Акт незаконного вмешательства

Основополагающее значение в вопросах обеспечения транспортной безопасности имеет четкое определение и мониторинг угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. В этой связи угрозы разделены на три группы потенциальные, непосредственные, прямые которые отличаются по степени вероятности совершения акта незаконного вмешательства.

Потенциальные угрозы — как совокупность вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.

Непосредственные угрозы, включающие в себя совокупность конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.

Прямые угрозы, содержащие совокупность конкретных условий и факторов, создавших опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.

Нормативные правовые документы, определяющие возможные потенциальные угрозы актов незаконного вмешательства на объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства железнодорожного транспорта.

Совместный Приказ Министерства транспорта РФ, ФСБ РФ, МВД РФ от 5.03.2010 №52/112/134 «Об утверждении перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность ОТИ и ТС», а также в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 2 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» утвержден перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств

Потенциальные угрозы совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств:

1) угроза захвата — возможность захвата объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и/или транспортных средств (ТС), установления над ними контроля силой, или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания;

2) угроза взрыва — возможность разрушения ОТИ и/или ТС или нанесения им и/или их грузу, здоровью персонала, пассажирам и другим лицам повреждений путем взрыва (обстрела);

3) угроза размещения или попытки размещения на ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ) — возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могут разрушить ОТИ и/или ТС, нанести им и/или их грузу повреждения;

4) угроза поражения опасными веществами — возможность загрязнения ОТИ и/или ТС или их критических элементов опасными химическими, радиоактивными или биологическими агентами, угрожающими жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц);

5) угроза захвата критического элемента ОТИ и/или ТС — возможность захвата критического элемента ОТИ и/или ТС, установления над ним контроля силой, или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания;

6) угроза взрыва критического элемента ОТИ и/или ТС — возможность разрушения критического элемента ОТИ и/или ТС или нанесения ему повреждения путем взрыва (обстрела), создающего угрозу функционированию ОТИ и/или ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц;

7) угроза размещения или попытки размещения на критическом элементе ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ) — возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на критическом элементе ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могут разрушить критический элемент ОТИ и/или ТС или нанести ему повреждения, угрожающие безопасному функционированию ОТИ и/или ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц;

8) угроза блокирования — возможность создания препятствия, делающего невозможным движение ТС или ограничивающего функционирование ОТИ, угрожающего жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц;

9) угроза хищения — возможность совершения хищения элементов ОТИ и/или ТС, которое может привести их в негодное для эксплуатации состояние, угрожающее жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

Не понимая угроз — систему мер защиты от потенциальных угроз построить не возможно.

История

УАЗ-452 службы авиационной безопасности

В 1970-е годы угрозы захватов и угонов воздушных судов стали будоражить мировую общественность. Руководство страны потребовало от своих режимно-охранных органов пресечения актов незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность гражданской авиации (ГА), которые все чаще заканчивались тяжелыми последствиями.

12 июля 1973 года по распоряжению Совмина СССР № 1414-рс в Министерстве гражданской авиации СССР было создано Управление режима, предназначенное для комплексного решения задач по своевременному предупреждению и пресечению возможных попыток угона воздушных судов за границу, совершения других преступных актов против гражданской авиации.

На этом этапе режимного обеспечения безопасности ГА были созданы первые нормативные документы по досмотру пассажиров, а также по предотвращению захватов и угонов воздушных судов за границу. Были усилены меры по охране авиационной техники и особо важных объектов ГА, а также по сохранению государственной и служебной тайны, положено начало созданию отечественной промышленностью технических средств досмотра и их внедрения в эксплуатацию в аэропортах. В 1978 году появились первые образцы отечественных стационарных металлоискателей, а в 1980 — первые рентгено-телевизионные интроскопы.

18 декабря 1983 года была совершена попытка захвата самолета Ту-134 в Тбилиси (погибло 7 человек) и 8 марта 1988 года осуществлен захват в аэропорту Иркутск семьей Овечкиных самолета Ту-154 (погибло 9 человек). Меры авиационной безопасности в то время обеспечивала милиция вместе со службами аэропорта.

В 1988 году Правительство СССР дало поручение Министерству ГА СССР реорганизовать систему защиты деятельности ГА от АНВ. В Министерстве ГА Управление режима было переименовано в Управление авиационной безопасности (АБ). Юридическая ответственность за допущенные угоны самолетов и совершенные акты незаконного вмешательства была возложена на гражданскую авиацию. По поручению Совмина СССР Министерству ГА было предложено разработать Государственную Программу защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

В 1990 году только за полгода, начиная с 9 июня и по 30 декабря, в гражданской авиации СССР было совершено 9 угонов и 23 попытки захвата и угона самолетов. Основной причиной угонов ВС явилась неготовность летного состава к появлению на борту воздушного судна преступника, так как из расписания курсов подготовки и повышения квалификации летного состава были исключены вопросы авиационной безопасности. Директивы Министерства, инструктажи летного состава, возобновление занятий с пилотами и бортпроводниками помогли дать результат. Угоны прекратились, а попытки захватов воздушных судов не приносили успеха преступникам. Многие экипажи воздушных судов были награждены правительственными наградами за проявленное мужество при защите пассажиров и воздушных судов от террористов.

В настоящее время в системе подготовки по АБ заняты 3 учебных авиационных заведения и 26 авиационных учебных центров (АУЦ и ЦПАП) России. Подготовку и переподготовку прошли тысячи специалистов. Данному вопросу отводится главенствующая роль, наравне с вопросами технического переоснащения служб.

В 1991 году, в связи с ликвидацией Министерства ГА СССР, во вновь образуемом Министерстве транспорта РФ был создан Департамент воздушного транспорта, в составе которого имелся Отдел Авиационной Безопасности.

В 1991—1993 годы, в связи с проходящими реформами нормативная база быстро устаревала. Практической опорой оставались только документы ИКАО. В этот период приоритетным являлось нормативно-правовое обеспечение, создание полного пакета необходимых документов, регламентирующих деятельность в области АБ. Наиболее значимым из них было Положение «О Федеральной системе обеспечения защиты деятельности ГА от актов незаконного вмешательства», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации. По существу — это государственная программа, но только не подкрепленная разделами финансирования мероприятий по обеспечению АБ. Требования этого документа послужили основой для разработки и ввода в действие: «Руководства по досмотру членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади и багажа, грузов, бортзапасов», «Положения о пропускном и внутриобъектовом режиме в аэропортах, авиапредприятиях, организациях и учреждениях гражданской авиации», «Типового положения о службе авиационной безопасности аэропорта» и «Типового положения о службе авиационной безопасности эксплуатантов и организаций ГА», «Памятки экипажу воздушного судна по действиям в чрезвычайной обстановке», межведомственных соглашений по взаимодействию и пресечению АНВ, различных инструкций и положений.

