Аренда водных объектов

Договор аренды водного объекта

Воды — это составная часть водного объекта, неразрывно связанна с экосистемой, и компонент окружающей среды, представляющий особую экологическую ценность. Пользование водами возможно лишь в рамках, очерченных существующими публичными ограничениями, и регулируется, прежде всего, водным законодательством. Так, ст. 22 ВК РФ запрещает продажу, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов.

Не регулируются в целом ВК РФ отношения по поводу обособленных водных объектов, которые определяются законодателем как небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими водными объектами (ст. 40 ВК РФ). Обособленный водный объект не признается самостоятельным объектом гражданских прав, а является лишь составной частью земельного участка, на котором он расположен.

Действующее водное законодательство выделяет четыре договора, оформляющих передачу водных объектов в пользование: непосредственно договор аренды, договоры краткосрочного и долгосрочного пользования, а также договор об установлении частного водного сервитута.

Обязательственные отношения водопользования порождают только первые три вида договора. Что же касается договора об установлении частного водного сервитута, то возникающее из него право следует отнести к числу вещных См.: Маттеи У., Суханов Е.А. Основные положения права собственности. — М., 1999. — С. 321..

Все договоры, порождающие обязательственные отношения водопользования (аренды, долгосрочного и краткосрочного пользования), носят арендный характер.

ВК РФ регулирует отношения лишь из договоров краткосрочного и долгосрочного пользования. Аренда же водных объектов в соответствии со ст. 41 ВК РФ должна быть регламентирована федеральным законом об аренде водных объектов. Пока такого закона нет. В связи с этим в настоящее время собственно аренда водных объектов вряд ли получит распространение.

Отсутствие специального закона об аренде водных объектов не позволяет также обнаружить те черты, которые отграничивают краткосрочное (долгосрочное) пользование водным объектом от его аренды. В настоящее время указанные понятия в целом сливаются См.: Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации / Рук. авт. кол. и отв. ред. Боголюбов С.А. — М.: Юрид. Дом «Юстицинформ», 1997. — С. 281..

Это позволяет сформулировать общее понятие договора аренды (пользования) водного объекта. По договору аренды (пользования) водного объекта арендодатель обязуется предоставить арендатору водный объект за плату во временное возмездное владение и специальное пользование.

Понятие владение применительно к водному объекту носит в известной мере условный характер. Использование при характеристике отношений водопользования данного понятия в его традиционном понимании невозможно, поскольку воды (сосредоточенная в водном объекте вода) находятся в состоянии непрерывного движения и водообмена. В этом плане говорить о физическом, реальном господстве над водным объектом весьма затруднительно. Не случайно в литературе высказано мнение, что может быть установлено лишь право пользования водным потоком для определенного лица См.: Дембо Л.И. Основные проблемы советского водного законодательства. — Л., 1948. — С. 13..

Тем не менее, действующее законодательство закрепляет за арендатором право владения. В частности, ст. 41 ВК РФ указывает, что водопользователи осуществляют владение и пользование водными объектами на условиях и в пределах, установленных Водным кодексом.

Пользование водным объектом представляет собой юридически обеспеченную деятельность граждан и юридических лиц, связанную с получением различными способами пользы от водных объектов для удовлетворения материальных и иных потребностей (ст. 1 ВК РФ). При этом водопользователи (арендаторы) по своему усмотрению осуществляют принадлежащее им право пользования водным объектом.

Пределы права пользования водным объектом определяются целями, для осуществления которых предоставлен водный объект. Указанные цели фиксируются как в лицензии на водопользование, так и в заключаемом на ее основании договоре. Их примерный перечень содержится в ст. 85 ВК РФ и включает следующие цели: питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение; здравоохранение; промышленность и энергетика; сельское и лесное хозяйство; гидроэнергетика; рекреация; транспорт; строительство; пожарная безопасность; рыбное хозяйство; охотничье хозяйство; лесосплав; добыча полезных ископаемых, торфа и сапропеля. Водный объект может быть предоставлен водопользователю как для одной, так и одновременно для нескольких целей.

