Антидемпинговые меры 223 ФЗ

Поставщики демпинговали, демпинговали,

да не выдемпинговали1

В отличие от законодательства о контрактной системе2, закон о государственно-корпоративных закупках3 не предусматривают каких либо специальных мер, направленных на защиту интересов заказчиков и участников закупок от демпинга.

Под демпингом (от англ. dumping — сброс) подразумевается случаи, когда продукция предлагается по ценам ниже ее нормальной себестоимости (именно так определяется демпинг в Генеральном соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), лежащем в основе деятельности Всемирной торговой организации (ВТО).

Причины проведения антидемпинговых мероприятий очевидны: заказчик старается максимально защитить себя от рисков срыва исполнения обязательств поставщиком4 (в части, сроков и качества, а так же необходимости проведения повторной закупки).

Разумеется, встречаются ситуации, когда отдельные поставщики действительно могут обеспечить значительное снижение цены по сравнению с большинством конкурентов за счет инновационных высокотехнологичных решений, механизации труда, эффективного производства, приобретения оптовых партий материалов на эксклюзивных условиях, наличия собственной ресурсной базы, логистики, наличия полноценных «эквивалентов» товара иной ценовой категории и т.д.

Но, к сожалению, они являются скорее исключением из правила, да и подобные возможности обычно выявляются и учитываются заказчиком еще при планировании закупки.

1Закупочная скороговорка.
2 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее — Закон о контрактной системе, Закон №44-ФЗ.
3 Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
4 Под поставщиком в дальнейшем мы подразумеваем так же (в зависимости от предмета договора) исполнителя и подрядчика.

Не бывает дыма без огня…

Следует отметить, что причин для демпинга у участников закупок может быть множество, и далеко не все они наносят ущерб заказчику. К их числу можно отнести, например:

  • начальная (максимальная) цена заметно превышает текущую рыночную (следствие ошибки заказчика);

  • частичная компенсация простоя имеющихся у поставщика ресурсов (кадры, техника, оборудование, помещения и др.);

  • срочная потребность в финансовых ресурсах, необходимость получить средства для выплаты кредитов (заработной платы и др.) в условиях отсутствия иных заказов;

  • реализация маркетинговых мероприятий («распродажи») и завоевание «контрактов престижа» (для дальнейшего использования сведений об исполнении контракта статусного заказчика в маркетинговых целях);

  • наработка формальной квалификации в целях доступа в дальнейшем к участию в борьбе за более выгодные заказы (при выборе поставщика для исполнения которых установлены требования по опыту работы или такой опыт является одним из критериев оценки заявок);

  • необходимость ликвидации остатков (сезонной продукции);

  • необходимость оперативного снижения складских запасов и др.

Все же чаще цели демпингующих участников гораздо прозаичнее и печальнее для заказчика, в том числе:

  • борьба за рынок (например, вытеснение дилером других5);

  • срыв процедуры закупки (в том числе и для формального основания для перехода заказчика к менее конкурентной процедуре, предусмотренной для подобного случая в положение о закупке, например, закупке у единственного поставщика на основании не состоявшихся торгов6);

  • получение опыта персоналом поставщика (заказчик – «подопытный кролик» и «полигон»);

  • продажа устаревшей, просроченной, восстановленной и контрафактной7 продукции;

  • манипулирование результатом конкурентной процедуры, в том числе за счет снижения заинтересованности по дальнейшему участию в ней добросовестными претендентами (например, схема «таран» для электронного аукциона);

  • создание задела для неконкурентного получения последующих, более крупных, заказов (например, выигрыш заказа на проектирование в целях включения в проектную документацию требований, обеспечивающих победу при выборе исполнителя подконтрольной компании8);

  • пересмотр условий в ходе исполнения договора, в том числе изменения цен, спецификаций, сроков, проведение фиктивной приемки не поставленной продукции9;

  • обеспечение сверхэкономии за счет нарушений требований законодательства (оплата труда, обязательные платежи и отчисления, безопасность производства и др.);

  • некачественное исполнение обязательств по договору (использование не соответствующие по качеству материалы, квалификация персонала и т.п.).

Таким образом, для заказчика важно защитить себя от подобных неблагоприятных последствий, предусмотрев соответствующие механизмы в положении о закупке.

Штрафные санкции и обеспечение исполнения договора — хорошие инструменты для митигации финансовых рисков заказчика. Вот только помимо прямых финансовых, потерь срыв исполнения договора и необходимость выбора нового поставщика могут поставить под угрозу саму деятельность заказчика. Например, многомиллионные штрафы за не поставку в срок топлива для ТЭЦ никак не возместят срыв отопительного сезона.

Несмотря на все вышесказанное, прямой и однозначной зависимости между демпинговым снижением цены и вероятностью срыва договорных обязательств зачастую не наблюдается10. Поэтому антидемпинговые мероприятия целесообразно гармонизировать с квалификационными требования к участникам закупки и финансовым обеспечением заявок и договоров.

5 Это элемент недобросовестной конкуренции, затрагивающий интересы заказчика в долгосрочной перспективе (монополизация рынка).
6 Подобная ситуация может инициироваться недобросовестными сотрудниками заказчика, действующими совместно с подставным участником закупки. После демпинговой победы последнего «обнаруживаются» обстоятельства, санкции за которые не предусмотрены, но которые являются основанием для расторжения договора.
7 Кстати, последнее – не всегда минус.
8 От включения в проект уникального оборудования до заблаговременного приобретения требуемого для выполнения проекта оборудования и материалов в условиях ограниченных сроков на исполнение последнего. Вариантом может быть и такое хитроумное лоббирование продажи оборудования производителем.
9 При реализации таких схем так же нередко участие недобросовестных сотрудников заказчика.
10 По крайней мере, ее не удалось выявить автору при анализе проблемных договоров, заключенных с и без демпинга отдельными заказчиками.

Сколько вешать в граммах?11

Разные заказчики расходятся в определении того, что следует считать демпинговой ценой. Как правило, порог снижения цены, ниже которого применяются антидемпинговые механизмы, рассчитывается как процент снижения от начальной (максимальной) цены договора. Чаще всего его устанавливают в 25%12, реже — 20%13 от начальной (максимальной цены договора).

Любопытным примером подхода к определению демпингового порога является законодательство о государственных закупках Республики Казахстан.

Демпинговым считается снижение цены более чем на 5% от указанной в технико-экономическом обосновании (для разработки проектно-сметной документации) и проектно-сметной документации, прошедшей экспертизу в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

При проведении конкурса на разработку технико-экономического обоснования и проектно-сметной документации, демпинговым признается снижение цены более чем на 10% от рассчитанной заказчиком в соответствии с государственными нормативами в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Аналогичный порог установлен и для участников в конкурсе на оказание инжиниринговых услуг в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (технический надзор) — по сравнению с ценой, рассчитанной в соответствии с утвержденными государственными нормативами.

А для конкурса на оказание услуг (за исключением инжиниринговых услуг в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (технический надзор)) – порог демпинга составляет целых 70 %.

Как видно из этого примера, большую роль играет оценка достоверности и объективность определения начальной цены договора заказчиком. Если она объективно отражает рыночные реалии – тема защиты от демпинга актуальна. В случаях же формального подхода и ориентировочной цены, значительные отклонения от нее могут оказать вполне рыночными.

Для подобных случаев корректнее было бы рассматривать отклонение цен от средних, предложенных участниками закупки. Пример частичной реализации такого подхода не часто, но встречаются. Так в соответствии с положением о закупке ПАО «Аэрофлот»14 конкурсная комиссия имеет право в случае наличия предложений, стоимость которых ниже среднеарифметической цены всех поданных участниками предложений более чем на 20 процентов, запрашивать дополнительные разъяснения порядка ценообразования и обоснованности такого снижения цены, а при отсутствии обоснованных разъяснений — отклонить поданное предложение15.

Хотя данный подход целесообразно развить, так как среднеарифметическая цена учитывает и демпинговую, что может сильно исказить общую картину. Более корректные результаты получаются при исключении из такой оценки значительно выпадающих (крайних) значений.

