Антикоррупционное просвещение граждан

Антикоррупционная пропаганда — важное условие противодействия коррупции

Коррупция, как наиболее острое негативное явление в государстве, является проблемой далеко не вчерашнего дня, а напротив, уходит корнями далеко к истокам государственности. Коррупция имеет интернациональный характер и находит свои отголоски практически во всех государствах в большей или меньшей степени.

Международные нормы противодействия коррупции закреплены в Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г., действие которой распространяется и на территории Российской Федерации.

Рассматривая эту проблему в национальном масштабе, сложно не заметить антикоррупционную политику Российской государства. Ужесточение борьбы с коррупцией ознаменовалось принятием федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и ряда указов Президента РФ №557 от 18.05.2009, №1065 от 21.09.2009 года, устанавливающих антикоррупционные меры по отношению к государственным гражданским служащим. С середины 2011 года вносились изменения в Уголовный кодекс РФ: существовавшие ранее статьи о преступлениях коррупционной направленности дополнились таким понятием, как посредничество во взяточничестве, введена ответственность за обещание или предложение посредничества во взяточничестве (ст. 291.1), изменилась ответственность за коммерческий подкуп (ст. 204), кроме того, некоторые статьи дополнены новыми отягчающими обстоятельствами, в большей мере дифференцирована ответственность в зависимости от размера взятки.

Изменения так же не обошли стороной и Кодекс об административных правонарушениях, который теперь предусматривает ответственность за незаконную передачу, предложение или обещание лицу, выполняющему управленческие функции денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание такому лицу услуг имущественного характера.

Анализ международного и Российского законодательства показывает, что, в целом, смысл и содержание антикоррупционных норм сводится к формированию в мире и обществе правовой нетерпимости не только к коррупционному поведению должностных лиц, намеревающихся получить взятку, но и к гражданам, обещающим, предлагающим взятки. Соответственно, не ограничиваясь лишь только карательной функцией государства, методы борьбы с таким явлением, подразумевают так же предупредительные меры, направленные на воспитание правового сознания, в рамках которого вероятность существования коррупции в обществе будет постепенно снижаться с последующим вырождением.

В связи с чем, Мирнинский городской суд в рамках антикоррупционной пропаганды призывает читателей быть внимательными при общении, как с представителями государственной власти, так и иных организаций, от решений которых зависит исход Ваших обращений. Обсуждение определенных тем с представителями организаций и гражданами, особенно с теми из них, чья выгода зависит от решений и действий служащих и работников, может восприниматься как просьба о даче взятки, а потому необходимо воздерживаться от употребления фраз и выражений смысл которых можно истолковать двояко, например, «договоримся», «вопрос решить трудно, но можно», «спасибо на хлеб не намажешь» и т.д.

Вас должны настораживать фразы и выражения, воспринимающиеся как просьба о даче взятки. Даже если такие выражения продиктованы благими намерениями и когда они, якобы, никак не связаны с личной выгодой «предлагающего», например, предложения предоставить скидку, воспользоваться услугами какой-либо компании или материально ее поддержать. Так же не следует поддерживать дискуссии на тему низкого уровня заработной платы, желания приобрести имущество или иные блага, желание устроить детей, родственников в учебные (воспитательные) учреждения и т.д.

Помните, что получение взятки, равно как и дача взятки, наказывается лишением свободы. Предложение должностному лицу денег, имущества, выгод или услуг имущественного характера могут быть истолкованы как покушение на дачу взятки. Служащему, работнику запрещается принимать подарки в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей вне зависимости от их стоимости.

Граждане Российской Федерации за совершение коррупционных правонарушений наравне с представителями государственных служб и организаций несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273 ФЗ установлено, что правовую основу противодействия коррупции, наряду с Конституцией РФ, федеральными законами, нормативно-правовыми актами Президента и Правительства РФ, нормативно-правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, составляют и муниципальные правовые акты. В законе также указано, что одним из основных принципов противодействия коррупции является применение профилактических мер по предупреждению коррупции.

Статья 6 данного закона гласит, что профилактика коррупции осуществляется путем формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.

Несмотря на принимаемые в стране и республике меры по антикоррупционной пропаганде в средствах массовой информации и повышению роли институтов гражданского общества в формировании антикоррупционного мировоззрения граждан, работу в данном направлении необходимо активизировать.

Основными причинами все чаще называют:

отсутствие действенного механизма контроля за деятельностью чиновников — 76%,

несовершенство законодательства, оставляющее решение проблем заинтересованных лиц на усмотрение чиновников — 50,1%,

кроме того, 37% респондентов считает причиной коррупции кризис морально-нравственных устоев общества;

25% — что коррупция досталась нам в наследство, как исторически сложившиеся традиции государственного управления

Низкую заработную плату чиновников назвали причиной лишь 16% опрошенных респондентов.

Особое внимание уделяется надзору за исполнением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а также вопросам выявления конфликта интересов при осуществлении закупок продукции для государственных и муниципальных нужд и выявлению серьезных коррупционных схем, направленных на хищение из бюджета крупных денежных сумм.

антикоррупционная экспертиза

— необходимость во взаимодействии, обусловленная целями восстановления нарушенных прав и интересов представителей гражданского общества, в том числе и отдельных индивидуумов.

Методологическую базу взаимодействия гражданского общества с органами государственной власти в противодействии коррупции можно рассматривать через организацию общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов, общественные слушания по различным проблемам. Такие меры могут реализовывать любые НКО вне зависимости от сферы их деятельности, и они направлены не только на достижение эффективного общественного контроля за деятельностью государственных органов, но и на взаимодействие с ними

  1. Институт независимой антикоррупционной экспертизы.