В аэропортах в 1994—1997 годы были проведены организационно-технические мероприятия — созданы службы авиационной безопасности.

В марте 1997 года был принят Воздушном кодексе РФ, в котором впервые появилась глава «Авиационная безопасность», раскрывающая вопросы деятельности служб АБ. В текущем, 2007 году, принят Федеральный закон «О транспортной безопасности», который ставит задачи и регламентирует деятельность по защите от актов незаконного вмешательства инфраструктуры и транспортных средств всего транспортного комплекса России.

Для реализации положений и требований Воздушного кодекса РФ и Федеральной системы обеспечения защиты деятельности ГА от АНВ в гражданской авиации в 1998 году была введена в действие система обязательной сертификации деятельности юридических лиц по обеспечению авиационной безопасности (утверждено «Положение по процедурам сертификации авиационной безопасности»), распространяющаяся на аэропорты, авиакомпании и другие организации ГА. В настоящее время создана и набирает темпы развития система лицензирования деятельности в области АБ.

В связи с чередой структурных реформ 1997—2004 годов и наращиванием задач Отдел АБ преобразовался в Управление транспортной безопасности Ространснадзора, на который совместно с отделами АБ территориальных органов Госавианадзора была возложена функция по государственному контролю и надзору за полнотой соблюдения законодательства в области авиационной и транспортной безопасности, защиты транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства и угроз совершения террористических актов.

В июне 2008 года Комиссия ИКАО проводила плановую проверку соответствия мер авиационной безопасности в России международным Стандартам в области АБ.

> Официальное толкование Правовые акты РФ

Статья 83 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ.

Статистика актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.

По данным представленным МВД, ФСБ, Генеральной прокуратурой России, «Центром защиты» Федерального агентства Железнодорожного транспорта Российской Федерации в период с 1991 г. по 2002 г. имели место следующие правонарушения, имеющие признаки преступлений террористического характера.

В 1991 г. неизвестными лицами на территории Республики Дагестан был произведён взрыв в пассажирском поезде сообщением Москва — Баку, розыск подозреваемых результатов не дал.

16 июля 1994 г. в ячейке автоматических камер хранения ж/д станции Минеральные Воды Обнаружена граната Ф-1, розыск подозреваемых результатов не дал.

21 июля на перегоне Дарсун-Маккавеево Забайкальской железной дороги произведён подрыв ж/д полотна в момент прохождения по нему пассажирского поезда Хабаровск – Москва. В результате сход локомотива и 8 пассажирских вагонов (пострадавших нет), розыск подозреваемых результатов не дал.

11 октября в результате умышленного повреждения верхнего строения пути на перегоне Киров – Чухомлинский произошёл сход пассажирского поезда Киров – Москва. Была установлена преступная группа из 4 лиц, которые впоследствии были осуждены к лишению свободы на сроки от четырёх до восьми лет.

В ноябре в Москве взорван бомбой мост окружной железной дороги через реку Яузу.

Всего за 1994 год 3 теракта.

27 февраля 1995 г. на 2189-м км Сев.- Кав. ж.д. имел подрыв железнодорожного моста через реку Аксай. Осуждены двое жителей с. Герзель Гудермеского р-на ЧР.

20 мая на 2190-м км Сев. – Кав. ж.д подорвано железнодорожное полотно.

25 мая на перегоне Мундыбаш – Осман Западно-Сибирской ж.д. в пассажирском поезде сошли с рельсов 5 вагонов. Люди не пострадали. Причиной схода стали разболченные стыки и расшитый путь на расстоянии 12,5 м в результате действий неизвестных лиц.

31 мая на 2199-м км перегона Гудермес – Хасав-Юрт обнаружены две противотанковые мины. Преступник не установлен.

10 июня на 2206-м км Сев.- Кав. Ж.д. произведён подрыв ж.д. моста через реку Акташ.

24 июня на 2194-м км Сев.- Кав. Ж.д. при прохождении пассажирского поезда сообщением Махачкала-Астрахань подорвано железнодорожное полотно.

11 июля обнаружено ВзУ на 2193-м км Сев.- Кав. Ж.д.

Всего за 1995 год 4 теракта.

18 февраля 1996 г. в цементовозе, прибывшем в поезде на станцию Миниральные Воды из г Махачкалы Республики Дагестан, обнаружены мины МОН-200 и ТМ-57.

19 июня в зале ожидания железнодорожного вокзала станции Воронеж-1 произошёл взрыв.

1 июля в 12.20 в ходе проверки автоматических камер хранения (АКХ) вокзала станции Прохладная в ячейке обнаружена сумка в которой находились 2 тротиловые шашки весом 2кг каждая и 2 электродетонатора.

Проверки (АКХ) проводились после взрыва автобуса следовавшего по маршруту Минводы-Владикавказ 28 июня 1996 г., тогда погибли 6 человек и 30 получили ранения.

19 июля на железнодорожном вокзале станции Воронеж-1 обезврежена бомба, по мощности 3,5 кг тротила.

25 июля в вагоне пассажирского поезда сообщением Астрахань-Волгоград, находящегося в парке отстоя пассажирских поездов станции Волгоград-1, произошёл взрыв, в результате чего повреждён вагон, пострадавших нет.

26 июля в Астрахани на железнодорожном вокзале обнаружена бомба, которую удалось обезвредить.

27 июля в 22.30 на перегоне Красное — Гусино Смоленской области, на нечётном пути, под рельсом местными жителями обнаружена тротиловая шашка цилиндрической формы весом 350 г с электродетонатором.

1 августа в 11.50 в парке отстоя станции Астрахань в вагоне поезда сообщением Астрахань – Волгоград обнаружено СВУ с остановленным часовым механизмом.

12 августа в 5.09 при отправлении со станции Трубной Приволжской железной дороги (в 15 км от Волгограда) в общем вагоне поезда сообщением Астрахань-Волгоград произошёл взрыв СВУ. Пострадало 12 человек, один из них позже скончался.

19 августа на станции Трубной произошёл взрыв ВУ в вагоне пассажирского поезда Астрахань- Волгоград, в результате чего погиб 1 человек, ранены 8.

6 октября в зале железнодорожного вокзала станции Воронеж-1 произошёл взрыв детонатора, который был установлен в СВУ, подготовленным для взрыва. Жертв и разрушений нет. На месте происшествия изъято 1,5 кг тротила, при осмотре вокзала обнаружено второе аналогичное СВУ.

15 октября в 21.07 на 257-м км перегона Угловка-Окуловка Бологовского отделения Октябрьской железной дороги сошёл с рельс локомотив скорого поезда сообщением Москва –Санкт-Петербург. Жертв и пострадавших в результате аварии не было.

4 ноября в 16 часов при подъезде к станции Купавна Московской железной дороги в тамбуре пятого вагона электропоезда Фрязево-Москва произошёл взрыв НВУ. В результате взрыва повреждён железнодорожный вагон. Жертв и пострадавших нет.