11 Из рекламы Билайн.

12 Например, Роскосмос, Ростех и Башинформсвязь.
13 Например, Аэрофлот. Стоит отметить, что Положение о закупке данного заказчика допускает так же установление иного значения в документации закупки.
14 Положение о закупке товаров, работ, услуг (утверждено Советом директоров ПАО «Аэрофлот» 29 апреля 2016 г. (протокол №16)).
15 Сам подход представляется правильным, однако подобная конструкция может расцениваться как достаточно рисковая, потому что формально комиссия может нарушить конкурентность выбора, избирательно пользуясь этим правом. Более корректным является императив – применять всегда и для всех.

Точность никогда не бывает лишней!16

Вне зависимости от установленной границы, для участника, готового демпинговать чтобы получить максимальный балл по ценовому критерию, привлекательным решением может показаться указание в заявке ценового предложения, немного выше порога применения защитных механизмов. Например, если в соответствии с положением о закупке, антидемпинговые меры применяются при снижении цены от 20%, то при начальной цене договора в 100 млн. руб. есть соблазн предложить в заявке 80 млн. руб. 01 коп.

Подобные «шалости» приводят к серьезным баталиям в контролирующих органах и судах. В одном из таких случаев, после того, как территориальное управление ФАС России поддержало участника закупки, заявку которого отклонили за не предоставление документов, подтверждающих обоснованность снижения цены, заказчику пришлось доказывать свою правоту в суде17.

Комиссия заказчика посчитала, что, несмотря на то, что цена, сниженная на 20% от начальной цены контракта, составляет 2 171 200 рублей, а предложенная участником» цена была 2 171 200, 01 (т.е. больше всего на 1 копейку) является демпинговой. С этим не согласился антимонопольный орган, однако суд встал на сторону заказчика.

Судья счел, что указание в заявке цены большей на одну копейку направлено на несоблюдение правила о необходимости предоставлять обоснование и расчет предлагаемой цены, что противоречит принципам, установленным в п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Дабы избежать подобных конфузов в будущем (и не только в части демпинговых порогов) заказчикам в положении о закупке можно посоветовать указывать, что расчеты процентов осуществляются с точностью до процента (или доли процента), а округления производятся в большую сторону18.

Например: «дробные значения округляются до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления».

16 Продолжение все той же рекламы Билайн.
17 Решение 13 ААС от 4 октября 2016 г. по делу № А56-12512/2016.
18 Впрочем, такое решение не является панацеей: проблема 19,99998…/20 просто укрупняется до проблемы 19/20. Но зачастую и этого вполне достаточно.

Как бороться с демпингом или «хочешь мира – готовься к войне!»19

Многие заказчики при регламентировании своей закупочной деятельности не задумываются о защите от аномального снижения цены либо ограничиваются только антидемпинговыми мерами, предусмотренными правилами контрактной системы. Таких всего три, причем сфера применения таких инструментов в Законе №44-ФЗ весьма ограничена:

  • предоставление увеличенного в полтора раза обеспечения (но не менее размера аванса20);

  • разная значимость ценовых критериев при оценке заявок с демпингом;

  • обоснование предложенной цены договора и способности его исполнить на заявленных условиях.

Например, ПАО «Аэрофлот» в качестве антидемпинговых мер допускает использование заказчиком всех этих вариантов, а в случае если при выполнении работ (оказании услуг) необходимо иметь свидетельство о допуске, выданное СРО21, участник так же должен предоставить заключение СРО о возможности выполнения работ (оказании услуг) по предложенной в заявке цене.

Так же в положение о закупке авиакомпании специально оговорено, что не допускается снижение цены за счет сокращения налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»22 и государственная корпорация Ростех23 в целях борьбы с демпингом используют только первый инструмент, требуя при снижении цены от 25 процентов и более предоставления участником закупки обеспечения исполнения договора в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения договора, установленный в документации о закупке. Любопытно, что подобное ими не требуется, если демпинговое снижение цены произошло в ходе преддоговорных переговоров заказчика с участником закупки.

В целом же, арсенал для защиты от демпинга гораздо богаче. В число таких механизмов входят:

  1. отклонение заявки с демпингом или отмена закупки;

  2. обязанность обоснования возможности исполнения договора по заявленной цене (это один из наиболее эффективных методов, но требующий заметных затрат для реализации);

  3. дополнительные требования при исполнении договора (по приемке, экспертизе, проведению выездных проверок поставщика и др.);

  4. подтверждение добросовестности (обычно — успешным исполнением аналогичных договоров в прошлом, что, впрочем, не дает гарантии от проблем в будущем);

  5. установление предельно допустимого значения для оценки («отсечение по демпингу»: «в случае, если предложено снижение цены более чем на 25% заявке по критерию «цена» присваивается 100 баллов» — т.е. дальнейшее снижение цены не приносит участнику закупки дополнительных баллов);

  6. использование диапазонных интервалов для снижения значимости критерия24 (например, участники ранжируются по мере увеличения предложенной цены, а далее делятся, в зависимости от мест, на 4 группы, попавшие в первую получают 100 баллов, во вторую – 65, в третью – 25…);

  7. увеличенное обеспечение исполнения договора (например, в случае, если цена снижена более чем на 20%, участник должен представить при заключении договора обеспечение исполнения договора в полуторном размере, но не менее аванса);

  8. различная значимость критериев при оценке (без демпинга значимость цена – 80%, с демпингом – 20%);

  9. корректирующие (понижающие и повышающие) коэффициенты при оценке по ценовым критериям.

19 Si vis pacem, para bellum (лат.) — Корнелий Непот, жизнеописание фиванского полководца.

20 А в случае относительно небольших закупок – подтверждение добросовестности, путем указание успешно исполненных ранее контрактов.

21 СРО – саморегулируемая организация.

22 Положение о закупке товаров, работ, услуг государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» (в редакции с изменениями, утвержденными решением Наблюдательного совета Госкорпорации «Роскосмос» от 29 июня 2016 г. № 6-НС).

23 Единое положение о закупке государственной корпорации «Ростех» (Утверждено Наблюдательным советом Государственной корпорации «Ростех» протоколом от 18 марта 2015 г. № 2).

24 Это прием нередко используется и для управления результатами конкурентной процедуры, когда желаемый претендент немного выигрывает по одному критерию, но сильно отстает по другому.

Рассмотрим последний инструмент подробнее на примере25

При оценке заявок по критерию «цена» (его значимость – 30%), используется формула:

Rai = ( (Amax — Ai) / Amax ) x 100 x L

где:

Amax – начальная (максимальная) цена договора;

Ai — предложение i-го участника;

L — коэффициент отклонения цены.

Коэффициент отклонения цены (L)

Участником запроса предложений предложено понижение цены от 0% до 5%

Участником запроса предложений предложено понижение цены более 5 % до 15%

1,5

Участником запроса предложений предложено понижение цены более 15 % до 25%

Участником запроса предложений предложено понижение цены более 25 % до 33%

1,5

Участником запроса предложений предложено понижение цены более 33 %

Таким образом, в случае использования описанного выше подхода, учитывается как недостаточное снижение цены, так и ее занижение:

НМЦД

Предложение 1

Предложение 2

Предложение 3

1,0

2,0

1,5

без L

Что касается возможности отклонения заявки с демпингом, то такое решение на практике не часто, но встречается. Например, согласно Положению о закупке26 заказчик оставляет за собой право отклонить заявку, если предложенная в ней цена в сочетании с другими сведениями, указанными в заявке, аномально занижена (на 25%27 и более от начальной максимальной цены договора) и возникли обоснованные сомнения в способности участника исполнить договор на предложенных условиях.

Однако в чистом виде использование такого решения не рекомендуется, так как оно имеет признаки ограничения конкуренции. Поэтому правильнее все же отклонять такую заявку только если участник закупки не сможет обосновать цену. Либо, как своеобразный «стоп кран», при подобных ситуациях — отменять закупку (но в этом случае другие ее участники могут справедливо посчитать, что их права нарушены).

