо, занимающееся организацией разработки вышеупомянутого предмета, элементами которого становятся сразу несколько охраняемых результатов активного умственного труда (видеофайла, иного аудиовизуального произведения, постановочного театрального представления, мультимедийного проекта, базы данных), становится правообладателем использования таких итогов на основании соответствующих соглашений (к таковым относятся соглашения об отчуждении исключительного права/лицензионные договора), заключаемых этим лицом с обладателями исключительных прав на собственные результаты творческой деятельности.

Важно! Закон гласит, что при обработке АВП, даже если оно используется в целях создания пародии, обязательно соблюдать права автора музыкального элемента, не подвергавшееся обработке.

Интеллектуальные права на результаты отдельных частей АВП

Каждый создатель элемента, ставшего деталью аудиовизуального произведения, как бывшего раньше (соавтор творения, заложенного в фундамент сценария, например, и прочие), так и ставшего результатом труда над таковым (общая работа оператора-постановщика, художника-постановщика и иных), оставляет за собой исключительное право на собственное произведение, из этого правила вычёркиваются те случаи, когда это самое право было уступлено изготовителю или прочим лицам (или же попало к продюсеру или прочим лицам по иным причинам, разработанным законодателем).

Заключение сделки по созданию аудиовизуального произведения между его соавторами и изготовителем (обычно это продюсер) становится причиной передачи соавторами изготовителю нижеперечисленных исключительных прав на АВП:

  • на распространение;
  • на общественный показ/публичное прослушивание;
  • на трансляцию по кабелю для доступного общественности сведения;
  • на передачу в телеэфир/любое другое массовое оглашение;
  • на создание субтитров текста для какого-либо аудиовизуального произведения;
  • на копирование текста АВП.

Описанные правомочия переходят от соавторов аудиовизуального произведения к его изготовителю автоматически, если другое не прописано в договоре, и на законных основаниях принадлежат продюсеру по ходу всего срока действия АП на конкретный аудиовизуальный субъект.

Полезно знать «Права пенсионеров на обязательную долю в наследстве».

информация о том, где искать завещание и как узнать кто наследник имущества.

Авторские права на АВП принадлежат изготовителю. Если АВП является результатом коллективной работы (автора сценария, например, режиссёра и оператора), то продюсер становится правообладателем.

Обычно заключаются соответствующие договоры о передачи права собственности. После заключения такого соглашения продюсер становится правообладателем произведения целиком и может распоряжаться им на своё усмотрение. Для использования в любых целях части АВП необходимо иметь лицензию.

Аудиовизуальные произведения

Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

Аудиовизуальным произведением в соответствии со ст. 1263 ГК РФ является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств.

В Бернской конвенции нет термина «аудиовизуальное произведение». В ст. 2 раскрывается понятие «кинематографические произведения» — это произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии.

В ст. 3 Федерального закона от 22.08.1996 № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» понятие «фильм» определяется как аудиовизуальное произведение, созданное в художественной, хроникально-документальной, научно-популярной, учебной, анимационной, телевизионной или иной форме на основе творческого замысла, состоящее из изображения зафиксированных на кинопленке или иных видах носителей и соединенных в тематическое целое последовательно связанных между собой кадров и предназначенное для восприятия с помощью соответствующих технических устройств.

Фильм продолжительностью не менее чем 52 минуты является полнометражным фильмом, менее чем 52 минуты является короткометражным фильмом.

По мнению И. Силонова, следует отметить, что для определения статуса аудиовизуального произведения не имеет никакого значения, цветной это фильм или черно-белый, полнометражный или короткометражный, немой или звуковой. Важен вопрос о субъектном составе авторов аудиовизуального произведения. С этим следует согласиться.

Так, например, исходя из субъектного состава авторов, выделена такая разновидность фильмов, как «национальный фильм». В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» фильм является национальным, если:

  • — продюсер фильма — гражданин Российской Федерации или юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке на территории РФ;
  • — большинство авторов фильма — граждане Российской Федерации;
  • — в состав съемочной группы фильма (режиссеры-постановщики, операторы-постановщики, операторы, звукооператоры, художники-постановщики, художники по костюмам, монтажеры, актеры — исполнители главных ролей) входит не более чем 30 % лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации;
  • — фильм снимается на русском языке или других языках народов Российской Федерации, за исключением случаев, если использование иностранного языка является неотъемлемой частью художественного замысла;
  • — не менее чем 50% общего объема работ в сметных ценах по производству фильма, тиражированию фильма, прокату фильма и показу фильма осуществляется организациями кинематографии, зарегистрированными в установленном порядке на территории РФ;
  • — иностранные инвестиции в производство фильма не превышают 50% сметной стоимости фильма;
  • — в фильме не используется нецензурная брань.

В качестве национального фильма рассматривается также фильм, производство которого осуществляется в соответствии с международными договорами РФ совместно с продюсерами фильма, являющимися иностранными гражданами, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами.

Кроме фильмов выделяют также видеоклип и рекламный клип.

Видеоклип — телевизионная художественная интерпретация эстрадной, поп- или рок-песни, как правило, с применением «дробного» монтажа и специальных эффектов.

Рекламный клип — короткометражное видеосообщение о рекламируемом товаре, работе или услуге.

Авторами аудиовизуального произведения являются:

  • 1) режиссер-постановщик;
  • 2) автор сценария;
  • 3) композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.

При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения авторы музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняют право на вознаграждение за указанные виды использования его музыкального произведения.

Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и др.), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и др.), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Аудиовизуальное произведение относится к категории сложных, поскольку при его создании задействовано большое количество участников. Однако количество участников — не единственный признак сложного произведения.

Научная дискуссия

В. Дозорцсв считал, что формирование сложных объектов является результатом многослойного процесса, когда одни лица своей творческой деятельностью создают элементы, используемые на втором этапе уже другими лицами для комплексного объекта в целом.

Е. Мазур выделяет три основных признака сложных объектов, первым из которых называет многосубъсктность, вторым — наличие нескольких охраняемых результатов интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, третьим — комплексность и единство направленности результатов интеллектуальной деятельности, входящих в сложный объект.

Исходя из этих трех признаков, Е. Мазур определяет сложный объект как объект гражданских прав, созданный автором, организатором такого объекта, включающий в себя несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, образующий единое целое и предполагающий его использование по общему назначению.

С указанными точками зрениями следует согласиться, все вышеуказанные признаки присущи аудиовизуальным произведениям.

Лицо, организовавшее создание такого произведения (продюсер), пользуется правами, предусмотренными ст. 1240 ГК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 1240 ГК РФ лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта, базы данных), приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.

  • Силонов И. Аудиовизуальное произведение как объект авторского права // Хозяйствои право. 2014. № 4. С. 33.
  • Дозорцев В. Л. Интеллектуальные нрава. Понятие. Система. Задачи кодификации : сб.статей. М.: Статут, 2005.
  • Мазур Е. А. Понятие и признаки сложного объекта по законодательству РоссийскойФедерации // Юридический мир. 2012. № 3. С. 36—37.