Институт независимой антикоррупционной экспертизы является новым институтом для российского законодательства, призванным усилить общественный контроль за органами власти, реализовать принцип публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Изучение нормативной базы показало, что механизм осуществления такого вида экспертизы находится на стадии разработки.

В целях повышения эффективности взаимодействия между государством и институтами гражданского общества, усиления общественного контроля за органами власти, реализации принципа публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления был создан институт независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов на коррупциогенность. При этом следует отметить, что за рубежом нет опыта использования подобного института, так как в нем нет особой необходимости ввиду значительно меньшего уровня коррупции, чем в Российском государстве, а также большей открытости и прозрачности деятельности органов государственной власти.

Нормативной правовой базой для осуществления независимой экспертизы физическими лицами, аккредитованными в качестве экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность, являются:

1) международные правовые акты:

— Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г.;

— Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, принятая 4 ноября 1998 г.

2) Федеральные законы

3) Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ.

4) нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств.

На территории Российской Федерации экспертная деятельность может осуществляться в виде государственной и негосударственной экспертизы, охватывая экономическую, правовую, культурную, социальную области общественной жизни.

В последние годы активно развивается институт негосударственной экспертизы. Негосударственная экспертиза проводится негосударственными экспертными учреждениями и лицами, не являющимися государственными экспертами, но обладающими определенным уровнем профессиональной квалификации и опытом работы в данной сфере. Однако наибольшее распространение на законодательном уровне и в научной среде получило понятие «общественная экспертиза».

Общественная экспертиза представляет собой целый механизм общественной экспертной деятельности по анализу и оценке влияния нормативных и других управленческих решений органов власти всех уровней на условия жизни и реализацию прав и законных интересов широких слоев граждан и конкретных социальных групп.

Рассматриваемая антикоррупционная экспертиза может выступать в качестве и общественной, и научной, и независимой экспертизы. Законодатель не дает понятия антикоррупционной экспертизы, но определяет ее цель.

Целью проведения антикоррупционной экспертизы является выявление в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов коррупциогенных факторов и их последующее устранение.

Исходя из вышеназванной цели, можно сформулировать следующее понятие антикоррупционной экспертизы:

антикоррупционная экспертиза — это деятельность специально уполномоченных государственных органов и должностных лиц (Минюста РФ, прокуратуры РФ и иных органов власти) либо физических и юридических лиц, аккредитованных в качестве независимых экспертов на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность, направленная на выявление в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов коррупциогенных факторов и выработку рекомендаций по их устранению.

  1. Понятие и формы гражданского контроля.

В общем смысле гражданский контроль – это общественное явление, совершенствующее систему политическогоуправления, это контроль над деятельностью органов власти, осуществляемый гражданами и общественными объединениями. К его объекту следует отнести аппарат органов власти: органы государственной власти, другие государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица всех перечисленных органов, а также межгосударственные (надгосударственные) органы власти. Субъектом гражданского контроля является общественность – политически активные граждане и общественные объединения, не зависимые от органов власти. Предмет гражданского контроля – система политического управления. Под термином «гражданский контроль» (или народный контроль, общественный контроль, социальный контроль) часто подразумевается участие граждан в местном самоуправлении, в решении мелких вопросов, чаще всего местного, бытового значения, т. е. зачаточная форма гражданского контроля. Это происходит оттого, что органы власти склонны переводить гражданский контроль на более низкий уровень, направлять его на решение мелких вопросов и отдалять от крупных, определяющих. По нашему мнению, гражданский контроль должен пониматься в гораздо более широком смысле, как общественное явление, при котором общественность определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, контролирует процесс ее реализации, участвует в решении всех общественно значимых вопросов. Гражданский контроль может осуществляться на различных уровнях: надгосударственный гражданский контроль и гражданский контроль в государстве. Надгосударственный гражданский контроль осуществляется соответствующими субъектами, например независимыми международными организациями, не связан территорией какого-либо государства или союза государств и осуществляется в пределах сферы деятельности данного субъекта гражданского контроля. Гражданский контроль в государстве осуществляется в пределах определенного государства и также на различных уровнях: общегосударственном, региональном или местном. Кроме того, гражданский контроль различается по сфере контролируемых общественных отношений. Каждый из указанных видов гражданского контроля имеет свои сходства и различия с другими видами, а также особенности в применении методов, механизмов и средств его осуществления.

  1. Антикоррупционное гражданское образование и антикоррупционная пропаганда.

«Каждое Государство-участник обеспечивает <…> предупреждение коррупции с помощью <…> расширения и распространение знаний по вопросам предупреждения коррупции.“ Выдержка из пункта 1 статьи 6 Конвенции ООН против коррупции.

Предупреждение проблемы всегда предпочтительнее ее решения. Именно поэтому антикоррупционное образование традиционно считается одним из ключевых инструментов противодействия коррупции. Но что это такое, и как именно способствует улучшению ситуации?

Антикоррупционное образование является воспитанием такого мировоззрения, в котором коррупционный поступок считается не нормой, а маргинальным и вызывающим общественное осуждение фактом. Неотъемлемой частью подобного мировоззрения является принятие легальной модели социального поведения. Таким образом, антикоррупционное образование сочетает в себе воспитание правого сознания и гражданской этики, обучение знаниям о механизмах защиты от коррупции на разных уровнях: от сопротивления бытовой коррупции на уровне базового образования до профессиональной подготовки специалиста по compliance для противодействия коррупции в сфере бизнеса. В мировой практике принято выделять две основных трактовки концепции антикоррупционного образования.

Базовое антикоррупционное образование

“Проводить эффективные меры для предотвращения коррупции и, в этой связи, поднимать общественное понимание и продвижение этического поведения.” Пункт 1 Резолюции Совета Европы о двадцати принципах борьбы с коррупцией.