Разумеется, использование всех вышеописанных инструментов защиты от демпинга на практике порождает немало проблем как для заказчика, так и для участника закупки.

25 Постановление АС Северо-Западного округа от 12 февраля 2016 г. по делу №А56-28921/2015.
26 Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО «РТКомм.РУ» (утверждено решением Совета директоров ОАО «РТКомм.РУ», протокол от 22 декабря 2014 г. № 237. Аналогично — в Положение о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Башинформсвязь» (редакция 2) (утверждено решением Совета директоров ПАО «Башинформсвязь», протокол от 21 сентября 2015 г. № 10.
27 Или иной установленный в документации закупки процент.

Вредные советы участнику закупки или как не следует обосновывать снижение цены

Обоснование снижения цены предложения зачастую ставит в тупик участника закупки. Рассмотрим один из таких примеров28, в котором победитель электронного аукциона направил заказчику подписанный проект контракта сразу с двумя обоснованиями демпингового снижения29.

Первый вариант представлял из себя смету, составленную на основании сметно-нормативной базы ОСНБЖ-2001 на первоначальную (максимальную) цену и таблицу, из которой следовало, что снижение цены будет получено за счет снижения таких статей сметы как «накладные расходы» и «сметная прибыль» (путем применения понижающих коэффициентов). При этом конкретных пояснений за счет каких мероприятий или источников будет достигнуто снижение затрат по указанным статьям представлено не было.

Анализ, проведенный заказчиком, однозначно показал, что практическая реализация такого снижения способами, не противоречащими российскому законодательству (например, с соблюдением требований по минимальной оплате труда со всеми обязательными платежами и отчислениями), просто не возможна.

Второй вариант частично дублировал первый – была представлена смета, составленная на основании сметно-нормативной базы ОСНБЖ-2001 на первоначальную (максимальную) цену, в которой было указано, что к итоговой сумме должен быть применен понижающий коэффициент.

В качестве обоснования причин его применения были указаны:

  • ФОТ (расходы на оплату труда) — за счет применения новых технологий при производстве работ и привлечения более квалифицированных рабочих при производстве работ;

  • материалы — за счет приобретения материалов по оптовым ценам в ближайших населенных пунктах;

  • ЭММ (затраты на эксплуатацию машин и механизмов) — за счет рациональной аренды механизмов.

При этом, так же как и в первом варианте, какая либо конкретика отсутствовала. Не были указаны ни что за «новые технологии» будут применяться, ни виды работ и перечень профессий, по которым участник планировал использование рабочих более высокой квалификации.

При этом совершенно справедливо отмечено, что привлечение рабочих с более высокой квалификации, при прочих равных условиях, напротив, должно увеличить затраты, ведь оплата их труда производится по более высоким тарифным ставкам. Тут можно вспомнить афоризм из армейского юмора: рота солдат с лопатами способна заменить экскаватор. Но если решил утверждать обратное, следует это четко расписываться в обосновании.

Что касается материалов, то так же, простой декларации не достаточно. Должен быть представлен перечень цен на материалы, предполагаемый перечень организаций и населенных пунктов, в которых будут закупаться материалы по «оптовым ценам», прайс-листы от предполагаемых поставщиков и их сравнение со среднерыночными ценами по номенклатуре используемых материалов.

Аналогичный пробел наблюдался и в части затрат на эксплуатацию машин и механизмов — не было расшифровано понятие «рациональной аренды механизмов». Следовало привести перечень используемых механизмов (машин, техники) и предполагаемый объем его использования, стоимости аренды, предполагаемых арендодателей механизмов и их прайс-листов.

Отсутствие же такого обоснование привело к выводу суда (а ранее – заказчика и комиссии ФАС России) о том что «рационализация» аренды механизмов, связанная с сокращением времени или объема использования механизации при проведении работ, при прочих равных условиях, должна увеличить использование рабочей силы, рост трудозатрат и, следовательно, расходы на оплату труда.

И уже как «контрольный выстрел в голову» выглядит вывод суда о том, что предоставление сразу двух вариантов обоснования снижения цены договора могло ввести в заблуждение заказчика в силу того, что из представленной информации невозможно сделать однозначные выводы о том, по каким критериям и показателям будет снижена стоимость договора.

28 Решение АС Новосибирской области от 19 декабря 2016 г. по делу № А45-11853/2016.
29 Как в шутке из судебного юмора «есть ли у вас алиби? – о да, целых три!».

Никого ни о чем не просите… Сами предложат?!30

Если заказчиком используется инструмент обоснования предложения при демпинге, важно четко определить обязательность для участника предоставлять соответствующие сведения и документы, их состава и иные требования.

Иногда заказчик стремиться обеспечить гибкость работы, например, устанавливая, что документы могут запрашиваться комиссией. Что зачастую порождает проблемы, как для участников, так и для самого заказчика.

Например31, в своем положении о закупке заказчик установил, что демпинговая заявка отклоняется, если предложенная в ней цена договора (договоров) в сочетании с другими сведениями, указанными в заявке, аномально занижена и у заказчика возникли обоснованные сомнения в способности участника исполнить договор на предложенных условиях.

При этом закупочная комиссия вправе запросить у участника структуру предлагаемой им цены договора и обоснование такой цены договора. А участник, предоставивший такую заявку, обязан предоставить структуру предлагаемой цены договора и обоснование такой цены договора.

Подобные формулировки в положение о закупке и документации могут привести к дезориентации участника закупки: нужно ли инициативно предоставлять документы (в заявки или при подписании договора) или же ждать запроса комиссии заказчика?

В рассмотренном примере заявка участника, признанного победителем конкурса, содержала демпинговую цену. Однако запрос структуры предложенной цены и ее обоснование комиссией не производился.

В итоге суды пришли к выводу о том, что положение о закупке и документация о закупке не содержит указаний на обязательное представление участником заявки, содержащей демпинговую цену, структуру предлагаемой им цены договора и обоснование такой цены договора, а также в них не содержится указаний на обязательное отклонение заявки с демпинговой ценой в случае не предоставления запрошенной закупочной комиссией информации.

«Названные нарушения вводят участников закупки в заблуждение относительно состава и содержания заявки на участие в электронном аукционе и могут привести к созданию преимуществ одному из участников закупки, что противоречит принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленным п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ и ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 135-ФЗ» — указал суд.

Избежать такой ситуации можно однозначно определив в положение о закупке и, соответственно, документации закупки: либо обоснование цены в обязательном порядке включается в состав заявке (или направляется в установленном порядке, например, вместе с подписанным проектом договором), либо предоставляется только по запросу комиссии заказчика.

30 Вольная интерпретация бессмертной цитаты из «Мастер и Маргарита» М. Булгакова: «Никогда и ничего не просите. Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!».

31 Постановление АС Уральского округа от 24 декабря 2016 г. по делу № А60-27171/2015.

Подведем итоги

Описанные выше примеры показывают, что полностью исключить риски, возникающие при подаче аномально дешевых предложений и работе с поставщиком на демпинговых условиях, для заказчика проблематично. Однако минимизировать их, грамотно доработав положение о закупке и документацию закупки – вполне реально.

В качестве определения порога демпинга представляется целесообразным рассматривать отклонение от средней (рассчитанной без учета аномальных отклонений) цены участников закупки, а в качестве главного инструмента – обязательность обоснования способности исполнить обязательства на заявленных условиях демпингующим участником закупки (структура цены, ресурсы и др.) в комбинации с подтверждением наличия у него положительного опыта работы по подобным договорам и более тщательным контролем каждого этапа исполнения договора.

Выбрав необходимое «вооружение» из доступного арсенала, важно тщательно определить порядок его применения в положении о закупке, не забывая совершенствовать по мере формирования правоприменительной практики. Поэтому процесс совершенствования правил закупочной деятельности у заказчика должен проходить регулярно, благо число и периодичность внесений изменений в положение о закупке законодательство не ограничивает.