Отметим, что не любое пользование водным объектом носит арендный характер. Арендное правоотношение возникает лишь при передаче водного объекта в возмездное специальное пользование.

Под специальным водопользованием (ст. 86 ВК РФ) понимается использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств (за исключением случаев использования водных объектов для маломерных плавательных средств и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов), требующее получения лицензии.

Специальное водопользование может осуществляться как на безвозмездной, так и на возмездной основе. В первом случае возникают отношения безвозмездного пользования, а во втором — арендные.

Специальному водопользованию закон противопоставляет водопользование общее, осуществляемое без применения сооружений, технических средств и устройств. Указанный способ водопользования не требует получения лицензии и заключения на ее основе договора (ст. 86 ВК РФ). Соответственно, права водопользователя в этом случае носят не обязательственный (арендный), а вещный (сервитутный) характер и возникают из публичного сервитута.

Общее водопользование может осуществляться на водных объектах как общего, так и особого пользования.

К числу первых относятся водные объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании. По общему правилу таковыми являются все нее обособленные водные объекты. Из указанной категории они могут быть исключены только в водоохранных, экологических или иных интересах. Нахождение данных объектов в общем водопользовании презюмируется.

Действие публичного сервитута распространяется не только непосредственно на сам водный объект общего пользования, но и на примыкающий к нему бечевник.

Другое дело, если речь идет о водных объектах особого пользования. По общему правилу осуществление общего водопользования на указанных объектах не допускается. Однако оно может быть разрешено в виде исключения.

Помимо публичных в отношении водных объектов могут устанавливаться также частные сервитуты (ст. 43 ВК РФ), предполагающие ограничение прав арендаторов (пользователей) водных объектов в пользу конкретных лиц. Основанием возникновения частных сервитутов может быть договор или судебное решение.

К числу существенных законом отнесены следующие условия договора аренды (пользования) водного объекта: предусмотренные в лицензии на водопользование; определяющие порядок продления либо досрочного прекращения права пользования водным объектом; устанавливающие размер и порядок внесения платежей, связанных с пользованием водным объектом; определяющие ответственность сторон за неисполнение требований заключенного договора (ст. 57 ВК РФ). Сформулированный в законе перечень необоснованно раздут. Ведь многие из условий, названных существенными, могут быть достаточно легко определены на основании гражданского законодательства. Кстати, подобный недостаток в целом присущ и другим природоресурсным законам.

Основанием возникновения права аренды (пользования) водного объекта является сложный фактический состав, включающий выдачу лицензии и заключение в соответствии с ее условиями договора. Лицензия выдается и регистрируется Министерством природных ресурсов РФ или его территориальными органами. Порядок оформления лицензии на водопользование урегулирован Правилами предоставления водных объектов.

ВК РФ закрепляет право монопольной государственной собственности на водные объекты (ст. 34). Разграничение водных объектов, относящихся к собственности Российской Федерации и субъектов РФ, содержится в ст. 36, 37 ВК РФ. Таким образом, в роли арендодателя могут выступать лишь Российская Федерация или ее субъекты. Интересы обоих указанных субъектов при заключении договора аренды водного объекта представляет орган исполнительной власти того субъекта РФ, на территории которого расположен предоставляемый в пользование водный объект (ст. 54 ВК РФ). В качестве такового в настоящее время выступает Министерство природных ресурсов РФ и его структурные подразделения. При осуществлении права пользования водным объектом, расположенным на территории нескольких субъектов РФ, договор заключается с органами исполнительной власти всех соответствующих субъектов РФ либо с их согласия с одним из этих органов.

В качестве арендаторов могут выступать граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица с момента государственной регистрации (ст. 27, 28, 30 ВК РФ).