3 декабря около 11.30 в коридоре второго этажа товарной конторы станции Владикавказ, где размещаются кабинеты руководства станции, налоговой полиции и служб станции, была обнаружена бесхозная картонная коробка, в которой находился часовой механизм с мигающими лампочками.

Сотрудники налоговой полиции вынесли коробку в отдельно стоящее строящееся здание, где через пять минут произошёл взрыв. Пострадавших и разрушений объектов транспорта удалось избежать.

Всего за 1996 год 14 случаев.

24 января 1997 г. на 2198-м км Сев.-Кав. Железной дороги подорвано железнодорожное полотно, в результате чего погибли 5 человек. За совершение данного и других преступлений преступник осуждён.

23 апреля в 18.53 в зале ожидания железнодорожного вокзала станции Армавир-2 произошёл взрыв самодельного взрывного устройства, в результате которого 2 человека погибли, 18-получили телесные повреждения различной степени тяжести. Разрушено здание вокзала.

28 апреля в здании железнодорожного вокзала г. Пятигорска произошёл взрыв.

18 мая на перегоне Курья — Пермь-Сортировочная 1426-й км Свердловской железной дороги неизвестными лицами были наложены на путь костыли, кусок рельса, подкладки, кирпичи, что привело к сходу головного вагона пригородного электропоезда № 6046

27 июня в 18.33 на перегоне Боровенка – Торбино Октябрьской железной дороги (1-й пикет 221-й км) в вагоне поезда «Юность» сообщением

Москва –Санкт-Петербург произошёл взрыв НВУ, в результате чего погибли 5 человек и получили травмы различной степени 14 человек.

30 июня на перегоне Учклен — Мундыбаш Западно-Сибирской ж.д. произошёл сход первой тележки головного вагона пригородного электропоезда при скорости 60 км/ч. Причиной схода послужили разболченный стык, расшитые 14 концов шпал. Кроме того был установлен обводной провод для нарушения работы автоблокировки.

Всего за 1997 г. 6 случаев.

15 января 1998 г. в 3.55 на первом этаже здания железнодорожного вокзала станции Краснодар-1 был обнаружен полиэтиленовый пакет черного цвета с жёлтыми полосами, в котором находилось взрывное устройство – противотанковая мина марки ТМ 62 в пластиковом корпусе с самодельным взрывателем электрического типа. ВУ было эвакуировано из здания вокзала и взорвано за пределами города. Входе следствия было установлено, что обнаруженный на вокзале предмет является имитацией ВУ.

27 июля в 6.10 в локомотивном депо станции Ростов-Главный, в отдельно стоящем на ремонте вагоне электропоезда, произошёл взрыв СВУ мощностью около 100-200 г в тротиловом эквиваленте, которое на момент взрыва находилось в тамбуре вагона, на верхней ступени. В результате погиб старший мастер депо и получил телесные повреждения слесарь депо.

28 июля в 18.20 в здании вокзала станции Новотроицк Южно-Уральской железной дороги при входе на перрон было обнаружено СВУ, состоящее из 200-грамовой тротиловой шашки, гранаты Ф-1 без запала, бутылки с бензином и детской радиостанции. СВУ было обезврежено. Данное преступление было раскрыто, установлена группа лиц, двое из которой получили наказание в виде лишения свободы, а один осуждён условно.

9 октября около 18 часов неизвестные лица подготовили и осуществили взрыв железнодорожного полотна в районе отметки 18-й км перегона Шамхал — Буйнакск Сев.-Кав ж. д. Р. Дагестан в момент следования воинского эшелона. В результате взрыва три вагона частично сошли с рельс, а один загорелся, погиб один военнослужащий. При ликвидации пожара пожарной командой ВПЧ-3 станции Махачкала примерно в 100 м от поезда произошёл ещё один взрыв, в результате которого погиб стрелок пожарного караула и получил ранения пожарный. По оценке военных специалистов, мощность взрывного заряда, заложенного под эшелон, составила от 5 до 15 кг в тротиловом эквиваленте. Преступниками были использованы артиллерийские снаряды, которые приводились в действие при помощи дистанционного приёма радиосигнала.

Всего за 1998 год 4 случая.

15 января 1999 г. на станции Хасав-Юрт подорвана железнодорожная цисцерна.

21 марта в 18.41 при следовании пассажирского поезда сообщением Новосибирск – Бийск на выходном стрелочном переводе № 3 станции Юность при скорости 61 км/ч произошёл сход электровоза.

19 апреля на перегоне Паршино – Тушино Московской железной дороги допущен сход одной колёсной пары в пригородном электропоезде из-за наложения на путь посторонними лицами старогодной накладки.

25 апреля около 9.15 на станции Канаш Республики Чувашия гражданин залез на цистерну со сжиженным газом (пропаном). Путём поджога спичек создал реальную угрозу гибели людей.

12 сентября на 76-м км перегона Куруш – Сулак Сев. – Кав. ж.д. имел место взрыв железнодорожного полотна.

Всего за 1999 год 5 случаев.

7 февраля 2000 г. осуществлён подрыв выходной переводной стрелки на пикете 2180-го км перегона Кади-Юрт – Хасав-Юрт. Жертв нет.

29 февраля на станции Гудермес-Западный при производстве маневровых работ ранен одиночным выстрелом машинист.

16 марта в дежурную часть МВД Республики Татарстан поступил звонок с сообщением, что в фирменном поезде «Татарстан» будет взрыв. Был задержан гражданин, который опаздывал на этот поезд и будучи в состоянии наркотического опьянения позвонил на «02».

25 марта на ж.д. перегоне Аргун – Джалка обнаружено взрывное устройство.

17 апреля в 9.25 о путевого мастера поступило сообщение, что на 210-м км 5-го пикета Ершов –Пугачёвск обнаружен подозрительный предмет с проводами. Это было взрывное устройство, которое состояло из тротиловых шашек общим весом 1 кг 200 г, самодельного детонатора, будильника «Янтарь».

6 мая в 6.50 на перегоне Гудермес – Кади-Юрт произошёл взрыв под вагонами пассажирского поезда. Который сопровождали стрелки ВОХР, двое из них получили ранения. Повреждены тепловоз и участокжелезнодорожного пути.

11 июня на Московском отделении Октябрьской железной дороги был выявлен факт провоза проводником поезда № 24 «Москва –Санкт-Петербург» сумки, переданной за вознаграждение женщиной в г. Твери. В сумке обнаружено и обезврежено взрывное устройство весом 5 кг.

15 июня в 16.12 на перегоне Джалка – Гудермес произошёл взрыв семи взрывных устройств осколочно-фугасного типа. Врезультате взрыва был сильно повреждён воинский эшелон, 6 военнослужащих получили травмы различной степени тяжести.

18 июня на перегоне Эбгунь – Постышево Дальневосточной железной дороги при проведении осмотра путевым обходчиком было обнаружено три разболченных стыка и 1,5 расшитых звена по одной рельсовой нити.