Кирилл Владимирович Кузнецов
Руководитель Центра Эффективных закупок Tendery.ru, преподаватель Академии Кадрового Резерва

Вебинары данного преподавателя:

  • Требования законодательства к подготовке технического задания
  • 223-ФЗ: Демпинг при проведении закупок и способы минимизации рисков
  • 44-ФЗ: Организация работы закупочной комиссии. Подводные камни

Антидемпинг

Введение

Развитие международной торговли выявляет то, что глобализация экономических процессов, все более интенсифицирует и одним из своих последствий имеет постепенное размывание граней между внешним и внутренним регулированием международного экономического обмена. На этой основе формируется современная международная торговая система, организующим центром которой постепенно становится ВТО.

Всемирная торговая организация, является преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации.

Соглашение об учреждении ВТО является «зонтичным» документом, к которому приложены 27 юридических документов, регулирующих: (1) широкий круг вопросов международной торговли товарами; (2) торговлю услугами; и (3) торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Отдельные соглашения регулируют порядок разрешения торговых споров и порядок осуществления мониторинга торговой политики стран-членов ВТО.

Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином «Многосторонние торговые соглашения». Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.

Деятельность ВТО направленная на борьбу с демпингом являлась и является необходимостью в условиях интеграции мировой экономики. Этим объясняется строгая регламентация действий странам-участницам и необходимость введения в местное законодательство норм регулирующих антидемпинг.

1. Понятие демпинга и антидемпинга.

Демпинг в классическом виде – это экспорт товаров по ценам ниже рыночных в стране-экспортере. В результате чего нарушается баланс сил между поставщиками аналогичного товара, которые вынуждены также снижать цены до конкурентоспособных, либо же предпринимать иные шаги по защите своей продукции. Демпинг требует финансовой поддержки, которую оказывает ему конкретный поставщик (поставщики) либо государство-экспортер путем субсидирования из средств госбюджета.

Основным регулятором внешних торговых сношений выступает Всемирная Торговая Организация. Принятые ею нормативные документы также затрагивают тему демпинга, устанавливая те меры, которые страны должны или не должны принимать для защиты своего внутреннего рынка. Международная практика борьбы с демпингом имеет более длительную историю, и в силу этого более четко регламентирована. Соглашения ГАТТ (General Agreement on Tariffs and Trade) пересмотрены, на их основе создано Антидемпинговое соглашение ВТО, представляющее собой свод правил торговли между членами ВТО.

Между тем, эти явления имеют свои очевидные различия в силу разного объекта права:

Антидемпинг – защита местного производителя путем защиты от агрессивного в ценовом отношении импорта, конкурентная борьба на внутреннем рынке – состязательность игроков, препятствующая одностороннему установлению правил торговли путем самостоятельных действий каждого из участников. Конкуренция, в отличие от антидемпинга, имеет более широкое поле – “законодательство о конкуренции распространяется как на так называемое non — price behaviour (англ. — неценовое поведение), так и на pure pricing behaviour (англ. — чисто ценовое поведение); законодательство о конкуренции действует не только в отношении товаров, но и услуг; антидемпинг, в большинстве случаев, экономически выгоден государству — импортеру; инструменты воздействия, предусмотренные законодательством о конкуренции, основаны на административной и уголовной ответственности; основными тестами антидемпингового регулирования являются «нормальная стоимость» и «материальный ущерб”. Как бы то ни было, такой перенос говорит о том, что назрела необходимость формирования аналогичного комплекса мер против внутреннего демпинга. Азербайджанская экономика пытается занять оборонительную позицию в антидемпинговом вопросе, свидетельством этому является стремление вступить в ВТО, развитие антимонопольного и таможенного законодательства. Методика расчета демпингового компонента, а также виды мер, предпринимаемых по результатам расследования, установлены Антидемпинговым соглашением ВТО и, по сути, должны быть перенесены в национальное законодательство. Существует три вида мер торговой защиты: специальные защитные меры, компенсационные и антидемпинговые. Ещё раз отметим, что сам по себе демпинг не является запрещенной практикой, поскольку такой запрет наложил бы абсолютные ограничения на экспортные поставки ряда стран, производящих продукцию по ценам существенно ниже нормальной стоимости в станах ВТО.

2. Система регулирования антидемпинговой деятельности в ВТО.

В течение всего периода формирования единообразных правил защиты внутреннего рынка страны-члены ГАТТ и ВТО активно применяли специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. В последние годы аналогичная практика появилась и у Азербайджана. Основной целью мер защиты внутреннего рынка является противодействие несправедливой конкуренции со стороны импортируемых товаров (антидемпинговые и компенсационные меры) или резко возросшему импорту (специальные защитные меры), но только при соблюдении установленных законодательством требований. Механизм установления мер строится по единому принципу:

• подача заявления от имени национальных производителей товара;

• проведение соответствующего расследования. На всех его этапах (в зависимости от расследования и с различной степенью детализации) необходимо иметь:

 доказательство наличия демпинга (специфической субсидии), резко возросшего импорта;

 доказательство материального ущерба (или его угрозы), замедления создания отрасли национальной экономики/серьезного ущерба (или его угрозы);

 доказательство причинно-следственной связи между демпингом (специфической субсидией) возросшим импортом и материальным ущербом (или его угрозой), замедлением создания отрасли/серьезным ущербом (или его угрозой).

• установление мер (в случае наличия вышеперечисленных доказательств).

Специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры применяются в виде соответствующих пошлин, применяемых сверх ставок таможенных пошлин (в рамках всех трех видов мер), или количественных ограничений (в рамках специальных защитных мер) или обязательств (в рамках антидемпинговых или компенсационных мер).

Антидемпинговые меры направлены на устранение недобросовестной конкуренции со стороны товаров, поступающих по демпинговым ценам. Важно отметить, что сам по себе демпинг не является запрещенной практикой и его применение в качестве рыночной стратегии не противоречит нормам ВТО. Однако, принимая во внимание, что эта тактика может наносить ущерб (угрозу) национальной отрасли и способствовать вытеснению с рынка национальных производителей, в рамках ГАТТ/ВТО был создан соответствующий универсальный механизм противодействия.

В рамках ВТО любая страна не может обеспечивать эффективную защиту своего внутреннего рынка, просто увеличивая размер импортных пошлин, поскольку импортный тариф ее «увязан» на уровне, определенном при присоединении ее к ВТО (выше зафиксированного уровня, за некоторыми исключениями, страна-член Всемирной торговой организации не имеет право повышать ставки таможенных пошлин). В этих условиях единственным эффективным инструментом обеспечения надлежащей защиты внутреннего рынка остаются специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.

В соответствии с международными правилами антидемпинговые меры могут быть применены в случае наличия доказательств импорта какого-либо товара по демпинговым ценам, если это причиняет материальный ущерб (или создает такую угрозу) местным производителям аналогичного товара или приводит к существенному замедлению создания отрасли национальной экономики. Компенсационные меры применяются в отношении субсидируемого импорта, т.е. импорта какого-либо товара, при производстве, транспортировке или экспорте которого в иностранном государстве использовались специфические субсидии. За исключением запрещенных субсидий, прочие виды субсидирования, как и демпинг, не являются запрещенной практикой. Но, учитывая степень их возможного «искажающего» воздействия на конкуренцию, могут стать предметом компенсационного расследования. В соответствии с международными правилами компенсационные меры применяются в случае импорта какого-либо товара, при производстве, транспортировке или экспорте которого в иностранном государстве использовались специфические субсидии, что причиняет материальный ущерб местным производителям аналогичного товара или приводит к существенному замедлению создания отрасли отечественной экономики. Специальные защитные меры стоят несколько особняком в ряду мер защиты внутреннего рынка, так как в отличие от антидемпинговых или компенсационных мер не направлены на устранение несправедливой конкуренции, но призваны защитить Национальную отрасль, терпящую убытки в связи с резко возросшим импортом аналогичного товара. В Азербайджане вопросы применения защитных мер частично регулируются законом от 20 июня 1995 г. № 1064 «О таможенном тарифе», в котором указывается, что для защиты экономических интересов Азербайджанской Республики к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин:

  • специальные пошлины;

  • антидемпинговые пошлины;

  • компенсационные пошлины.