Профессиональное антикоррупционное образование

“Продвигать специализацию людей или органов, отвечающих за борьбу с коррупцией и обеспечивать их соответствующими средствами и обучением для исполнения их задач.” Пункт 7 Резолюции Совета Европы о двадцати принципах борьбы с коррупцией.

антикоррупционная пропаганда — это деятельность по распространению антикоррупционных идей и взглядов с целью формирования антикоррупционного мировоззрения и поведения. Антикоррупционная пропаганда представляет собой целенаправленную деятельность средств массовой информации, координируемую и стимулируемую системой государственных заказов и грантов, содержанием которой является просветительская работа в обществе по вопросам противостояния коррупции в любых ее проявлениях, воспитание в населении чувства гражданской ответственности за судьбу реализуемых антикоррупционных программ, укрепление доверия к власти. Организация антикоррупционной пропаганды возлагается на специальный уполномоченный орган в сфере массовых коммуникаций и осуществляется им во взаимодействии с субъектами антикоррупционной политики.

  1. Взаимодействие органов власти, некоммерческих организаций и СМИ при реализации антикоррупционной политики.

Работа со средствами массовой информации, пропаганда и мобилизация

Одним из важнейших направлений антикоррупционной политики должно быть изменение общественного сознания под влиянием антикоррупционной пропаганды. Важнейшая роль отводится средствам массовой информации.

Ключевыми направлениями деятельности органов государственной и муниципальной власти по изменению отношения граждан к коррупции должны быть следующие:

— Проведение по заказам органов государственной власти и крупного бизнеса объективных исследований коррупции, ее причин, масштабов и негативных последствий с последующим публичным представлением их результатов всему обществу.

— Поддержка антикоррупционного гражданского образования, которое могут проводить некоммерческие организации по методикам, разработанным и применяемым в различных регионах России.

— Обеспечение свободного доступа граждан к информации о деятельности органов власти и управления.

— Рассмотрение и обязательные ответы по существу на все обращения граждан в органы власти и лично к Президенту.

— Поддержка проведения публичных общественных обсуждений и парламентских слушаний о проблемах противодействия коррупции.

Сами средства массовой информации в области антикоррупционной деятельности могут, в частности, следующее:

— формировать базы данных публикаций о коррупции;

— просвещать граждан о коррупции и способах жизни без коррупции, устраивать своеобразные акции отказа от взяток;

— искать и описывать опыт противодействия коррупции в других населенных пунктах и регионах нашей страны;

— просвещать граждан, бизнесменов и чиновников о том, какими методами осуществляется успешное противодействие коррупции в других странах;

— несколько средств массовой информации могли бы, объединив финансы, заказывать специализированным социологическим агентствам проведение объективных исследований коррупции;

— всей своей деятельностью способствовать расширению открытости органов власти и бизнеса для общества. Эта деятельность косвенно будет, как в большинстве стран мира, снижать уровень коррупции.

  1. Роль общественных консультативных структур в противодействии коррупции.

Общественные палаты – это общественно-консультативные структуры, которые представляют собой взаимоотношение групп интересов и государства

На примере счетной палаты- можно говорить о том, что у Счетной палаты особая роль в борьбе с коррупцией, в противодействии коррупции. Она дает главе государства, парламенту и обществу информацию о том, как используются бюджетные деньги и государственная собственность: законно и эффективно или нет. И эта информация, по сути, является важным элементом борьбы с коррупцией и ее профилактики.

Я выделю три направления деятельности Счетной палаты, раскрывающие ее роль в противодействии коррупции.

Первое — это контрольные мероприятия. В План работы Счетной палаты вмещается в течение года порядка 500 проверок.

Вторым направлением является то, что Счетная палата проверяет и помогает создавать системы внутреннего финансового контроля в различных министерствах, ведомствах и госкорпорациях. Например, сейчас Счетная палата завершает эту работу в отношении Российской академии наук.

Собственно, если в рамках своих проверок Счетная палата убеждается, что внутренняя система финансового контроля существует, работает эффективно, то, соответственно, детальной проверкой можно в этом органе не заниматься.

И третье направление — экспертиза проектов законов, проектов постановлений Правительства, ведомственных нормативных правовых актов. Они поступают в Счетную палату и в инициативном порядке, и, что называется, по плану.

  1. Коррупция в законотворческом процессе.

ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

процесс создания текстов законопроектов, их подготовки к рассмотрению и рассмотрения в парламенте государства. 3. п. охватывает, следовательно, усилия различных органов и лиц в ходе подготовительных работ, а также в дальнейшем — на различных стадиях законодательного процесса.

Основные правила 3. п. как процесса подготовки, рассмотрения и принятия нормативных правовых актов должны найти отражение в федеральном законе РФ о нормативных правовых актах РФ.

Отдельные правила могут быть включены в нормативные акты соответствующих органов. Например, Указом Президента РФ от 13 апреля 1996 г. утверждено «Положение о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе». Документ предусматривает порядок подготовки и окончательной доводки текста законопроекта ,который предполагается внести в ГД от имени Президента РФ, подготовки заключений на законопроект,определения полномочных представителей Президента, которые будут участвовать в рассмотрении законопроекта в палатах, порядка выполнения ими своих задач и др.

В зависимости от сферы деятельности различают следующие виды коррупции: Коррупция в сфере государственного управления.

Коррупция в сфере государственного управления имеет место потому, что существует возможность государственного служащего (чиновника) распоряжаться государственными ресурсами и принимать решения не в интересах государства и общества, а исходя из своих личных корыстных побуждений.

В зависимости от иерархического положения государственных служащих коррупция может подразделяться на верхушечную и низовую.

Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности и т.п.).

Вторая распространена на среднем и низшем уровнях и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.).

Часто обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одной государственной организации. Например, когда чиновник дает взятку своему начальнику за то, что последний покрывает коррупционные действия взяткодателя — это также коррупция, которую обычно называют «вертикальной». Она, как правил, выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией.

Парламентская коррупция.

Большинство специалистов, изучающих коррупцию, относит к ней и покупку голосов избирателей во время выборов.

Избиратель обладает по Конституции ресурсом, который называется «властные полномочия». Эти полномочия он делегирует избираемым лицам посредством специфического вида решения — голосования. Избиратель должен принимать это решение исходя из соображений передачи своих полномочий тому, кто, по его мнению, может представлять его интересы, что является общественно признанной нормой. В случае покупки голосов избиратель и кандидат вступают в сделку, в результате которой избиратель, нарушая упомянутую норму, получает деньги или иные блага, кандидат, нарушая избирательное законодательство, надеется обрести властный ресурс. Понятно, что это не единственный тип коррупционных действий в политике.

Наконец, упомянем о коррупции в негосударственных организациях.

Сотрудник организации (коммерческой или общественной) также может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами: у него также есть возможность незаконного обогащения с помощью действий, нарушающих интересы организации, в пользу второй стороны, получающей от этого свои выгоды.

  1. Стратегии противодействия коррупции.

Национальная стратегия противодействия коррупции разработана:

а) исходя из анализа ситуации, связанной с различными проявлениями коррупции в Российской Федерации;

б) на основании общей оценки эффективности существующей системы мер по противодействию коррупции;

в) с учётом мер по предупреждению коррупции и по борьбе с ней, предусмотренных Конвенцией Организации Объединённых Наций против коррупции, Конвенцией об уголовной ответственности за коррупцию и другими международными правовыми документами по противодействию коррупции, участником которых является Российская Федерация.

Целью Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе Для достижения цели Национальной стратегии противодействия коррупции последовательно решаются следующие задачи:

а) формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции;

б) организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции;

в) обеспечение выполнения членами общества норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

. Основными принципами Национальной стратегии противодействия коррупции являются:

а) признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации;

б) использование в противодействии коррупции системы мер, включающей в себя меры по предупреждению коррупции, по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных деяний, при ведущей роли на современном этапе мер по предупреждению коррупции;

в) стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закреплённых в Федеральном законе от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

г) конкретизация антикоррупционных положений федеральных законов, Национальной стратегий противодействия коррупции, национального плана противодействия коррупции на соответствующий период в правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в муниципальных правовых актах.

Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется по следующим основным направлениям:

а) обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции;

б) повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию коррупции;

в) внедрение в деятельность федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие указанных органов и их взаимодействие с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг;

Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами

  1. Правовое регулирование противодействия коррупции в российском законодательстве.

следует отнести прежде всего Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом Российской Федерации 31 июня 2008 г. Данный план является базовым для всех субъектов противодействия рассматриваемому явлению. Он носит комплексных характер и предусматривает: меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции; меры по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции; меры по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению; первоочередные меры по реализации Национального плана. План имеет приложение: «Перечень первоочередных проектов законодательных актов Российской Федерации, которые необходимо принять в связи с национальным планом противодействия коррупции».

Среди законодательных актов федерального уровня рассматриваемой группы безусловно в первую очередь следует отнести Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. Ns280-Ф3

Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации содержат ряд положений, имеющих антикоррупционный характер.

Среди них установление, содержащееся в ч.2 ст. 574 ГК РФ: «Договор дарения движимого имущества должен быть совершен, когда: а) дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей; б) договор содержит обещание дарения в будущем».

Согласно ст. 575 ГК РФ не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей.

Трудовое законодательство устанавливает запрет на требование выполнения работы, не обусловленной трудовым договором (ч.1 ст.60 ТК); Перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих и порядок их ротации утверждаются Президентом Российской Федерации (ч.3 ст. 60 ТК).

Административное законодательство. В Кодексе об административных правонарушениях Российской федерации содержится целая серия антикоррупционных норм. Это касается прежде всего установления суммы штрафов за данные деяния.

Уголовное законодательство.Значение уголовного законодательства в деле противодействия коррупционным преступлениям трудно переоценить. Только в нем предусматриваются составы преступлений, которые Федеральный закон «О противодействии коррупции» отнес к категории коррупционных.

Прокурорский надзор. Надзор за соблюдением антикоррупционного законодательства является одной из составных частей функций прокуратуры.

Виды правовой экспертизы

Правовая экспертиза – установление соответствия документов или отдельных их частей действующему законодательству и целям, которые ставились при создании и подписании этих документов. Эта экспертиза также называется юридической или – реже – юридико-технической.

Экспертизу проводит квалифицированный эксперт в области права и юриспруденции – юрист, адвокат или ученый. Правовая экспертиза должна проводиться по установленным законами требованиям. В противном случае она будет недействительной. Единого закрепленного в законодательстве понимания правовой экспертизы нет. Указанное выше толкование является наиболее распространенным в юридических документах и литературе.

Классификация видов юридических экспертиз имеет относительный характер. В законодательных документах четкого разграничения видов правовых экспертиз нет, следовательно, регламентировать разделение можно лишь условно.

Есть несколько критериев, на основе которых юридические экспертизы можно поделить на несколько видов.

Правовая экспертиза по виду нормативно-правового документа делится на два основных вида:

  • Правовая экспертиза договора:

— купли-продажи недвижимости,

— брачного контракта,

— дарения недвижимости,

— кредитного займа и другие.

Экспертиза договоров выделяется в отдельный вид, поскольку она наиболее востребована, к тому же договор составляется между двумя часто независимыми друг от друга сторонами.