Договор краткосрочного пользования водным объектом в соответствии со ст. 42 ВК РФ может быть заключен на срок до трех лет. Для договора долгосрочного пользования минимальный срок определен законодателем в три года, а предельный — в 25 лет.

Предметом договора аренды выступает водный объект, представляющий собой сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима, либо его часть (ст. 1 ВК РФ).

Под подземным водным объектом понимается сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты водного режима (ст. 17 ВК РФ).

Под поверхностным водным объектом понимается постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и черты водного режима (ст. 9 ВК РФ). Применительно к указанному объекту открытым остается вопрос о включении в его состав земель берегов водных объектов. По-видимому, к поверхностному водному объекту должны относиться берега, включенные в состав земель водного фонда. Вопрос же о включении тех или иных земель в состав земель водного фонда должен решаться в каждом случае индивидуально.

Индивидуализация водного объекта при заключении договора аренды происходит путем указания в лицензии на водопользование пространственных границ (координат) объекта или его части.

С водным объектом неразрывно связана прибрежная защитная полоса, входящая в состав водоохранной зоны. Применительно к аренде (пользованию) водных объектов значение таких полос заключается в предоставлении водопользователю в отношении них определенного набора прав.

Действующее законодательство прямо не относит водный объект к не движимости. Обойден указанный вопрос и в литературе. По-видимому, это обусловлено тем, что водный объект является недвижимым имуществом особого рода.

Договор аренды водного объекта должен быть заключен в письменной форме. Хотя закон не содержит подобного прямого указания, ст. 46 ВК РФ устанавливает, что права пользования водными объектами возникают с момента государственной регистрации. Государственная регистрация договоров аренды водных объектов осуществляется в органах Министерства природных ресурсов РФ.

Арендодатель водного объекта обязан:

1) предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества.

Применительно к водным объектам указанная обязанность дополняется также необходимостью в установленном порядке передавать арендаторам информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления ими своей деятельности;

2) предупредить арендатора обо всех правах третьих лиц на сдаваемое в аренду имущество.

Статья 85 ВК РФ допускает одновременное предоставление одного и того же водного объекта нескольким лицам для удовлетворения одной или нескольких целей, поэтому не исключено, что водный объект может быть обременен сервитутами, а также несколькими арендными и иными правами;

3) возместить арендатору стоимость неотделимых улучшений арендуемого имущества.

Представляется, что возмещению подлежит стоимость тех улучшений, которые были согласованы в договоре.

При осуществлении водопользования на основании распорядительной лицензии проведение неотделимых улучшений составляет не право, а обязанность арендатора. Их перечень закрепляется в лицензии. По-видимому, в этом случае затраты арендатора возмещению подлежать не должны, поскольку они составляют своего рода плату за распорядительную лицензию, предоставляющую арендатору право, в изъятие из общих правил, передать свои права по договору другому лицу.

Арендатор водного объекта обязан:

1) пользоваться арендованным имуществом в соответствии с его назначением и условиями договора.

Во-первых, арендатор не вправе в процессе осуществления деятельности, по использованию арендуемого водного объекта допускать нарушения прав других водопользователей.

Во-вторых, на арендаторе лежат обязанности по осуществлению мероприятий, направленных на защиту водных объектов от вредных воздействий. Среди них, в частности, обязанности по содержанию в исправном состоянии очистных, гидротехнических и других водохозяйственных сооружений и технических устройств, по своевременному предупреждению и устранению аварийных и других чрезвычайных ситуаций, влияющих на состояние водных объектов;

2) не сдавать водные объекты в субаренду.

Прямого запрета для арендатора сдавать водный объект в субаренду в ВК РФ не содержится. Однако ст. 54 ВК РФ устанавливает, что в качестве арендодателя может выступать исключительно орган исполнительной власти субъекта РФ В данном случае имеет место неточность. Скорее всего, в качестве арендодателя должен выступать субъект Федерации.. А поскольку арендаторами по договорам пользования водными объектами могут быть только частные лица (юридические и физические лица), возникновение субарендных отношений, где бы в качестве арендодателя выступало государство, невозможно.