На практике меры защиты внутреннего рынка становятся заметным инструментом регулирования внешней торговли Азербайджана. Существует ряд причин, обуславливающих «выгодность» мер защиты внутреннего рынка по сравнению с другими инструментами регулирования внешней торговли.

Во-первых, процедура введения мер защиты внутреннего рынка – это достаточно подробно прописанная правовая процедура, т.е. при определенных условиях у производителей есть законодательноустановленное право на эту защиту. Во-вторых, эти инструменты активно используются в международной практике и признаны в ВТО. В-третьих, в отличие от обычных таможенных пошлин специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины применяются в отношении товаров, происходящих из СНГ, в отношении которых действует льготный режим свободной торговли.

Однако применение антидемпинговых и компенсационных мер тоже активизируется. Причинами перехода от специальных защитных мер к антидемпинговым и компенсационным является то, что в части специальных защитных мер, во-первых, их срок ограничен, во-вторых, доказательства ущерба – серьезнее, в-третьих, антидемпинговые и компенсационные меры приводят, как правило, к вытеснению импорта, в-четвертых, в рамках специальных защитных мер необходимо доказательство непредвиденных обстоятельств. Кроме того, необходимо отметить, что в международной практике проще бороться с поставками из одной или нескольких стран, чем с импортом в целом. В случае с антидемпинговыми мерами еще одним плюсом является достаточно высокий средний уровень вводимых антидемпинговых пошлин. В среднем их уровень составляет 15-20 процентов, однако в отношении некоторых товаров и производителей вводятся пошлины и в 50 процентов.

В современной международной торговле можно отметить резкое увеличение использования принципа «домино» в сфере применения мер защиты, что ведет к последовательному закрытию основных рынков сбыта для продукции, явившейся предметом защитных, антидемпинговых или компенсационных расследований и введения соответствующих мер.

3. Опыт зарубежных государств.

В странах ЕС антидемпинговое регулирование осуществляется в соответствии с положениями Римского договора (ст. 113/1), а также с положениями договоров, которыми вносились изменения и дополнения в этот договор (прежде всего Единый европейский акт от 17 февраля 1986 г. и Договор о Европейском Союзе от 7 февраля 1992 г.). Особенностью в области применения антидемпинговых мер в Европейском Союзе является то, что компетенция по данному вопросу принадлежит не государствам — членам ЕС, а Европейскому Союзу в лице уполномоченных органов. Это положение вытекает из общих принципов Римского договора о создании ЕЭС.

Подчеркнем, что антидемпинговое законодательство ЕС, ВТО и их стран-членов в целом отражает процесс унификации антидемпингового права как на глобальном, так и на региональном уровне. Соответственно многие вопросы антидемпингового правового регулирования практически одинаково регламентируются как в праве ЕС, так и в праве ВТО. Так, похожей, практически совпадающей является трактовка понятия демпинга и ущерба экономике, порядка антидемпингового регулирования, порядка принятия решений о введении или невведении антидемпинговой пошлины, порядка пересмотра решений. Общими для ЕС и ВТО являются следующие принципы антидемпингового регулирования: законность антидемпинговых процедур, состязательность антидемпингового процесса, прозрачность антидемпингового процесса, принцип защиты конфиденциальной информации. При этом принципы антидемпингового процесса, являясь структурообразующими в отношении проведения антидемпинговых процедур, также выражают особенности национального, регионального и глобального антидемпингового регулирования. Так, например, в антидемпинговом процессе принцип законности означает, что антидемпинговые процедуры должны проводиться в строгом соответствии с требованиями законодательства и что антидемпинговые меры по итогам антидемпингового процесса могут быть установлены только уполномоченными на то органами власти и в рамках, предусмотренных законом. Таким образом, принцип законности в антидемпинговом процессе отражает юридически значимую связь между реальным поведением и нормами права, а точнее, соответствие между фактическими действиями и требованиями антидемпингового законодательства.

Отметим, что анализ нормативного блока антидемпингового процесса на национальном (законодательство государств — членов ЕС и ВТО), региональном (законодательство ЕС) и глобальном (законодательство ВТО) уровнях позволяет сделать вывод о том, что для достижения положительного эффекта от антидемпинговых процедур законодательством ЕС и ВТО предполагается их довольно тесное сочетание с иными мерами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Ключевым при этом является соблюдение принципа соразмерности ограничений потенциальным угрозам со стороны демпинга национальной экономике и соответствующее определение причин демпинга в каждой конкретной ситуации. В этой связи механизмы противодействия демпингу, выработанные в рамках ЕС и ВТО, все же представляются довольно эффективными и полезными.

Таким образом, на сегодняшний день следует признать, что антидемпинговое законодательство стало неотъемлемой частью системы международной торговли и государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Соответственно опыт практики антидемпингового регулирования ЕС и ВТО следует учитывать в контексте развития и совершенствования правовой основы взаимодействия отечественной экономики с внешним рынком.

Особо важными или «знаковыми» выступают решения, принятые компетентными органами США и ЕС. Важно понимать, что даже если на современном этапе рассматриваемый рынок не «существенен» для экспортера и затраты на процедуру превышают его текущий экспортный потенциал, при отказе от участия наиболее вероятно введение мер по сути запретительного характера. После закрытия рынка, наряду с возможным эффектом «домино», встает вопрос об огромных издержках по входу на этот рынок, а иногда и невозможности его осуществления, в долгосрочном плане после окончания срока действия мер. В большинстве случаев промышленность страны-импортера преследует цели установления длительной защиты и подает на пересмотры с целью продления сроков действия мер.

Одним из примеров эффективной борьбы с демпингом можно привести Китай после вступления в ВТО он добился заметных успехов в борьбе с демпингом. Согласно статистике, к концу 2003 года в стране было возбуждено всего 27 судебных дел против демпинга зарубежной продукции, а за 2 года после вступления страны в ВТО китайское правительство расследовало 15 антидемпинговых дел, что составляет 56 процентов от общего числа возбужденных дел.

Официальный представитель Министерства коммерции отметил, что в течение последних 2 лет Китай, используя правила и механизмы решения споров в рамках ВТО, надлежащим образом регулировал международные торговые конфликты и защищал отечественные отрасли и рынок.

По состоянию на конец 2003 года китайское правительство провело 27 антидемпинговых расследований в отношении импортной продукции из 22 стран и регионов мира, включая США, ЕС, Японии, и др.

Антидемпинг является инструментом торговой политики, использование которого специально разрешено правилами Всемирной торговой организации (ВТО) и который применяется многими странами для защиты национальных производителей от недобросовестной иностранной конкуренции. Вместе с тем, антидемпинговые процедуры превратились в один из самых актуальных вопросов торгово-экономических и политических отношений России с ее основными партнерами, включая самого крупного из них — Европейский союз.

Многие связанные с антидемпингом проблемы можно было бы решать или избежать вовсе, если бы экспортеры и производители обладали более глубокими знаниями этого инструмента, лучше понимали основы функционирования мировой торговой системы и, наконец, пользовались своими процедурными правами, предоставляемыми соответствующим национальным законодательством.

Такие знания особенно актуальны для сравнительно молодого российского предпринимательства, которое часто недооценивает серьезность антидемпинговых процедур и их негативные последствия. Часто российские компании отказываются от сотрудничества в ходе антидемпинговых расследований в стране-импортере и тем самым лишают себя возможности защищать свои собственные интересы.

Следует отметить, что обострение демпинговых проблем в последние годы происходило не только в отношениях Россия — ЕС. Это вполне соответствовало сформировавшейся мировой тенденции стремительного роста применения антидемпинговых мер всеми странами, способными на это, для противодействия расширявшейся в мире практике демпинга. Однако для России проблема была дополнительно обострена в 1992-1993 гг. в силу ряда объективных факторов внутреннего и внешнего характера, таких как распад СССР; переориентация, прежде всего на ЕС, товарных потоков из стран Центральной и Восточной Европы и СНГ в связи с разрывом хозяйственных связей; выход на рынок большого числа неопытных экспортеров, мало заботившихся о долгосрочной ценовой политике; существовавший некоторое время даже после ценовой либерализации большой разрыв между внутренними российскими и мировыми ценами; долгое отсутствие полноценного таможенного контроля между республиками бывшего СССР, позволявшее неограниченно реэкспортировать российские товары по заниженным ценам и пр.