Другие виды документов гораздо реже нуждаются в экспертной оценке юристов, поэтому их можно объединить под общим названием, и они составляют второй вид правовой экспертизы.

  • Правовая экспертиза нормативно-правовых актов:

— акты органов местного самоуправления – всевозможные постановления, распоряжения, протоколы собраний, документы представительных органов и так далее,

— акты учреждений и организаций (еще они называются локальные документы) – всевозможные приказы, решения, распоряжения внутри компаний, организаций, органов и так далее.

Как правило, правовая экспертиза нужна до того, как документ вступает в силу. Но бывают случаи, когда экспертиза нужна для обжалования документа в суде – тогда юридическая экспертиза проводится после подписания документа. Соответственно, экспертиза может быть превентивная и поствременная.

Правовую экспертизу может проводить:

— госорган (например, при регистрации документов на передачу прав на недвижимость, сотрудники Россеестра проверяют правильность заполнения заявления, договора и других документов),

— юрист или адвокат, сведущ в предмете экспертизы.

В зависимости от того, кто инициирует проведение экспертизы, можно выделить:

— юридическую экспертизу по инициативе гражданина. Чаще всего физические лица обращаются к экспертам для проведения экспертизы кредитных соглашений, инвестиционных соглашений с застройщиком, акций. Именно с этим видом документов чаще всего сталкиваются практикующие юристы. Недобросовестные кредиторы, застройщики составляют договор таким образом, что другая сторона не видит подвоха, подписывая документ. В частности, это касается ответственности сторон.

Часто в договоре условия сформулированы таким образом, что при тщательном юридическом анализе этих условий получается, что, например, застройщик не имеет обязанностей ни в отношении времени сдачи дома, ни в плане качества материалов. Нередко бывает так, что в случае расторжения договора одна из сторон остается ни с чем. В договоре это может быть указано настолько завуалированными фразами, что без эксперта понять смысл самостоятельно невозможно.

Антикоррупционное просвещение и пропаганда как условие реализации антикоррупционной политики (Кученев А.В.)