В то же время ВК РФ допускает возможность перехода прав пользования от одного лица к другому на основании распорядительной лицензии, выдаваемой Министерством природных ресурсов РФ или его территориальными подразделениями. Условием получения распорядительной лицензии является готовность заявителя принять на себя обязанности по осуществлению мер, способствующих улучшению состояния водных объектов (укрепление берегов, очистка вод, воспроизводство биоресурсов и т.д.). При получении такой лицензии водопользователь вправе передать свои права по договору пользования водным объектом другому лицу. Передача прав пользования от одного лица к другому на основании распорядительной лицензии влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в лицензию на водопользование и в заключенный в свое время на основании нее договор с последующей их регистрацией. Указанная процедура носит в целом формальный характер, поскольку государство, очевидно, не вправе отказать владельцу распорядительной лицензии в переоформлении лицензии и договора;

3) своевременно вносить плату за пользование арендованным имуществом.

Платежную базу в зависимости от вида пользования водными объектами составляют:

  • а) объем воды, забранной из водного объекта;
  • б) объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных) при пользовании водным объектом без забора воды;
  • в) площадь акватории используемых водных объектов;
  • г) объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.

Законом устанавливаются лишь минимальные и максимальные ставки платы по отдельным видам водопользования. Определение конкретного размера платы за воду отдано на откуп представительным органам субъектов РФ.

В некоторых случаях с арендаторов может взиматься как повышенная, так и уменьшенная за счет предоставляемых законом льгот плата.

4) при прекращении договора вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил.

Указанное правило, закрепленное в ГК РФ, напрямую к водным объектам неприменимо, поскольку использование водного объекта во многих случаях связано с изъятием водных ресурсов, сбросом сточных вод нормативного качества и т.д. В этой ситуации соблюдение арендатором установленных лимитов водопользования (ст. 90 ВК РФ) является достаточным доказательством надлежащего исполнения арендатором данной обязанности;

5) информировать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти об аварийных и других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов; вести в установленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них, а также систематические наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами и представлять указанную информацию бесплатно и в установленные сроки в Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные подразделения, а по подземным водным объектам — также и в государственный орган по управлению и использованию недр.

Общие основания для ограничения и приостановления прав водопользователей сформулированы в ст. 63, 89 ВК РФ: защита конституционного строя, обеспечение обороны страны и безопасности государства, охрана здоровья населения, окружающей природной среды, историко-культурного наследия и законных интересов других лиц. Данные положения конкретизируются в ряде статей ВК РФ. В частности, ст. 144 ВК РФ устанавливает, что сброс сточных и дренажных вод может быть приостановлен при возникновении угрозы здоровью населения или существованию водных и околоводных животных и растений.

ВК РФ содержит ряд норм, изменяющих применительно к договорам пользования водным объектом перечень оснований прекращения договора аренды, предусмотренный в ГК РФ. Так, ВК РФ в отличие от ГК РФ предоставляет арендатору право в любое время прекратить договор пользования водным объектом в одностороннем порядке.

Для арендодателя возможность немотивированного расторжения договора пользования водным объектом не предусмотрена. ВК РФ устанавливает закрытый перечень оснований прекращения договора аренды водного объекта по инициативе арендодателя:

1) неиспользование водных объектов в течение трех лет.

Данное основание прекращения договора пользования водным объектом относится лишь к договору долгосрочного пользования;

  • 2) неиспользование в течение одного года водных объектов, предназначенных для водоснабжения, при ограниченности водных ресурсов;
  • 3) использование водных объектов не по целевому назначению;
  • 4) несоблюдение водопользователем условий и требований, установленных в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом.

Очевидно, что данная норма ставит арендатора в достаточно невыгодное положение по отношению к арендодателю, наделенному правом расторгнуть договор при любом нарушении арендатором его условий.