Более того, наблюдавшееся нежелание большинства российских компаний сотрудничать с Комиссией ЕС в ходе антидемпинговых расследований еще больше усугубляло проблему. Это нежелание было и остается связанным прежде всего с недостатком знаний о том, что такое антидемпинговая процедура и как защитить интересы экспортера.

Как признание успехов российских экономических реформ Совет Европейского союза 27 апреля

. принял важное решение об исключении России из списка государств с нерыночной экономикой для целей антидемпинга. Это позволяет российским предприятиям получать режим антидемпингового расследования, предусмотренный для предприятий из всех стран с рыночной экономикой, если выполняются определенные условия. Этот благоприятный шаг ЕС вместе с СПС создает хорошую основу для устранения непонимания и ненужных проблем, связанных с антидемпингом.

Однако недостаток знаний у российских экономических операторов может привести к тому, что созданная для них, нередко в ходе сложнейших международных переговоров, правовая среда попросту не задействуется, поскольку они не имеют четкого представления о своих основных правах и обязанностях. В таких случаях антидемпинговые меры неизбежно оборачиваются прямыми материальными потерями и косвенным ущербом, выражающимся в потере перспективных рынков, негативном влиянии на процесс установления долгосрочных и стабильных хозяйственных связей между экономическими операторами разных стран, особенно в области торговли и инвестиций.

Правовые последствия

Факт занижения сметной стоимости оказался не единственным нарушением. Помимо прочего, суд установил несоответствие второй части заявки ответчика требованиям информационной карты. Победитель аукциона не обладал достаточным опытом в проведении работ.

Оценив обстоятельства, служители Фемиды пришли к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции. Статьи 401 и 404 ГК РФ были применены правильно. Ответчика обязали возместить причиненный вред, а истец получил справедливую компенсацию причиненных убытков. При этом служители Фемиды сократили размер возмещения. Основанием послужило явное нежелание истца страховать риск. Правозащитники напомнили о возможности выйти из игры до объявления итогов.

Прецедент имеет огромное юридическое значение. Постановление 19 АСС может служить правовым базисом для защиты от демпинга. По сути, участники закупочной деятельности получили подробную инструкцию. Суд разъяснил порядок проверки соблюдения правил ценообразования.

С демпингом в своей деятельности сталкиваются многие компании, особенно работающие в сфере торговли. Часто говорят о демпинге и противодействии ему и на государственном уровне. В этой статье поговорим о том, что такое демпинг, какова его стратегия, в каких случаях его применяют, и что делать, если демпингуют против вас.

Когда применяют демпинг

Главный повод для применения этого неоднозначного экономического инструмента – желание занять нишу на новом рынке – и желательно, нишу пожирнее. Если рынок конкурентный, используемые технологии общедоступны, а ценовая политика участников стабильна, для достижения быстрого результата новый игрок может сделать только один ход конем: резкое снижение цены. Это позволит переманить покупателей, а в дальнейшем даже при повышении стоимости до экономически обоснованной кто-нибудь из клиентов да останется.

Также демпинг применяют для вытеснения конкурентов с рынка. Так федеральная торговая сеть заходит в небольшой город, резко снижает цены на самые ходовые товары, выдавливает местные торговые точки, затем начинает диктовать свою ценовую политику.

Пример Евросети: Яркий пример из прошлого — «Евросеть», когда у её руля стоял Евгений Чичваркин. Что он делал? Открывал рядом с точками конкурентов свои магазины, опускал цены на порядок ниже конкурента, зачастую даже себе в убыток, до тех пор, пока конкурент не сворачивал свой бизнес в данном месте. Добавим сюда нестандартный подход Чичваркина к маркетингу и рекламным кампаниям, когда он заставлял раздеваться людей в прямом смысле этого слова.

Благодаря такому подходу Евросеть стала лидером на рынке продаж мобильных телефонов.

Третья причина применения демпинга – «олдскульная»: вам нужно продать товар с истекающим сроком годности, или вы собираетесь обновить ассортимент и нужно очистить склад от неликвидов. Цена резко снижается – товар распродается.

Виды демпинга

С точки зрения сферы применения демпинга есть два его вида:

Ценовой демпинг

Чаще используется на внешних рынках. Продавец продукции из одной страны за счет меньших издержек (например, на рабочую силу или сырье) экспортирует свой товар в другие страны по более низкой цене, чем могут предложить местные производители. Такую экспансию начиная с середины 90-х годов проводит, например, Китай. Хотя и российские компании – в частности, металлургические – не брезговали своими преимуществами, выходя в середине и конце 2000-х на рынок США, подробно данный пример будет рассмотрен ниже.

Внутри одной страны ценовой демпинг используется производителями из регионов, где есть более дешевый доступ к сырью, материалам, трудовым ресурсам. Скажем, торговые сети за счет больших объемов перевозок и более жестких условий для поставщиков имеют возможность открывать свои магазины на отдаленных территориях, лишь незначительно повышая цены по сравнению с обычными, что для местных продавцов невозможно из-за высоких транспортных и прочих издержек.

Стоимостной демпинг

Самый агрессивный тип демпинга, когда компания для завоевания рынка какое-то время торгует по ценам, равным или даже ниже себестоимости. Чтобы пойти на такую меру, нужны точные расчеты, иначе можно прогореть, не успев вытеснить конкурентов. Именно компании, занижающие себестоимость, находятся под особым вниманием антимонопольных служб.

Формы демпинга

Постоянный демпинг – продажа товара по себестоимости (или дешевле) на протяжении всего срока реализации. Такой вид демпинга применяют в маркетинговых целях в рамках акций для стимулирования продаж других товаров. Например, мебельный магазин может продавать диван обычной стоимостью в 30 000 рублей за 15 000, но при условии одновременной покупки еще трех предметов мебели по обычной цене. Компенсация демпинговой цены товара-«приманки» заложена в стоимость других товаров.

Взаимный демпинг – продажа товаров по сниженной цене двумя странами друг другу. Это может быть один и тот же товар (и тогда речь идет о жесткой конкуренции за рынки) или разные (и тогда в некоторых случаях можно говорить и о взаимовыгодном сотрудничестве).

Обратный демпинг – продажа товаров на внутреннем рынке по более низким ценам, чем на экспорт для поддержания внутриэкономической стабильности. Яркий пример – газ, бензин, электричество, другие энергоносители, которые внутри РФ продаются по ценам ниже среднемировых. Однако такой демпинг имеет обратную сторону: экспортеры мотивированы продавать товары по более выгодной стоимости за рубеж, из-за чего на внутреннем рынке периодически образуется дефицит, и цены начинают расти.

Преднамеренный демпинг – целенаправленные действия для вытеснения с рынка конкретного конкурента для увеличения своей доли. Эффективен на низкоконкурентном рынке, совсем не работает там, где один конкурент может занять место другого.

«Пиратский» демпинг – целенаправленные действия для уничтожения бизнеса всех конкурентов на рынке. Наиболее безответственный вид демпинга, когда ради главенства на рынке в жертву может быть принесена стабильность целой отрасли.

Спорадический демпинг – краткосрочное снижение цены для того, чтобы распродать складские излишки или неликвидный товар.

Евгений, владелец магазина молодежной одежды Мы торгуем одеждой молодежных брендов, это джинсы, толстовки, пуловеры, пуховики и т.д. В нашем бизнесе никогда нельзя угадать, что пойдет хорошо, а что останется лежать на полках. Для поддержания ассортимента мы закупаем разнообразную продукцию. Некоторые из экземпляров могут залежаться и тогда нам приходится избавляться от них по цене ниже закупочной. Мы, конечно, можем подержать такую продукцию годик-другой, авось кто-нибудь да купит. Но зачем? Я лучше освобожу полку под что-то более прибыльное, где накрутка составляет 100-200%. Эти вещи окупят с головой те убытки, что я понесу, продавая неликвид за полцены.