24 июня на перегоне Мони – Болен (3651-й км) в результате расшивки рельс сошёл с рельс поезд «Комсомольск – Тында». Телесные повредения получили 6 человек.

26 июня на станции Гудермес произведён взрыв противотанковой мины под вагоном, в котором находились люди. Пострадавших нет.

2 июля в 7.20 на перегоне Хохотуй – Толбача.5845-й км Читинского отделения дороги обнаружен труп стрелка ВОХР с закрытой черепно-мозговой травмой. Автомат и 30 патронов преступником похищены.

12 июля на перегоне Куруш – Сулак (68-й км) Махачкалинского отделения Сев. Кав. ж.д. обнаружено ВУ, состоящее из 10 газовых баллонов, заполненных по 47 кг ВВ, с электродетонатором в каждом, соединенных в одну сеть, выведенную к аккумулятору. ВУ обезврежено без последствий.

15 июля осуществлён подрыв спецпоезда на перегоне Гудермес – Джалка, в результате чего один военнослужащий погиб, семь получили ранения.

18 июля произошёл взрыв рядом с 1-м пикетом на 45-м км железнодорожного перегона Эркен-Шахар – Черкесск, повлекший разрушение полотна железной дороги.

26 июля около 7 часов перед отправлением пассажирского поезда сообщением Грозный – Гудермес под полотном железной дороги была обнаружена мина ТМ-46, подготовленная к подрыву.

2 августа неустановленные лица на 2173-м км перегона Гудермес – Кади-Юрт, установив ВУ, взорвали железнодорожное полотно.

6 августа неустановленными лицами совершён подрыв на 2199-м км перегона Кади-Юрт – Хасав-Юрт, в ходе осмотра места происшествия было обнаружено ещё три взрывных устройства.

9 августа в помещении склада невостребованных вещей Казанского вокзала Москвы в сумке обнаружено 4 кг тротила в 12 брикетах и 10 электродетонаторов.

1 сентября произошёл подрыв вагона поезда в Наурском районе Чеченской Республики на 116-м км участка железной дороги.

4 сентября на 2171-м км перегона Гудермес – Кади-Юрт неизвестные взорвали железнодорожное полотно.

11 сентября произошёл подрыв железнодорожного состава между станциями Терек – Червлёная

6 октября обнаружено ВУ на перегоне Ищерская – Стодеревская (87-й км).

6 октября в 16.03 на посадочной платформе станции Пятигорск произошёл взрыв НВУ мощностью около 200 г. В результате один человек погиб на месте, один скончался в больнице, пятеро ранены.

22 октября обнаружен ВУ на 88-м км перегоне Ищерская – Стодеревская.

26 октября на станции Бетлице Смоленского отделения монтёр при выполнении работ на ж.д. полотне станции Фаянсовая пытался разобрать детонатор найденного ранее старого боевого снаряда, врезультате чего произошёл взрыв.

1 ноября обнаружено ВУ на перегоне Кади-Юрт – Герзель.

20 ноября на приграничной станции Наушки Восточно-Сибирской ж.д. старший осмотрщик вагонов под цистерной с бензином поезда, следовшего в Монголию, обнаружил ВУ.

25 ноября в 8.45 в нише крепления нефтеналивной цистерны, прибывшей из Гудермеса на станцию Прохладная, было обнаружено ВУ.

18 декабря в18.30 на Терском мосту перегона Червлёная-узловая – Гудермес обстреляна дрезина, в результате чего получил ранение в ногу помощник машиниста.

24 декабря на станции Гудермес произошёл взрыв ВУ направленного действия в сторону пассажирского поезда. Жертв нет.

31 декабря в парке отстоя на станции Москва – Каланчевская в вагоне поезда № 61 «Нальчик – Москва» проводник вагона обнаружил 2 гранаты РГД с запалами.

Всего за 2000 год 32 случая.

24 января 2001 г. осуществлён подрыв железнодорожного полотна на перегоне Кади-Юрт – Хасав-Юрт на 2182-м км. Жертв нет.

29 января на 2170-м км перегона Гудермес – Кади-Юрт произошёл подрыв железнодорожного полотна, в результате чего 5 цистерн грузового поезда сошли с рельс.

6 февраля при следовании грузового поезда на 2148-м км Джалка – Ханкала произошли взрыв и возгорание цистерны с дизельным топливом.

18 февраля на перегоне Волгоград-1 – пост 6 км (1070-й км) машинистом поезда обнаружен разболченный стык пути.

18 февраля в 9.50 неустановленными лицами на 2160-м км перегона Джалка -Гудермес, установив ВУ, взорвали железнодорожное полотно длиной 20 м, в результате был поврежден бронепоезд ЖД войск РФ.

21 февраля Навля — Кокоревка Брянского отделения дороги в вагоне электропоезда «Брянск – Суземка» произошёл взрыв гранаты. Пострадали два человека.

1 марта обнаружена закладка ВУ на 2181-м км перегона Кади-Юрт – Хасав-Юрт.

19 марта около 15 часов на 151-км железнодорожного перегона Червлёная – Моздок в момент следования железнодорожного состава неизвестными лицами осуществлён подрыв ВУ. Жертв нет.

21 марта на станции Орёл-2 вблизи МРЦ (маршрутная релейная централизация) в куче угля механик обнаружил две тротиловых шашки, обмотанные детонирующим шнуром.

25 марта на перегоне Подали – Эльбан (278-й км, ПК 8) Комсомольского отделения дороги прохожий нашёл пакет с проводами о чём сообщил дежурному по станции Эльбан. Прибывшая милиция обнаружила в пакете 3 тротиловые шашки.

27 марта в 19.25 на перегоне Онохой – Заигрпево Улан-Удинского отделения дороги неизвестным лицом произведён выстрел по кабине машиниста поезда № 2418.

9 апреля на станции Гудермес при работе оперативной группы получили ранения 5 сотрудников милиции.

10 апреля произошёл взрыв под поездом на станции Аргун.

13 апреля в 2.45 обходчиками на участке перегона Лесозаводск – Ружино (Приморский край) обнаружен разболченный стык.

14 апреля около 11 часов под железнодорожным полотном на 2178-м км пути на перегоне Гудермес – Брагуны обнаружено готовое к применению ВУ.

25 апреля на перегоне Аргун – Джалка выявлены и обезврежены ВУ.

29 апереля на ст. Червлёная-Узловая выявлены и обезврежены ВУ.

1 мая на перегоне Терек –Наурская выявлены и обезврежены ВУ.

7 мая на перегоне Гудермес – Червлёная-Узловая выявлены и обезврежены ВУ.

7 мая на перегоне Гудермес – Брагуны обнаружено готовое к применению ВУ.

11 мая около 7 часов на 107-м км железнодорожного перегона Наур-Алпатово выявлено и обезврежено ВУ.