Прекращение договора по этим основаниям допускается лишь после предупреждения водопользователя о допущенных нарушениях водного законодательства РФ и неустранения их водопользователем в предусмотренные договором сроки.

При прекращении договора аренды водного объекта в одностороннем порядке по инициативе арендодателя договор считается расторгнутым с момента уведомления водопользователя об аннулировании лицензии на водопользование.

К вопросу о праве пользования водными объектами Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

К вопросу о праве пользования водными объектами

В.И. Ивакин, к.ю.н, доцент, Оренбургский ГАУ

Одним из составляющих элементов правового режима вод является пользование водными объектами. Вопросы права пользования такими природными объектами возникали еще в древности. К примеру, о порядке пользования водами речь шла уже в Дигестах Юстиниана, где в Титуле VIII указывалось на публичный порядок пользования рекою и морем, а также воздухом .

В российском законодательстве право пользования водными объектами урегулировано, в частности, ст.6 Водного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу 1 января 2007 г. . Так, в ч.1 этой статьи сказано, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, т.е. общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено законом. При этом каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. Однако в установленных законом случаях это право может быть ограничено.

Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах. Эти правила утверждаются в порядке, определяемом Правительством РФ, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

В соответствии с п.4 ст.6 ВК РФ на водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание. Может быть также запрещено использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой. Кроме того, возможно установление иных запретов.

Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется жителям соответствующих поселений органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

Частью 6 ст.6 ВК РФ определена ширина береговой полосы водных объектов общего пользования, которая составляет 20 м, за исключением

береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км, составляет 5 м.

Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется.

Каждый гражданин, как сказано в п.8 ст.6 ВК РФ, вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в т.ч. для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Право пользования водными объектами урегулировано также, в частности, главой 3 ВК РФ, которая имеет наименование «Договор водопользования. Решение о предоставлении водного объекта в пользование». Так, в ч.1 ст.11 этой главы сказано, что на основании договоров водопользования водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для соответствующих целей. Однако такое предоставление возможно, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 вышеназванной статьи.

Так, указанные водные объекты предоставляются в пользование на основании соответствующих договоров только для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; использования акватории водных объектов, в т.ч. для рекреационных целей. Это также использование водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии. Так гласит ч.1 ст.11 ВК РФ.

Таким образом, в этой части статьи указаны те виды использования водных объектов, за которые взимается плата, поскольку, в соответствии со статьями 12 и 20 ВК РФ, водный объект предоставляется в платное пользование только по договору водопользования.

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование также с определенной целью, например, для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Так гласит ч.2 ст.11 ВК РФ.

Если иное не предусмотрено ч.3 названной нормы, на основании решений водные объекты пре-

доставляются в пользование также, в частности, для сброса сточных и (или) дренажных вод; размещения причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений.

Кроме того, возможно предоставление в пользование на основании решений водных объектов для размещения стационарных и (или) плавучих платформ и искусственных островов; разведки и добычи полезных ископаемых; подъема затонувших судов. Предоставление водных объектов на основании решений в пользование возможно также для сплава леса в плотах и с применением кошелей; организованного отдыха детей, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов. Всего в вышеназванной норме указано 11 видов такого водопользования.

В прежнем ВК РФ (ст. 85) приводился перечень целей и способов использования водных объектов с указанием определенных отраслей. А именно: для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; здравоохранения; промышленности и энергетики; сельского и лесного хозяйства; гидроэнергетики; охотничьего хозяйства; добычи полезных ископаемых. Поэтому, отмечается в литературе, частичное совпадение имеется только по использованию водных объектов, связанных с добычей полезных ископаемых .

Рассмотрим порядок предоставления водных объектов в пользование на основании соответствующего решения. Так, в ч. 1 ст. 21 ВК РФ сказано, что предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется на основании решения Правительства РФ.