Последствия демпинга

У демпинга могут быть разные последствия – в зависимости от того, насколько верно была выбрана стратегия демпингующей компании, как реагировали на нее конкуренты и госорганы, насколько широко велась кампания.

Положительные последствия

Такие могут быть у компаний, которые достигают своей цели и завоевывают нужную долю рынка или вытесняют конкурентов. Хрестоматийный пример – знаменитый Джoн Poкфeллep и его компания Standard Oil, которая за счет демпинговых цен завоевывала регион за регионом, и во второй половине ХIX века стала монополистом на рынке производства топлива в США. Столь же удачной оказалась стратегия компании Sony, которая подавила своих конкурентов на американском рынке, продавая телевизоры вдвое дешевле, чем в Японии.

Не брезговал демпингом и СССР, поставлявший в 70-х годах ХХ века «Жигули», например, в Канаду по цене 2600 рублей (около 5 тысяч канадских долларов). В Советском Союзе тогда такая же машина стоила 8400 рублей. Сейчас это выглядит смешно, а тогда канадцам было не до смеха. Этой стране так и не удалось в полной мере наладить собственное автомобилестроение – не в последнюю очередь из-за советского демпинга. За 20 лет в Канаду было продано более 300 тысяч автомобилей ВАЗ 6-й и 7-й моделей.

Более современный пример – стратегия компании Nissan, вывозившей в Европу не только недорогие авто, но и строившей там заводы. За счет более продвинутой на конец 90-х – начало 2000-х годов технологии организации предприятий и грамотного демпинга японцы смогли нарастить продажи в десятки раз, серьезно потеснив немецкие концерны.

Негативные последствия

В этом случае пострадавшей стороной могут оказаться как одна или несколько компаний, так и целые государства.

Влияние демпинга Россия ощутила на себе в начале 90-х годов прошлого века, когда в страну начали поставлять товары из других государств, во многих случаях по сознательно заниженным ценам. Первыми жертвами такого демпинга пали отечественные легкая и пищевая промышленность, которые до сих пор полностью не восстановились. Тяжело пострадали машиностроение, авиастроение, кораблестроение и другие отрасли.

Демпинг препятствует экономическому росту, поскольку общее снижение цен на рынке приводит к падению показателей рентабельности и прибыльности целых отраслей.

Если же говорить об отдельных компаниях, то наглядным примером может служить попытка российских металлургов в более широких масштабах выйти на рынки США и ЕС. Если в середине 2000-х это удавалось за счет покупки зарубежных активов и продажи российской стали через них (а из-за более низких издержек на заработную плату и сырье российский металл получался существенно дешевле американского или европейского), то к середине 2010-х в США были введены беспрецедентные антидемпинговые пошлины (до 240%), а в 2017-м россиян «прижали» и европейцы. Это резко снизило прибыли металлургов и не вызвало кризиса только потому, что разница в себестоимости отечественной и американской/евросоюзовской продукции велика, и даже резкий рост цены не стал причиной провала, хотя доля рынка российских компаний в США и ЕС сократилась в несколько раз.

Иногда демпинг приводит к неожиданным последствиям для экономики, о чем свидетельствует, например, история с производителями колес для железнодорожных вагонов. В 2016 году Евразийская экономическая комиссия установила антидемпинговые пошлины в 32% на колеса украинской компании «Интерпайп», поставлявшиеся в Россию и другие страны Таможенного союза. Просившие об этом российские ОМК и «Евраз» сразу после сокращения объема украинских поставок резко повысили цены на свои ж/д колеса, воспользовавшись уменьшением доли конкурента. Сейчас ФАС расследует уже сговор монополистов.

Ошибка в расчетах при демпинге также быстро вызывает отрицательные последствия. В 1997 году руководство компании «Внуковские авиалинии» задумало при помощи демпинговых расценок потеснить «КрасЭйр» и «Сибирь», своих основных конкурентов. В результате еще до дефолта августа 1998 года экономические показатели «внуковцев» рухнули много ниже предполагавшихся величин, а скачок курса доллара окончательно добил компанию.

Как правильно демпинговать

Нельзя просто так взять и снизить цены – сначала требуется хорошо подумать и посчитать. Первым шагом всегда становится маркетинговое исследование наиболее прибыльных товарных позиций у конкурентов. Когда эти позиции выявлены, нужно определиться с собственной стратегией. При ее определении следует учитывать несколько важных факторов:

  • Цена в сознании клиента очень часто связана с качеством. Поэтому вывод на рынок нового товара совместить с демпингом непросто. Потом будет сложно убедить покупателя, что ему нужно платить за дешевый товар больше. Другое дело – зарекомендовавшие себя товары. Низкая цена на них расценивается клиентом как бонус, особенно если она не оговорена никакими условиями («купите три по цене двух» и т.д.).
  • Демпинг чаще всего – удел низкой ценовой категории. Поэтому если вы хотите продавать товар или услугу с высокой добавленной стоимостью, одним искусственным занижением цены не обойтись, нужны сопутствующие маркетинговые мероприятия (а может быть, демпинг и вовсе не пригодится как действенный инструмент).
  • Демпинг почти неизбежно приводит к росту трудозатрат – чтобы поддерживать оборот, придется продавать большее число товаров по меньшей цене. Иногда это приводит к увеличению численности персонала и снижает эффективность работы организации. Клиенты хотят покупать недорогой товар, но не хотят стоять в очередях или приобретать просрочку.

Приняв во внимание всё перечисленное, отметим несколько правил грамотного демпинга:

  • подход к снижению цены в каждом случае должен быть индивидуальным. Можно уценить товар, который приносит наибольшую прибыль конкуренту (и тем самым нанести ему ущерб), а можно – на тот, который приносит самый крупный куш вам (и завоевать бОльшую долю рынка);
  • демпинг не может быть бесконечным: необходимо определить для себя временнЫе границы торговли по демпинговой цене;
  • любой демпинг нужно облекать в красивый маркетинговый «фантик» – объявлять акции, распродажи, программы лояльности и т.д., чтобы клиент не считал, что вы за его счет достигаете своих бизнес-целей.
  • Прежде чем снижать цены, убедитесь, что этим не воспользуются перекупщики; выгоду должен получить конечный потребитель – именно его лояльность вам нужна.

7 стратегий борьбы с демпингом

Если вы чувствуете, что в ваш рыночный сегмент зашел игрок, который всерьез демпингует, вариантов реагирования может быть несколько.

Стратегия 1. Жалоба в ФАС

Демпинг в РФ –деяние, граничащее с незаконным, поэтому обращение в региональное управление Федеральной антимонопольной службы будет логичным. Найти контакты вашего УФАС можно . Необходимо написать заявление, в котором подробно описать действия конкурента, привести аргументы преднамеренного снижения им цен по сравнению с обычными, описать последствия таких действий (падение рентабельности отрасли, налоговых поступлений). Отдельно требуется остановиться на доказательствах того, что речь идет именно о спланированном акте, а не о разовой кратковременной маркетинговой акции.

Доказать умысел подорвать позиции конкурентов в действиях той или иной фирмы трудно, ФАС начинает разбирательство только в вопиющих случаях. Но попытка – не пытка. Если демпинг будет доказан, ФАС выпишет нарушителю штраф за недобросовестную конкуренцию.

Стратегия 2. Ожидание краха конкурента

Это самый простой путь, но придерживаться пассивной роли имеет смысл только если вы абсолютно уверены в своих позициях на рынке и в лояльности своих клиентов. Нередко демпинговать начинают фирмы, не подготовившиеся к длительной борьбе за покупателя – и в конце концов проигрывают. Когда почувствуете, что демпингующий конкурент начал выдыхаться и уже задумывается о своих невеселых перспективах, можно предложить выкупить его бизнес на выгодных для вас условиях и тем самым расширить свою долю на рынке.