В Указе Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 — 2015 годы» поставлены задачи по активизации антикоррупционного просвещения граждан, выраженной в необходимости разработки и осуществления общественными организациями комплекса просветительских мер, направленных на формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции. Рассмотрение вариантов решения проблемы увеличения эффективности в области информационной пропаганды и просвещения предусмотрено и в действующем Указе Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. N 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 — 2017 годы», выраженной в актуализации вопроса по повышению эффективности информационно-пропагандистских и просветительских мер, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям.
Создание положительного правового сознания общества на государственном уровне определяет восприятие политики, проводимой государством. Одно из определений правосознания как отражения правовой действительности, ее познания и отношения к ней, высказанное В.А. Рыбаковым, подразумевает его многовекторность. В эту систему векторов можно отнести знание правовых норм, восприятие их на доступном уровне, формирование положительного или отрицательного отношения к ним и др.
Трудность и необходимость процесса положительного правосознания неоспорима. Как отмечает Р.С. Байниязов, развитие права, фундаментальные изменения правовой культуры власти и населения, совершенствование правовой действительности возможны только в том случае, если соответствующая перестройка произойдет в самом правосознании, как на индивидуальном, так и на общественном уровне. В противном случае любые правовые реформы и начинания не достигнут поставленной цели.
Следовательно, любые изменения в правовой жизни будут позитивными при условии, что соответствующие изменения произойдут и в правосознании общества. Однако изменение правосознания ввиду его особого характера, выразившегося в предрасположенности последнего, как никакого другого элемента правовой системы, к состоянию относительной статичности, консервативности, самостоятельности по отношению к внешним явлениям, устойчивости и сопротивляемости, новым идеям и принципам может вызвать определенные сложности.
Правосознание трудно поддается изменениям в короткие сроки и остается неизменным на протяжении значительных временных отрезков. Само общество болезненно расстается со старыми традициями и стереотипами. При всех изменениях экономики, политики, права и других сфер жизни сохраняется некий отечественный тип правового мышления.
Переходное развитие правовой системы показывает, что изменения системы права и системы законодательства могут осуществляться в сравнительно короткие сроки, при условии увеличения скорости негативных изменений в правосознании в десятки раз. Так, Т.Ю. Смолова среди деструктивных изменений правосознания, произошедших в постсоветский период, отмечает правовой нигилизм, идеализм, негативизм, цинизм, инфантилизм, перерождение правосознания.
Среди факторов, обусловливающих низкий уровень российского правосознания, в современный период отмечают юридическую безграмотность, отсутствие правового опыта и навыков, отсутствие правовой информированности, неуважение к праву, правовой нигилизм, одной из причин которого является внедрение в российскую правовую систему правовых ценностей, не имеющих национальных корней. Правосознание современного периода претерпевает определенные «встряски», связанные с изменениями в повседневной общественной и правовой жизни. Осмысление и формирование оценки к тому или иному событию или явлению в правовой жизни происходит уже после того, как оно свершилось.
Признак противоречивости российского правосознания отмечает Е.В. Скурко, которая видит его особенность на современном этапе в двух противоположно направленных тенденциях: в росте, с одной стороны, правового идеализма, с другой — правового нигилизма.
Правовой идеализм формируется под воздействием «устных» ценностей западной демократии. В то же время правовой нигилизм обусловлен воздействием объективных социально-экономических условий как следствия экономической либерализации.
В последнее время все более заметна тенденция откровенного навязывания миру западных идеологических и культурных ценностей, моделей поведения и представлений об окружающей действительности. Следует отметить, что во многом развитие правовой культуры и правового сознания зависит от того, как они формируются — сознательно, открыто, путем разработки и учета национального, исторического, государственного опыта или складываются и внедряются явочным порядком, без обсуждений.
Как показывает практика, развитие идеологии России пока шло по второму пути и потому отличается противоречивостью, радикальностью и парадоксальностью.
Следуя законам диалектики, а именно «закону отрицания отрицания», трактующему результат как развитие единства новизны и преемственности, относительное повторение старого на новом уровне, мы можем предположить, что в правовом сознании должна сохраняться традиция права конкретного общества.
Учитывая то, что право возможно определить как установленную государством модель поведения гражданина и общества в целом, нелогичным представляется отказ от модели поведения, принятого обществом, через отражение исторических, экономических, политических и личностных мотивов. Уважительное отношение к праву может выработаться, когда оно становится частью традиции и в течение длительного времени является константой, которая способна расширяться, вмещая трансформации, связанные с происходящими эволюционными процессами.
Таким образом, право и законы не могут развиваться в очень быстром темпе, они должны быть согласованы с менталитетом населения. Проходящие в стране реформы и перемены могут не удовлетворять подлинные интересы граждан и не находить опору в их правосознании, т.к. не согласованы с традициями, стереотипами, историческими и географическими факторами России. В результате несовпадения интересов реформаторов и правосознания граждан российская правовая система становится все более декларативной, неустойчивой. Требуется изучение собственных социально-культурных, исторических и специальных юридических основ российской правовой системы.
По нашему мнению, приоритетным направлением в развитии российского правосознания должна стать актуализация творческого воспитания собственного, неповторимого правосознания, имеющего прочные корни и традиции.
Рассматривая развитие коррупции, нельзя не отметить важный факт. В коррупционных схемах всегда есть сторона, готовая злоупотребить государственной властью для получения выгоды в личных целях, и сторона, готовая предоставить эту выгоду для реализации уже своих целей. И пока различные слои населения не осознают, что, пользуясь услугами коррупционера, они сами становятся коррупционерами, противодействие коррупции невозможно.
В мае 2014 г. Правительством Российской Федерации было издано распоряжение, которым была утверждена Программа по антикоррупционному просвещению на 2014 — 2016 годы. Данная Программа включает в себя 22 мероприятия, направленных на формирование антикоррупционного поведения у граждан Российской Федерации.
Она предусматривает выполнение задач по становлению антикоррупционного поведения, необходимости выработки четкого понимания проблематики коррупции, информированности населения об ущербе, который причиняют коррупционные правонарушения, воспитанию неприятия у граждан страны коррупции как явления, уменьшающего долю справедливости в общественной жизни.
Мы считаем необходимым напомнить об изменчивости уровня справедливости, который выступает самым действенным регулятором общественных отношений. С изменением положения уровня справедливости изменяются все векторы общественной жизни.
К сожалению, в обществе бытует, а нередко и насаждается мнение, что бороться с коррупцией бессмысленно и простой гражданин не имеет возможности противостоять ее проявлениям. Думается, установлению такого приемлемого уровня справедливости, характеризующегося особенностью современной ситуации в аннигилировании постыдности коррупционного поведения, возможно противостоять методом увеличения доли общественного правосознания, например, укрепляя основы просветительской работы антикоррупционной направленности.
Инновационным направлением в методической деятельности педагога может стать проведение занятий в формах практикумов, игр, брейн-рингов, интернет-уроков, дискуссии и т.п. Введение в стандарты образования необходимости рассмотрения негативных сторон коррупции, имеющих место в истории страны и на международной арене, на социальном и экономическом уровнях. Только через осмысление дефиниции коррупции, необходимости санкционирования коррупционного поведения в правовом поле можно сформировать негативное отношение к коррупции, развить навыки антикоррупционного поведения.
Реализация задач антикоррупционного образования возможна при участии любых заинтересованных сторон: молодежных организаций, родительской общественности, социально ответственных предпринимателей, представителей властных структур и правоохранительных органов, представителей религиозных конфессий.
Все вышеуказанное может быть применено и при организации просветительской работы антикоррупционной направленности любых слоев населения. Средствами просветительской работы могут выступать в комплексе средства массовой информации, антикоррупционная реклама, демонстрация показательных судебных процессов против коррупционеров, художественных фильмов антикоррупционной направленности, разъяснения прав и обязанностей граждан с разбором наиболее типичных случаев их нарушения.
В правовом поле международного законодательства можно обнаружить, что одним из средств антикоррупционного просвещения является пропаганда антикоррупционного поведения. По нашему мнению, привлечение средств массовой информации к решению этой задачи не является единственным вектором достижения этой цели и требует некоторого расширения выдвигаемых предположений российских специалистов. Популярность этого инструмента противодействия коррупции привело к тому, что трактовка смысловой нагрузки в публикациях стала принимать различные оттенки, переходя в некоторых случаях в контрасты. Стоит отметить, что Федеральный закон «О противодействии коррупции» «антикоррупционную пропаганду» в качестве инструмента противодействия коррупции не закрепляет. В то же время этот термин получил широкое распространение и закрепление в антикоррупционном законодательстве на региональном уровне.
На наш взгляд, антикоррупционная пропаганда представляет собой целенаправленную деятельность государственных органов образования, телевидения, средств массовой информации, координируемую и стимулируемую государством просветительскую работу в обществе по вопросам противостояния коррупции в любых ее формах, воспитание в обществе чувства гражданской ответственности, укрепление доверия к власти.
В действующем российском региональном антикоррупционном законодательстве из 85 субъектов Российской Федерации только в 14, или 16,4%, не предусмотрено проведение антикоррупционной пропаганды как средства противодействия коррупции. Однако и в этих регионах термин «антикоррупционная пропаганда» или близкие к нему по значению термины, такие как «пропаганда антикоррупционной государственной политики», «антикоррупционная агитация», «пропаганда негативного отношения к проявлениям коррупции», «освещение в СМИ информации по противодействию коррупции» или «информационное обеспечение антикоррупционной деятельности», используются в подзаконных нормативных правовых актах, регулирующих различные аспекты противодействия коррупции.
Проанализировав законодательство, можно подчеркнуть, что только в 6 региональных антикоррупционных законах (7% от их общего количества) не сформулировано определение антикоррупционной пропаганды как правовой категории.
Еще раз стоит отметить, что реформирование общества требует учитывать традиции, развивать их. Правосознание как духовный элемент правовой системы обладает такими общими чертами, как консервативность, статичность, тесная взаимосвязь с другими элементами правовой системы, отражательный и воздействующий характер и др. В период глобализации, в переходное время, российское правосознание отличается такими специфическими чертами, как фрагментарность, противоречивость, радикальность, преобладание в массах правового нигилизма, и другими деструктивными характеристиками.
Основными причинами далеко не позитивного состояния правосознания являются наспех проводимые реформы (по западным образцам и без учета собственного исторического опыта), которые не находят опоры в сознании общества, размытые представления о праве, отсутствие творческого воспитания своего собственного неповторимого правосознания. Правосознание установить на законодательном уровне невозможно, возможно его привитие через воспитание, включающее в себя просвещение, пропаганду и поощрение. Процесс поддержания положительной направленности правосознания требует мониторинга и контроля его состояния.
Литература
1. Байниязов Р.С. Структура и функции правосознания: Учебное пособие. Саратов, 2006. 37 с.
2. Кабанов П.А. Понятие и содержание антикоррупционной пропаганды как правовой категории в российском региональном антикоррупционном законодательстве // Административное и муниципальное право. 2013. N 9. С. 878 — 884.
3. Рыбаков В.А. Правосознание: К вопросу о понятии // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2015. N 3. С. 23 — 28.
4. Синюков В.Н. Российская правовая система: введение в общую теорию. Саратов, 2010. 496 с.
5. Сорокин С.В. Правосознание в переходный период общественного развития // Журнал российского права. 2002. N 10. С. 60 — 61.
6. Скурко Е.В. Правосознание граждан и должностных лиц РФ в условиях глобализации // Правовая система России в условиях глобализации: Сборник материалов круглого стола / Под ред. Н.П. Колдаева, Е.Г. Лукьянова. М., 2005. С. 137 — 139.
7. Смолова Т.Ю. Особенности правовой культуры российского общества в период реформ // Российская правовая система: вопросы теории и практики: Межвузовский сборник научных трудов. Саратов, 2007. С. 192 — 200.
8. Юнусов С.А. Принцип справедливости в уголовно-исполнительном праве: вопросы теории: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08. Академия права и управления. Рязань, 2014. 221 с.