13 мая на перегоне Терек-Наурская при следовании спецпоезда осуществлён подрыв ВУ, пострадали 3 военнослужащих.

15 мая в 400 м от станции Аргун обнаружено СВУ, состоящее из двух артиллерийских снарядов.

24 мая на перегоне Авсюнино – Шатурторф Московской железной дороги зафиксировано наложение на пути тормозного башмака без клейма.

24 мая на перегоне Клин – Покровка Октябрьской железной дороги зафиксировано наложение на междупутье кислородного баллона.

30 мая в 20 часов на перегоне Аргун – Джалка грузовой поезд сообщением Ханкала – Гудермес был обстрелян из стрелкового оружия неизвестными лицами.

2 июня на станции Нижнеудинск выявлены и обезврежены ВУ.

2 июня около 11 часов на перегоне Гудермес Кади-Юрт на 2177-м км обнаружено СВУ фугасного типа.

5 июня осуществлён подрыв ВУ, заложенного под полотно на 2138-м км перегона Ханкала – Аргун.

9 июня на станции Аргун в результате подрыва воинского поезда погиб солдат и травмированы 5 военнослужащих.

9 июня на перегоне Хингуй – Худоеланская (4710-й км) допущен сход подвижного состава (электровоз и 9 вагонов) почтово-багажного поезда «Хабаровск- Москва». Сход произошёл по причине разоборудования железнодорожного пути (разболчены стыки). В результате схода пострадали 2 проводника, повреждено 500 м пути, 2 опары контактной сети.

30 июня в пассажирском поезде «Баку – Ростов» на перегоне Кочубей _ Артизан сотрудниками Северо-Кавказкого ЛОВД задержана жительница села Алхан-Юрт ЧР, перевозившая ВУ состоящее из тротиловой шашки весом 400 г, электронных часов с микросхемой и детонатора.

10 июля осуществлено разболчивание железнодорожного пути в районе станции Нижнеудинск. Что повлекло крушение почтово-багажного поезда Хабаровск-Харьков. Лица, причастные к совершению преступления были установлены и осуждены.

11 июля на станции Платниковская Краснодарского края была обнаружена закрученная проволокой закладка в стрелке № 1в нечётной горловине станции.

11 июля на перегоне Шабунчи – Оверята Свердловской железной дороги зафиксировано наложение на рельсы 5 противоугонов, задержаны 4 подростка.

12 июля на перегоне Хасав-Юрт – Кади-Юрт во время следования поезда с гружёными цистернами неизвестными лицами приведено в действие ВУ. Жертв нет.

15 июля на перегоне Ищерская – Алпатово выявлены и обезврежены взрывные устройства.

24 июля на перегоне Шингаг-Куль – Давлетканово Куйбышевской ж.д. умышлено повреждена опора контактной сети.

2 августа похищен с места работы составитель станции Ханкала.

3 августа на перегоне Хасав-Юрт – Кади-Юрт выявлены и обезврежены взрывные устройства.

12 августа около 10 часов в 200 м от ж.д. моста через реку Джалку во время осмотра осуществлён подрыв ВУ, в результате чего от полученных телесных повреждений скончался сотрудник милиции.

4 сентября на 2283-м км Сев. – Кав. ж.д. на перегоне Шамхал-Махачкала-порт подорвано железнодорожное полотно. За совершение данного и других преступлений осуждены 7 человек.

17 сентября в 14.35 на перегоне Путёвка – Кольцово Свердловской ж.д.в пассажирском поезде «Свердловск – Бишкек» тремя неизвестными в масках совершено нападение на начальника вагона-ресторана с целью изъятия выручки. Один из нападавших произвёл выстрел и ранил его в ногу. Выхватил сумку, в которой находилось 47 тыс. рублей. Сорвав стоп-кран, преступники скрылись.

26 сентября в 1.20 дежурным по станции Брюховецкая Краснодарского отделения СКЖД перед входом в кабинет начальника станции был обнаружен подозрительный пакет, размером 150х90х30 мм, обёрнутый в бумагу жёлтого цвета. В нём находилось СВУ.

9 октября в поезде Владивосток – Новосибирск Восточно-Сибирской ж.д. преступник насильно удерживал трёх пассажиров, причинив двум из них телесные повреждения. В результате задержания преступник был убит.

22 октября на перегоне Арбузово – Дмитриев Московской ж.д. зафиксировано наложение опасных предметов на рельсы.

26 октября на перегоне Гудермес – Джалка выявлены и обезврежены взрывные устройства.

27 октября в 14.20 на 2138-м км участка железной дороги Ханкала-Аргун неизвестными лицами было взорвано полотно железной дороги.

28 октября на станции Первая Речка Дальневосточной ж.д. зафиксировано наложение опасных предметов на рельсы.

1 ноября на участке Терек-Савельевская при прохождении грузового состава приведено в действие ВУ, заложенное неизвестными лицами. Жертв нет.

18 ноября в здании вокзала станции Новой Забайкальской ж.д. правонарушитель объявил о минировании ж.д. моста. Правонарушитель задержан.

25 ноября на станции Мытищи Московской ж.д. из-за наложения корневого вкладыша в желоб между остряком и рамным рельсом произошёл сход вагона электропоезда.

11 декабря на станции Червлёная-Узловая под резервуаром для хранения ГСМ выявлены и обезврежены взрывные устройства.

13 декабря в районе железнодорожного вокзала в н.п. Аргун в ходе ОРМ произошло столкновение с террористами, в результате чего огнестрельное ранение получил военнослужащий.

23 декабря на перегоне Канадей – Новоспасское Куйбышевской ж.д. зафиксировано наложение на рельсы тормозного башмака.

28 декабря в процессе проверки анонимного сообщения на пульт «02» ГУВД г. Москвы полностью подтвердилось информация об обнаружении СВУ на платформе «Серп и Молот» Московской ж.д., которое было затем обезврежено.

Всего за 2001 год 55 случаев.

11 января 2002 г. в 7.00 на 2152-м км перегона Джалка – Аргун под рельсами обнаружен фугас, состоящий из одной гранаты РГД-7 с запалом, двух гранат Ф-1 с запалом, 200-грамрвой тротиловой шашки, 60-метрового телефонного провода.

25 января в 14.59 на 2186-м км перегона Хасав-Юрт – Кади-Юрт произошёл подрыв нечетного пути под первым вагоном, гружёным углём.

2 марта в 9.30 неустановленными лицами приведено в действие ВУ, заложенное на перегоне Терек – Червлёная, спецпоезда «Байкал». В результате с рельс сошли 2 вагона.

30 марта в 11.35 на 2139-км перегона Ханкала – Аргун произошёл взрыв под четвертым с хвоста вагоном в составе грузового поезда.

18 апреля в 8.15 на 111-м км перегона Наурская — Терек обнаружено СВУ. Состоящее из трёх 82 мм мин с установленным элетродетонатором и отходящими электропроводами.