Стратегия 3. Переход в более высокий ценовой сегмент

Если чувствуете, что бороться с демпингующим конкурентом возможностей нет, попробуйте переформатировать свой бизнес под более высокий ценовой сегмент. Освойте товары с более высокой добавленной стоимостью, разработайте новую упаковку, проведите хорошую маркетинговую кампанию, сделайте акцент на качество, эксклюзивность. К вам придут клиенты, которым не интересен сегмент дешевых товаров, – и здесь вы будете надежно защищены от демпинга.

Стратегия 4. Налаживание партнерских отношений

Если рынок низкоконкурентный, или у вас есть личные контакты с владельцами демпингующих фирм, можно попробовать договориться о «ненападении» – например, вы уходите из сегмента, который наиболее интересен вашему партнеру, а он оставляет вам сегмент, где получаете наибольшую прибыль вы. Эта стратегия хорошо работает, если у компаний широкий спектр товарного ассортимента, но ключевые цели разные.

Стратегия 5. «Паровоз с прицепом»

Продажа по сниженной цене того же товара, что и у демпингующего конкурента, но не самого по себе, а в комплекте с сервисным обслуживанием, расширенной гарантией, дополнительными услугами. Понятно, что все прочие позиции, кроме основного товара, продаются по цене, способной компенсировать акционную. Разновидность этой стратегии – пакетные предложения, которые так любят, например, сотовые операторы. Наряду с жизненно необходимыми вам 300 гигабайтами интернета в пакет включается энное число СМСок, стоимость которых рассчитана по двойной цене. А прицепом к установленному количеству минут идет тарификация исходящих на межгород по тройной себестоимости.

Стратегия 6. Увеличение добавленной ценности

Если в предыдущей стратегии снижается цена одного товара, но при этом поднимается стоимость сопутствующих услуг, то в этой стратегии стоимость основного товара остается прежней, но снижается стоимость сопутствующих услуг. Или их включают в стоимость основного товара. Например, вы занимаетесь шиномонтажом. Рядом открывается конкурент и начинает предлагать шиномонтаж дешевле. Вы, вместо снижения цены на один уровень с конкурентом, добавляете в стоимость, например, купон на бесплатную подкачку колес в течение 6 месяцев и бесплатные пакеты для резины. Часть клиентов возможно уйдет к конкуренту, зато другие клиенты оценят нововведение, станут вашими приверженцами и приведут новых клиентов через рекомендацию и сарафанное радио. Через какое-то время конкурент не сможет работать с низкой маржой или себе в убыток и сам исчезнет с горизонта.

Стратегия 7. Уход с рынка

Это не стратегия борьбы, а способ решить проблему. Если вы понимаете, что не можете противостоять экспансии конкурента, один из разумных вариантов – постараться выгодно продать ему свой бизнес и попробовать свои силы в другом направлении.

Антидемпинговые меры государства

Государственные конкурсные закупки, которые проводятся в рамках федеральных законов №44-ФЗ и 223-ФЗ, особенно уязвимы для демпинга. Необоснованно резкое снижение начальной цены ради победы в аукционе нередко приводило к невыполнению контракта: поставщик просто не укладывался в заявленную им же сумму. Работы в полном объеме не проводились, товары поставлялись ненадлежащего качества – это наносило ущерб заказчику, вынуждало расторгать контракты в суде, тратить время на новые тендеры. В итоге для защиты от недобросовестной конкуренции приняли особые законодательные меры, которые хотя и не защищают на 100% от демпинга, но серьезный барьер на его пути все же ставят:

  1. При начальной цене закупки меньше 15 миллионов рублей, если участник снижает эту сумму больше чем на 25%, он должен заплатить обеспечение контракта в полуторном размере по сравнению с обычным (эта сумма вносится исполнителем в залог: если работа не выполняется, деньги остаются у заказчика). Либо представить подтверждение своей состоятельности (сведения о выполнении как минимум трех госконтрактов в предыдущем году, отсутствие пеней и штрафов по выполненным закупкам).
  2. При начальной цене больше 15 миллионов и попытке участника тендера скинуть цену больше чем на 25% вариант только один – полуторное обеспечение исполнения контракта.
  3. Для товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения (продукты питания, питьевая вода, тепло-, электроснабжение и т.д.), если участник аукциона сбрасывает цену более чем на 25% от начальной, он должен предоставить гарантийное письмо от производителя с указанием отпускной цены на товар; подтверждение наличия товара у исполнителя, договор о транспортировке товара, лицензии, сертификаты и другие документы, подтверждающие реальность предложения.

Другой способ государственного регулирования демпинга – меры, принимаемые в рамках Таможенного союза. По заявкам отечественных компаний специальная комиссия рекомендует правительствам стран-участников ТС ввести ту или иную пошлину на импортные товары. Пошлина может быть заградительной (очень высокой, ее цель – полностью закрыть доступ товару в страну экономическими методами) или защитной, которая оставляет для импортеров возможность торговать, но усиливает конкурентные позиции местных производителей.

Чисто российским способом защиты от недобросовестного импорта является федеральный закон №165-ФЗ («О специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»). В нем предусмотрено проведение расследований при продаже на территории РФ товаров, наносящих ущерб экономике страны или препятствующих развитию отраслей экономики из-за заведомой неконкурентоспособности отечественных аналогов. По результатам расследований также вводятся антидемпинговые пошлины.

Демпинг – это хорошо или плохо?

Как и у любого способа продвижения товара или компании на рынок, у демпинга есть положительные и отрицательные стороны. Попробуем свести их в одну таблицу.

Плюсы демпинга Минусы демпинга
Товар или компанию можно продвигать на любой рынок, вне зависимости от уровня конкуренции на нём. На первом этапе резко падают финансовые показатели фирмы.
Это эффективный инструмент, который при грамотном применении заметно усиливает позиции компании на рынке. Общественное мнение и профессиональные сообщества не слишком благосклонны к демпингующим фирмам.
Демпинг сам по себе является мощным маркетинговым инструментом, поэтому он заметно экономит бюджет на маркетинг и рекламу. Без грамотной оценки рынка можно потерять основного клиента, поскольку в массовом сознании низкая цена на некоторые товары и услуги – признак плохого качества.
При правильном подходе существенно расширяется спектр клиентуры. Постоянно приходится опасаться антидемпинговых процедур, которые могут подорвать позиции бизнеса.

Термин «демпинг» в экономике окружен негативным ореолом. И не случайно. Этот способ продвижения на рынке находится на тонкой грани между добросовестной и недобросовестной конкуренцией. Его суть в том, что цена на товар или услугу сознательно занижается – в некоторых случаях ниже себестоимости – для переманивания клиентов у конкурирующих фирм, завоевания большей доли на рынке и для вытеснения конкурентов.

В отличие от обычного снижения цен при демпинге используется именно резкое, радикальное, против всех норм и обычаев падение стоимости товара. Оно не обосновано повышением эффективности производства или снижением цен на сырье. Это чисто волюнтаристское, сознательное действие.

Существует много форм демпинга, каждая из которых используется для достижения разных целей: уничтожения бизнеса конкурента, завоевания большей доли в рыночном сегменте, достижение выгодной договоренности с конкурентами, улучшение продаж сопутствующих товаров и так далее.

Результатом демпингования может стать как завоевание новой рыночной доли, так и разорение собственной компании – всё зависит от конкретных условий и грамотного планирования демпинговой кампании.

Если демпингуют против вас, можно использовать различные стратегии – от спокойного ожидания до ухода с рынка. Наиболее популярны стратегии встречного демпинга, акции и пакетные предложения, обращение в ФАС.

Государство не слишком активно вмешивается в рыночную борьбу хозяйствующих субъектов (приходится тщательно доказывать каждое подозрение на демпинг), а вот свои интересы блюдет всерьез. В рамках государственных закупок установлены защитные меры от исполнителей, побеждающих на аукционах за счет резкого снижения цены. Так же внимательно ФАС относится к попыткам демпинговать со стороны иностранных экспортеров.

В целом же у демпинга есть как плюсы, так и минусы, применять его специалисты советуют с большой осторожностью и по возможности использовать менее радикальные методы конкуренции.

Видео на десерт: 10 заброшенных мест, о которых никто не знает

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста мышкой и нажмите Ctrl+Enter.