ПАМЯТКА

ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ

Федеральным законом Российской Федерации от 25 декабря 2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

ЧТО ТАКОЕ ВЗЯТКА?

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает два вида преступлений, связанных с взяткой: получение взятки (статья 290) и дача взятки (статья 291).

Это две стороны одной преступной медали: если речь идет о взятке, это значит, что есть тот, кто получает взятку (взяткополучатель) и тот, кто ее дает (взяткодатель).

Получение взятки — одно из самых опасных должностных преступлений, особенно если оно совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, которое заключается в получении должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие).

Дача взятки — преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействия), либо предоставлению, получению каких-либо преимуществ в пользу дающего, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе.

ВЗЯТКОЙ МОГУТ БЫТЬ:

Предметы — деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания, видеотехника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, загородные дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость.

Услуги и выгоды — лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.

Завуалированная форма взятки — банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам, друзьям, получение льготного кредита, завышение гонораров за лекции, статьи, и книги, «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, увеличение процентных ставок по кредиту и т.д.

Посредничество во взяточничестве — непосредственная передача по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки.

Злоупотребление должностными полномочиями — использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемым законом интересам общества и государства.

Коммерческий подкуп — незаконная передача должностному лицу денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию).

НАКАЗАНИЕ ЗА ВЗЯТКУ И КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП

Статья 291 Уголовного кодекса Российской Федерации

Дача взятки

Преступление

Наказание

  • Дача взятки должностному лицу лично или через посредника

— штраф в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки.

— исправительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

— принудительные работы на срок до трех лет

— лишение свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.

  • Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие)

— штраф в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

— лишение свободы на срок до 8 лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

  • Совершение преступления в значительном размере (свыше 25 тыс. руб.)

— штраф в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до сорокакратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового.

— лишение свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере от пятикратной до пятнадцатикратной суммы взятки или без такового.

  • Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой в крупном размере (свыше 150 тыс. руб.)

— штраф в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

— лишение свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

  • Совершение преступления в особо крупном размере (более 1 млн. руб.)

— штраф в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

— лишение свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

Статья 290 Уголовного кодекса Российской Федерации

Получение взятки

Преступление

Наказание

  • Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору с вымогательством или в крупном размере (более 150 тыс. руб.)

— штраф в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет,

— штраф в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет

— лишение свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

  • Совершение преступления лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления

— штраф в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет.

— лишение свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

  • Если взятка получена за незаконные действия (бездействие) должностного лица

— штраф в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

— лишение свободы на срок от 3 до 8 лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

  • Если взятка получена должностным лицом за совершение действий (бездействие), которые входят в его служебные полномочия

— штраф в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет,

— исправительные работы на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет,

— принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет

— лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.

  • Совершение преступления в значительном размере (свыше 25 тыс. руб.)