В иных случаях предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Решение о водопользовании водного объекта в пользование должно содержать, в частности, сведения о водопользователе, цель, виды и условия использования водного объекта или его части; сведения о водном объекте, в т.ч. описание границ водного объекта, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; срок водопользования.

К решению о предоставлении водного объекта в пользование прилагаются материалы в графической форме (в т.ч. схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним.

Особо оговорена ситуация, когда водный объект используется в целях сброса сточных и дренажных вод. В этом случае решение должно содержать указание места сброса таких вод и объем допустимых сбросов; требования к качеству воды

в водных объектах в местах сброса сточных вод и (или) дренажных вод.

Статьей 23 ВК РФ определен порядок принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование. Так, в ч.1 этой статьи сказано, что физическое или юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципального образования, в пользование обращаются в соответствующий орган с заявлением. В заявлении обосновываются цель, вид и срок водопользования.

Соответствующий орган в течение тридцати дней со дня получения заявления принимает решение о предоставлении объекта в пользование либо об отказе в предоставлении. При этом в случае отказа в предоставлении водного объекта или его части в пользование исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления направляет заявителю мотивированный отказ, который может быть обжалован в судебном порядке. Какие могут быть мотивы отказа, предположить трудно, поскольку в самом Водном кодексе РФ не содержится на этот счет никаких указаний.

Решение о предоставлении водного объекта в пользование вступает в силу с момента регистрации этого решения в государственном водном реестре. Решения о предоставлении водных объектов в пользование и договоры водопользования должны быть доступны любому лицу, за исключением информации, отнесенной законодательством РФ к категории ограниченного доступа. Так гласит п.12 ст.3 ВК рФ.

Порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждается Правительством РФ.

Следует сказать, что в соответствии с водным законодательством одним из основных его принципов является приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования. Предоставление их в пользование для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов.

Другим не менее важным принципом является обеспечение равного доступа физических и юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами. Исключением являются случаи, предусмотренные водным законодательством. Так гласит п. 7 ст. 3 ВК РФ.

В определенных законом случаях не требуется заключения договора водопользования или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Такой порядок установлен, когда водный объект используется для судоходства, плавания маломерных судов; осуществления разового взлета

или разовой посадки воздушных судов. При этом перечень водных объектов, используемых для судоходства, лесосплава, взлета (посадки) воздушных судов, определяется Правительством РФ.

Вышеназванный порядок установлен также в тех случаях, когда водный объект используется для рыболовства, рыбоводства, охоты; санитарного, карантинного и другого контроля; полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства. Всего в ч.3 ст.11 ВК РФ перечислены 17 конкретных видов водопользования, при осуществлении которых не требуется заключения договора водопользования или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Сторонами в договоре водопользования являются исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления и водопользователь. Предоставление водного объекта по договору водопользования осуществляется, как гласит ч.1 ст.12 ВК РФ, за плату. К договору водопользования, как записано в ч.1 названной статьи, применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ВК РФ и не противоречит существу договора водопользования.

Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

Содержание договора водопользования определено в ст.13 ВК РФ. Срок договора водопользования, в соответствии со ст.14 названного Федерального закона, не может составлять более чем двадцать лет.

В отличие от прежнего ВК РФ в новом аналогичном акте содержится норма (ст.15), устанавливающая преимущественное право водопользователя на заключение соответствующей лицензии и договора на новый срок.

Однако в установленных законом случаях право пользования водными объектами может быть прекращено. Так, в соответствии с ч.1 ст.10 ВК РФ право пользования поверхностными водными объектами прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены гражданским законодательством и названным кодексом.

Право пользования подземными водными объектами прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Так, основанием принудительного прекращения права пользования водным объектом по решению суда является, в частности, нецелевое использование водного объекта. Использование водного объекта с нарушением законодательства РФ или неиспользование водного объекта в установленные соответствующим договором или решением сроки также является основанием принудительного прекращения права пользования.