24 апреля в 9.20 на 128-м км станции Терек обнаружено ВУ.

24 августа в 14.15 на 2138-м км перегона Хасав-Юрт – Гудермес произошёл подрыв под тепловозом грузового поезда.

4 сентября в 8.25 обнаружено ВУ под 6-й стрелкой на станции Аргун. Оно состояло из гранаты РГД-5 и тротилового заряда весом 800 г.

14 сентября подрыв железнодорожного полотна в Наурском районе ЧР на 112-км у иоста.

17 сентября в 11.25 на перегоне Червлёная-Узловая – Червлёная на 158-м км совершён подрыв ВУ под вагоном с сырой нефтью (20 с хвоста). Цистерна получила повреждения и в ней образовалась течь.

26 сентября в 14.10 на территории Ж.д. больницы г. Ростова-на Дону у двери патологоанатомического отделения произошёл взрыв.

20 октября в 14.15 на 2162-м км у станции Гудермес обнаружено СВУ, состоящее из гранаты РГД-5, ВОГ-25, и двух 152 мм снарядов с электронно-часовым механизмом.

22 октября в 8.00 обнаружено ВУ на перегоне Аргун – Джалка.

28 октября на перегоне Терек – Наурская подрыв грузового поезда, перевозившего груз сырой нефти.

17 ноября в 3.10 на перегоне Аргун –Джалка при патрулировании ж.д. участка были обнаружены неизвестные лица, которые при задержании оказали вооружённое сопротивление и скрылись. В 9.00 при проведении осмотра был обнаружен мешок с СВУ, состоящем из 120 мм мины, 100 г пластида и электродетонатора.

Всего за 2002 год 15 случаев.

Для сравнения в авиации за аналогичный период произошло:

1991 г. – 12 терактов.

1992 г. – 2 теракта.

1993 г. – 4 теракта.

1994 г. – 3 теракта.

1995 г. – 3 теракта.

1996 г. – 4 теракта.

1997 г. – 3 теракта.

1998 г. – 1 теракт.

1999 г. – 0.

2000 г. – 2 теракта.

2001 г. – 3 теракта.

Итого: 37 терактов за 11 лет.

С 2003 года статистика террористических актов относится к закрытой информации. Но даже по обрывочным данным можно сделать вывод, что террористическая угроза в отношении железнодорожного транспорта существует и в наше время.

Крушение поезда «Невский экспресс» в 2009 году — крушение скоростного фирменного поезда «Невский Экспресс» № 166, следовавшего из Москвы в Санкт-Петербург, приведшее к гибели 27 и ранениям не менее 132 человек. Среди погибших — государственные чиновники высшего ранга, известные бизнесмены и две беременные женщины. Произошло 27 ноября 2009 года в 21 час 30 минут по московскому времени на 285 км (перегон Угловка — Алёшинка, на границе Тверской и Новгородской областей) линии Санкт-Петербург — Москва, недалеко от деревни Лыкошино.

2 февраля 2010 г.— подрыв железнодорожного полотна на участке между станциями Броневая и Ленинский проспект (Санкт-Петербург) во время прохождения путевой дрезины. В результате взрыва образовалась воронка размером метр на метр и пострадал машинист дрезины. Мощность взрывного устройства оценивается примерно как 200 граммов в тротиловом эквиваленте.

12 марта 2010 г.— из-за подрыва железнодорожного полотна на перегоне Махачкала — Тарки (Дагестан) сошли с рельсов 14 вагонов грузового поезда.

4 апреля 2010 г.— в 3:40 на железнодорожном участке Махачкала — Избербаш при прохождении грузового поезда, под ним взорвалась бомба. В результате подрыва локомотив и восемь вагонов сошли с рельсов. По данным следствия в 5-6 метрах от центра взрыва от детонации сработало второе взрывное устройство. Никто не пострадал

Только за прошлый год зарегистрировано 2070 актов незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта на сети железных дорог России.

Среди них отмечены случаи с признаками террористического характера, в том числе 7 взрывов и 100 сообщений об угрозах совершения террористических актов. Обнаружено 5 взрывных устройств, 779 бесхозных подозрительных предметов. Изъято 28 единиц огнестрельного оружия, 1921 патронов различного калибра, 311 взрывоопасных предметов. Также произошло 249 наложений посторонних предметов на рельсы, 152 случая разоборудования железнодорожных путей и 405 случаев разукомплектования средств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ). Кроме того, произошло 9 случаев посягательства на жизнь работников ОАО «РЖД».

За различные противоправные действия, в том числе с признаками террористического характера, задержано 352 человека возбуждено 117 уголовных дел. На сети железных дорог с использованием ранее установленных технических средств охраны правоохранительными органами выявлено 247 и предотвращено 146 преступлений. За административные правонарушения задержано 6914 человек и 6 — находившихся в розыске, обнаружено 95 бесхозных подозрительных предметов.

В текущем году ОАО «РЖД» зарегистрировано 1856 актов незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта, что на 214 случаев меньше, чем за прошлый год.

Среди них отмечены случаи с признаками террористического характера, в том числе 2 взрыва (оба на Северо-Кавказской железной дороге) и 78 сообщений об угрозах совершения террористических актов. Также произошло 183 случая наложения посторонних предметов на рельсы, 78 — разоборудования железнодорожных путей и 339 — разукомплектования средств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ).

Кроме того, совершено 7 посягательств на жизнь работников ОАО «РЖД» и 169 других актов незаконного вмешательства в деятельность железной дороги.

На объектах железнодорожного транспорта обнаружено 439 бесхозных подозрительных предметов. У граждан изъято 22 единицы огнестрельного оружия, 1172 патрона различного калибра, 100 взрывоопасных предметов.

В результате принятых мер совместно с органами внутренних дел на транспорте за различные противоправные действия, в том числе с признаками террористического характера задержаны 307 человек. Возбуждено 125 уголовных дел.

Возникает вопрос, что делать в столь сложной обстановке?

Понятие «Акт незаконного вмешательства»: теоретические и прикладные аспекты Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 (в ред. от 23 декабря 2010 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. № 4.

О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных положений или служебном подлоге: постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. (в ред. от 10 февраля 2000 г.) // СПС КонсультантПлюс.

О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. № 12. Определение Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 22 декабря 2008 г. № 87-о08-17 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. № 10. Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 11 марта 1999 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. № 2.

Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 26 июня 2002 г. № 386п02пр // СПС КонсультантПлюс.

8. Бриллиантов А.В., Яни П.С. Должностное лицо: административно-хозяйственные функции, выполнение функций по специальному полномочию // Законность. 2010. № 7.

9. Бриллиантов А.В., Яни П.С. Должностное лицо: организационно-распорядительные функции // Законность. 2010. № 6.

10. Волженкин Б.В. Служебные преступления: комментарии законодательства и судебной практики. М., 2005.

11. Кравченко О.О. Злоупотребление должностными полномочиями: уголовно-правовая характеристика и предупреждение: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Владивосток, 2004.