— штраф в размере от двухсот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

— лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

  • Совершение преступления в особо крупном размере (более 1 млн. руб.)

— штраф в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, или в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет.

— лишение свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет или без такового.

Статья 291.1. Уголовного кодекса Российской Федерации

Посредничество во взяточничестве

Преступление

Наказание

  • Посредничество во взяточничестве в значительном размере

— штраф в размере до семисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

— лишение свободы на срок до 4 лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы взятки или без такового.

  • Посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения

— штраф в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

— лишение свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

  • Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в крупном размере (свыше 150 тыс. руб.)

— штраф в размере от одного миллиона до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, или в размере от пятидесятикратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

— лишение свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

  • Обещание или предложение посредничества во взяточничестве

— штраф в размере до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, или в размере до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

— лишение свободы на срок до 7 лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Статья 204 Уголовного кодекса Российской Федерации

Коммерческий подкуп

Преступление

Наказание

  • Незаконная передача должностному лицу денег и оказание услуг имущественного характера за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию)

— штраф в размере до четырехсот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, или в размере от пятикратной до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа.

— ограничение свободы на срок до двух лет.

— исправительные работы на срок до двух лет.

— лишение свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до пятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового.

  • Незаконная передача денег и оказание услуг имущественного характера должностному лицу группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, за заведомо незаконные действия (бездействие), в крупном размере

— штраф в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

— лишение свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

  • Незаконное получение денег и пользование услугами имущественного характера должностным лицом за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию)

— штраф в размере до семисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до девяти месяцев, или в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа.

— лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере до пятнадцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового.

  • Незаконное получение денег и пользование услугами имущественного характера группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; сопряжены с вымогательством предмета подкупа; совершены за незаконные действия (бездействие); совершены в крупном размере

— штраф в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

— лишение свободы на срок от 5 до 9 лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Статья 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Под незаконным вознаграждением от имени юридического лица понимаются

незаконная передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции
в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением

  • Незаконное вознаграждение от имени юридического лица

— административный штраф на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

ВЗЯТКА ИЛИ ПОДКУП ЧЕРЕЗ ПОСРЕДНИКА

Взятка или коммерческий подкуп нередко осуществляются через посредников — подчиненных сотрудников или специально нанятых для этого лиц, которые рассматриваются Уголовным кодексом Российской Федерации как пособники преступления.

Гражданин, давший взятку или совершивший коммерческий подкуп, может быть освобожден от ответственности, если:

  • установлен факт вымогательства;

  • гражданин добровольно сообщил в правоохранительные органы о содеянном.

Не может быть признано добровольным заявление о даче взятки или коммерческом подкупе, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников.

Заведомо ложный донос о вымогательстве взятки или коммерческом подкупе рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации как преступление и наказывается лишением свободы на срок до шести лет (ст. 306).

НЕКОТОРЫЕ КОСВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВЗЯТКИ

1. Разговор о возможной взятке носит иносказательный характер, речь взяткодателя состоит из односложных предложений, не содержащих открытых заявлений о том, что при положительном решении спорного Вопроса Вам будут переданы деньги или оказаны какие-либо услуги; никакие «опасные» выражения при этом не допускаются.

2. В ходе беседы взяткодатель, при наличии свидетелей или аудио, видеотехники, жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения этого вопроса в другой обстановке (в другое время, в другом месте).

3. Сумма или характер взятки не озвучиваются, вместе с тем соответствующие цифры могут быть написаны на листке бумаги, набраны на калькуляторе или компьютере и продемонстрированы потенциальному взяткополучателю.

4. Взяткодатель может неожиданно прервать беседу и под благовидным предлогом покинуть помещение, оставив при этом папку с материалами, конверт, портфель, сверток.

5. Взяткодатель может переадресовать продолжение контакта другому человеку, напрямую не связанному с решением вопроса

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ В СЛУЧАЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ВЗЯТКИ

Вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем (взятковымогателем) как готовность принять (дать) взятку;

Внимательно выслушать и точно запомнить предложенные Вам условия (размер суммы, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, последовательность решения вопросов);

Не берите инициативу в разговоре на себя, больше слушайте, позволяйте потенциальному взяткополучателю (взяткодателю) «выговориться», сообщить Вам как можно больше информации.

При наличии у Вас диктофона постарайтесь записать (скрытно) предложение о взятке или её вымогательстве.

ЧТО СЛЕДУЕТ ВАМ ПРЕДПРИНИМАТЬ

СРАЗУ ПОСЛЕ СВЕРШИВШЕГОСЯ ФАКТА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЛИ ВЫМОГАНИЯ ВЗЯТКИ?

В случае, если у Вас вымогают взятку, необходимо сообщить о факте вымогательства взятки (запомнив максимум информации: имя, должность, условия и размер взятки и т.п.) руководству Учреждения и в правоохранительные органы.

КУДА СООБЩИТЬ О СЛУЧАЯХ КОРРУПЦИОННЫХ НАРУШЕНИЙ

  1. Администрация ГБУЗ СО «ГБ г. Каменск-Уральский»

главный врач Чарипов Манарбек Асылканович

Часы приема: Понедельник 16:00-17:00, ул.Каменская, 8-а, 1-й этаж ,приемная.

Предварительная запись по телефону: 8 (3439) 34-82-75 (секретарь)

  1. Межмуниципальный отдел МВД России «Каменск-Уральский»

Адрес: 623412, Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Мичурина,32.

Дежурная часть: 8 (3439) 32-23-15

«Tелефон доверия» МО: 8 (3439) 32-32-78

  1. Прокуратура г. Каменска-Уральского

Адрес: 623400, г. Каменск –Уральский, ул. Проспект Победы, 97/а.