Следует сказать, что основания принудительного прекращения права пользования водными объектами по сравнению с ранее действовавшим ВК РФ несколько изменились. Так, в прежнем Водном кодексе условиями принудительного прекращения прав водопользования, в частности, были неиспользование водных объектов в течение трех лет; неиспользование в течение одного года водных объектов, предназначенных для водоснабжения при ограниченности водных ресурсов, и другие.

Кроме того, нужно констатировать, что ранее права пользования водными объектами прекращались путем аннулирования лицензии на водопользование лицензирующим органом в области водопользования.

Теперь же в соответствии с ч. 3 ст. 10 нового ВК РФ для принудительного прекращения права водопользования необходимо решение суда. Эта норма, подчеркивается в литературе, является не только новой, но и кардинально меняет взаимоотношения государственных органов и водопользователей, поскольку соответствующим государственным органам придется приводить в суде документальные подтверждения о нецелевом использовании водного объекта и использовании его с нарушением российского законодательства, а также о неиспользовании водного объекта в установленные договором водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование сроки .

Литература

1. Дигесты Юстиниана. Избранные фрагменты / пер. и прим. И.С. Перетерского. М.: Изд-во «Наука», 1984. С. 40.

2. Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. №23. Ст. 2381.

Аренда водных объектов

В данной статье подробно рассказывается как осуществляется аренда водных объектов, и все что об этом надо знать. Любые водоемы, моря, реки, пруды, озера, находящиеся на территории Российской Федерации принадлежат государству. Что бы иметь возможность использовать их в своих личных целях, обычно в коммерческих, необходимо приобрести право собственности или право пользования данным водным объектом. Обычно для временного пользования водным объектом заключат договор аренды, который регулируется водным кодексом Российской Федерации.

Возникающие права на использование водного объекта

Использование водного объекта, таких как, озеро, море, река, пруд, водоем, находящихся на территории России возможно только после приобретения следующих документов:

  • Документа, который подтверждает право собственности на данный водный объект;
  • Договор аренды или договор, подтверждающий право временного пользования данным водным объектом.

Первый документ представляет собой покупку водного объекта, то есть переход от государства полного права на владение, распоряжение данным водоемом организации или физическому лицу.

Второй документ представляет собой предоставление водоема в пользование организации или физическому лицу на временной основе за определенную плату государству. Для заключения такого договора необходимы основания. К ним относятся:

  • Пользование водными ресурсами данного объекта;
  • Постройки гидроэлектростанций;
  • Обеспечение государственной безопасности, а так же обороны страны;
  • Выброс отходов, а так же сточных вод;
  • Для строительства инфраструктуры, например мостов, переходов, островов;
  • Образование плавучих установок;
  • Исследования недр водоема, а так же добычи полезных ископаемых;
  • Переправка древесины, а так же экспортирование затонувших кораблей;
  • Для развода новых видов рыб;
  • Для целей рыболовства.

Данные правила описаны в статье 11 Водного кодекса Российской Федерации.

Заключение договора аренды

Между государством и физическим лицом, организацией заключается договор, согласно которому одна сторона обязуется пользоваться водными объектами государства за установленную плату.

К договору водопользования необходимо заключать договор аренды, который предусмотрен гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с ним, все продукты, которые получил арендатор, являются его собственностью.

Договор аренды должен быть заключен на срок не менее года, обязательно в письменной форме. Он должен быть зарегистрирован соответствующим образом. Арендодатель обязан исполнять все пункты договора и пользоваться водным объектом в соответствии с правилами, утвержденными в данном договоре.

Арендатор имеет право заключить договор субаренды с другим физическим лицом или организацией на срок, не превышающий срок основной аренды. Если арендатор не соблюдает правил, установленных в договоре аренды, арендодатель имеет право расторгнуть договор до истечения его срока.