12. Тен А.Л. Теоретико-правовые проблемы государственной регистрации органов государственной власти в качестве юридических лиц // Административное право и процесс. 2006. № 4.

13. Соловьев В.И. Борьба с должностными злоупотреблениями, обманом государства и приписками по советскому уголовному праву. М., 1963.

14. Шнитенков А. Выполнение преподавателем профессиональных и должностных функций // Уголовное право. 2001. № 4.

15. Уруков В.Н. Является ли преподаватель государственного вуза субъектом преступлений по статьям 285, 290 УК РФ // Юридическое образование и наука. 2009. № 4.

E-mail: ilin978@yandex.ru

М.В. НАЗАРКИН,

доцент кафедры уголовной политики и организации предупреждения преступлений,

кандидат юридических наук, доцент (Академия управления МВД России)

Понятие «акт незаконного вмешательства»: теоретические и прикладные аспекты

В статье рассматривается содержание понятия «акт незаконного вмешательства» как правовая категория, проводится его сравнительный анализ с понятиями «террористический акт», «преступление», «административное правонарушение», рассматривается эволюция данного термина в отечественном законодательстве. Автор определяет значение понятия «акт незаконного вмешательства» как для деятельности органов внутренних дел на транспорте, так и для других субъектов обеспечения транспортной безопасности.

Акт незаконного вмешательства, деликт, террористический акт, транспортная безопасность,

транспортное право, органы внутренних дел на транспорте, терроризм.

В отечественном законодательстве и подзаконных актах получило закрепление понятие «акт незаконного вмешательства», также широко применяемое и в научных исследованиях.

Логичным представляется вопрос о содержании данного понятия и его соотношении с иными, сходными по смыслу терминами, например такими, как «преступление», «административное правонарушение», «дисциплинарный проступок», «деликт», «террористический акт», и другими терминами,

характеризующими правонарушающее поведение субъектов. Важно также уяснить, каковы правовая природа и отраслевая принадлежность термина «акт незаконного вмешательства» и его прикладное значение.

Ранее этот термин получил закрепление в нормативных актах, направленных на обеспечение безопасности воздушного транспорта: так, в ч. 3 ст. 83 Воздушного кодекса Российской Федерации содержится понятие «незаконное вмешательство в деятельность в области авиации», которое определяется как «противоправное действие (бездействие), угрожающее безопасной деятельности в области авиации, повлекшее за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий» . «Незаконное вмешательство в деятельность в области авиации», исходя из формулировки, может выступать в качестве уголовного преступления, административного правонарушения либо дисциплинарного проступка. Таким образом, эта дефиниция носит межотраслевой характер.

Отметим, что в 70-е—80-е гг. прошлого столетия в международных правовых актах нашли отражение близкие по содержанию понятия «незаконный акт насилия» и «незаконный акт, направленный против безопасности гражданской авиации» (Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации от 22 сентября 1971 г., принятая в Монреале, Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации от 24 февраля 1988 г., узаконенный в Монреале ). Появление этих актов в международном праве стало реакцией на волну так называемого воздушного терроризма, проблема предотвращения которого стала актуальна с конца 60-х гг. XX в.

Дальнейшее использование термина «акт незаконного вмешательства» связано с правовым обеспечением транспортной безопасности в целом. В ст. 1 принятого Федерального закона «О транспортной безопасности» законодатель определил транспортную безопасность как «состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства». По нашему мнению, данное определение было сформулировано на основе дефиниции более общей категории «безопасность», которая содержалась в действовавшем на тот момент Законе Российской Федерации

«О безопасности»1 . Общность двух понятий представлялась вполне логичной. В этом смысле юридически закрепленное определение безопасности (может быть, не вполне удачное) создавало основу для выделения и закрепления иных ее разновидностей: экологической, промышленной, ядерной, химической и др. Тем удивительней выглядит тот факт, что принятый в 2010 г. новый Федеральный закон «О безопасности» вообще не содержит определение безопасности .

Таким образом, транспортная безопасность раскрывается через понятие акта незаконного вмешательства, который выступает в качестве основной угрозы транспортной безопасности. Сам акт незаконного вмешательства при этом определяется как «противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий». Представляется, что «действие (бездействие)» можно было бы обобщить термином «деяние», и, думается, не имеет смысла выделять особым образом из определения акта незаконного вмешательства террористический акт как частную разновидность противоправного деяния рассматриваемой категории, поскольку это придает излишнюю громоздкость определению. Так, законодатель выбрал узкий подход к пониманию и определению категории «транспортная безопасность», при этом «акт незаконного вмешательства» выступает стержневым элементом ее дефиниции. Акцент на террористическую составляющую в определении акта незаконного вмешательства позволяет рассматривать его, в первую очередь, в качестве криминологической категории.

Сфера использования рассматриваемого понятия расширяется, оно вводится в научный оборот, и термины, производные от него, получают нормативное закрепление. Например, в ст. 8 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» введено выражение «акт незаконного вмешательства в морском порту», хотя и не раскрыто его содержание.

Анализ правовых источников показывает, что термин «акт незаконного вмешательства» (как общее понятие, так и производные от

1 Понятие «безопасность» определялось в этом нормативном правовом акте как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

него) нашел применение и развитие в основном в системе транспортного законодательства .

При этом под актами незаконного вмешательства в основном подразумеваются преступления террористического характера. Данные государственной статистики свидетельствуют, что угрозы совершения актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса и возникновения чрезвычайных ситуаций на транспорте продолжают оставаться актуальными. Так, по информации Главного управления внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУТ МВД России), за период с января по сентябрь 2011 г. на объектах транспорта число зарегистрированных преступлений террористического характера возросло на 12,5 % (до 9 %), количество заведомо ложных сообщений об актах терроризма увеличилось на 4,4 % (до 71 %). Особенности терроризма на транспорте наглядно иллюстрируют следующие примеры.

При прохождении грузового поезда № 4935 сообщением «Карабулак—Назрань» на 2043 км четного пути перегона «Назрань— Плиево» 4 января 2010 г. в 16.55 произошел взрыв самодельного взрывного устройства. По данному факту Назранским ЛОВДТ возбуждено уголовное дело по ст. 205 ч. 1 ст. 222, 167 УК РФ.

В дежурную часть Махачкалинского линейного УВДТ 11 марта 2010 г. в 21.20 поступило телефонное сообщение о том, что на 2294 км пикета № 8 по нечетному пути перегона «Махачкала—Тарки» при прохождении грузового поезда № 3337 под электровозом сработало взрывное устройство неустановленного образца. По данному факту следственным отделом Махачкалинского ЛУВДТ возбуждено уголовное дело по признакам составов преступлений, предусмотренных ст. 205, 222, 223 УК РФ.