При окончании срока аренды арендодатель обязан вернуть водные объекты государству или продлить договор аренды. В се данные правила описаны в Гражданском кодексе Российской Федерации, в части второй статьях 606 -670.

Документы для заключения договора аренды водного объекта

Для того, что бы заключить договор аренды водного объекта необходимо собрать соответствующий пакет документов. В него входят:

  • Заявление соответствующего образца на заключение договора;
  • Документы организации, то есть копии учредительного договора и устава организации;
  • Инн предпринимателя.

Для физического лица пакет документов немного другой. В него входят:

  1. Документ, удостоверяющий личность, паспорт гражданина РФ, военный билет, водительское удостоверение;
  2. Индивидуальный налоговый номер физического лица;
  3. План мероприятий, которые гражданин желает осуществлять на данном участке;
  4. Документы, подтверждающие наличие необходимого оборудования для осуществления своей деятельности;
  5. Схему водного объекта, с нанесенными его границами, в идеале необходимо предоставить карту.

Список данных документов может быть расширен, в зависимости от того. Каким видом деятельности желает заняться человек после приобретения данного водного участка.

В аренде водного объекта могут отказать, если:

  1. Арендатор нарушил права арендодателя;
  2. Арендатор, который нарушил права арендодателя, желает снова оформить договор аренды, но после последнего нарушения не прошло пяти лет;
  3. Водный объект находится на земле другого владельца;
  4. Данный водный объект, является массовым отдыхом граждан Российской Федерации.

Таким образом, арендовать водный объект вполне реально, а использование его в своих личных коммерческих целях не преследуется по закону. Любой человек имеет право открыть свой бизнес, взяв в аренду государственный водный объект.

В этой статье вы узнали, как осуществляется аренда водных объектов. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте.

Редактор: Игорь Решетов

Статья 40. Право собственности граждан и юридических лиц на обособленные водные объекты. В собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) — небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.

Предельные размеры обособленных водных объектов определяются земельным законодательством Российской Федерации.
Комментарий к статье 40
Признанные недвижимостью и составной частью земельного участка обособленные водные объекты могут быть не только в муниципальной, но и в частной собственности физических и юридических лиц. Таким образом, довольно многочисленные замкнутые водоемы (пруды), вне сомнения, могут быть собственностью фермера или фирмы. Однако, согласно указанным в комментируемой статье признакам, пруды даже на небольших водотоках (малых реках, ручьях) не могут быть признаны «замкнутыми» и «непроточными». Причина того кроется в том, что они имеют гидравлическую связь с другими поверхностными объектами. Поэтому они и не могут быть в частной собственности гражданина или организации.
Однозначно не могут быть переданы в частную собственность водотоки (каналы, реки и даже ручьи). Не могут быть в собственности гражданина или организации естественные по своему происхождению озера и болота, а также такие искусственные водоемы, как водохранилища. Последние отличаются большими, чем пруды, размерами и сооружаются с использованием близлежащей реки.
В то же время неоднократно даваемая законодателем характеристика обособленных водных объектов как непроточных и небольших по площади является весьма условной. Конечно же, земельное законодательство должно четко установить предельные размеры обособленных водных объектов, могущих попасть в частную собственность.
С другой стороны, гидравлическая связь может быть даже между единичными прудами и другими поверхностными водными объектами (через подземные водоносные пласты). Однако сам факт такой связи не исключает частной собственности на подобные малые водоемы.
Однако при всех своих неточностях правовая конструкция обособленных водных объектов (замкнутых водоемов) является эффективным механизмом перспективного направления частного бизнеса — фермерского рыбоводства. В настоящее время остры проблемы «списанных» прудов, их небрежной эксплуатации, коррозии прудовых устройств, разрушения плотин. Известны случаи, когда, благодаря передаче в частные руки, пруды приводятся в порядок: восстанавливаются водоспуски, на продажу заводится рыба (карпы, форель) .
———————————
См.: Никоноров Н. Проданное озеро // Российская газета. 2001. 19 июня.