В зале прилета международных авиалиний московского аэропорта Домодедово 24 января 2011 г. в 16.32 произошел взрыв неустановленного взрывного устройства, в результате которого, по первоначальным данным, погибло 36 человек, более 180 пострадало. На месте происшествия обнаружены поражающие элементы, которыми было начинено самодельное взрывное устройство. Следственным комитетом Российской Федерации было возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных п. «а», «е» ч. 2 ст. 105, п. «б» ч. 3 ст. 205, ч. 1 ст. 222 , ч. 1. ст. 223 УК РФ.

Как правило, последствиями акта незаконного вмешательства являются меры юридической ответственности, поэтому данный юри-

дический факт является правонарушением, т. е. представляет собой противоправное, виновное и наказуемое деяние. Так, Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 195-ФЗ в КоАП РФ введена ст. 19.7.5. «Непредставление информации об актах незаконного вмешательства», являющаяся законодательной новеллой. Непредставление, а также несвоевременное представление субъектом транспортной инфраструктуры либо перевозчиком информации об угрозах совершения или о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тыс. руб. до 5 тыс. руб.; на должностных лиц — от 20 тыс. руб. до 30 тыс. руб.; на юридических лиц — от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб.

В правовых источниках понятие «акт незаконного вмешательства» используется не только в связи с обеспечением транспортной безопасности, его применяют в законных и подзаконных актах, регулирующих правоотношения в иных сферах человеческой деятельности.

Дальнейшее применение этого термина и расширение видов производных от него можно проследить на примере принятого Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» . В ст. 2 (ч. 1) законодатель раскрывает акт незаконного вмешательства как «противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт или покушение на его совершение, угрожающее безопасному функционированию объекта топливно-энергетического комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, повреждение или уничтожение имущества либо создавшее угрозу наступления таких последствий». Это определение построено по той же описательной схеме, что и в Федеральном законе «О транспортной безопасности». В данном законе террористический акт также особо выделен как разновидность акта незаконного вмешательства, в дефиницию добавлено и покушение на его совершение. В ч. 2 и 3 указанного закона закрепляются понятия «антитеррористическая защищенность объекта топливно-энергетического комплекса» и «безопасность объектов топливно-энергетического комплекса». Первое определяется как «состояние защищенности здания, строения, сооружения или иного объекта топливно-энергетического комплекса, препятствующее совершению на нем террористического акта», второе — «со-

стояние защищенности объектов топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства» . Таким образом, эти понятия соотносятся как общее и частное.

Поскольку понятие «состояние защищенности от террористического акта» поглощается более широким понятием «состояние защищенности от акта незаконного вмешательства», одновременное их закрепление в нормативном акте едва ли логично. В таком случае следовало бы раскрыть содержание акта незаконного вмешательства, совершаемого в форме иных преступлений или административных правонарушений (например, связанных с нарушением технических норм и правил).

Как явствует из приведенного выше краткого анализа нормативных правовых актов, понятие «акт незаконного вмешательства» используется в нормотворчестве главным образом применительно к сфере обеспечения безопасности различных категорий высокорисковых объектов, обладающих сочетанием свойств потенциальной опасности и уязвимости (объекты транспортного и топливно-энергетического комплексов относятся к их числу). Следовательно, дефиницию «акт незаконного вмешательства» можно рассматривать как эквивалент понятия «деликт», адаптированного к отношениям, складывающимся в специфической социотехногенной среде.

Безусловно, эта дефиниция не лишена определенных недостатков. Например, исследователями отмечается, что понятие «акт незаконного вмешательства» не вполне адекватно отражает обозначаемые им ситуации. Мы согласны с мнением о том, что более целесообразным стало бы использование в законодательстве понятия «факт незаконного воздействия на устойчивую и безопасную работу транспорта», которое является более широким, поэтому в состоянии охватить все многообразие ситуаций, нарушающих транспортную безопасность или угрожающих ей .

Не отражает «акт незаконного вмешательства» правовую природу правонарушающего деяния, форму вины, степень общественной опасности (вредности). Дискуссионным является и вопрос о субъекте акта незаконного вмешательства (может ли быть привлечено к юридической ответственности за совершение акта незаконного вмешательства юридическое лицо?).

При этом акцент, который законодатель делает исключительно на террористическом акте применительно к содержанию акта незаконного вмешательства вряд ли обоснован.

В Особенной части УК РФ закреплено немало норм, предусматривающих ответственность за преступления и выступающих формами акта незаконного вмешательства (например, ст. 211 «Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава»; ст. 215 «Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики»; ст. 215.2 «Приведение в негодность объектов жизнеобеспечения»; ст. 215.3 «Приведение в негодность нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов»; ст. 220 «Незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами»).

Соотнесение понятия «акт незаконного вмешательства» с иными устоявшимися в правовом лексиконе терминами не всегда однозначно. В то же время предупреждение актов незаконного вмешательства входит в ряд важнейших направлений оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел на транспорте (ОВДТ). Решают эту задачу Минтранс России, Ространснадзор, Росжелдор, Росморречфлот и другие органы государственной власти совместно с хозяйствующими субъектами (ОАО «РЖД», администрации аэропортов, службы авиационной безопасности, ведомственная охрана железнодорожного транспорта и др.). В их официальные документы термин «акт незаконного вмешательства» органично вошел как наиболее удачное определение характерных противоправных деяний, совершаемых на данных объектах хозяйственной деятельности.

Развитие технологий и появление новых категорий высокорисковых объектов дают основание предполагать дальнейшее расширение вариантов использования в правовых источниках понятия «акт незаконного вмешательства».

Список литературы

1. Воздушный кодекс Российской Федерации.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Уголовный Кодекс Российской Федерации.

4. О транспортной безопасности: Федеральный закон РФ от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 7. Ст. 837.

5. О безопасности: Федеральный закон РФ от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.

6. О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса: Федеральный закон РФ от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4604.

О морских портах в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 46. Ст. 5557. О безопасности: Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 (утратил силу) // ВСНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 769.

Дмитриев С.А. К вопросу о понятии «акт незаконного вмешательства в законодательстве

о транспортной безопасности» // Транспортное право. 2009. № 1.

10. Проценко С.В. Влияние психофизиологических и возрастных особенностей субъекта на деятельность, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности // Юридическая психология. 2009. № 4.

E-mail: nazarkin.mikhail@rambler.ru

В.Р. СЕМЕНОВ,

адъюнкт* кафедры уголовного права, криминологии и психологии (Орловский юридический институт МВД России)

Уголовная ответственность за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, по Уголовному кодексу Российской Федерации 1996 г. и Уголовному кодексу Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1960 г.: сравнительный аспект

В статье изложено ретроспективное сравнительное исследование особенностей уголовной ответственности участников дорожного движения, не осуществляющих управление механическими транспортными средствами.

Транспорт, правила безопасности движения, правила эксплуатации транспортных средств, безопасная работа транспорта, пешеход, пассажир, участники движения.

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения привлекает особое внимание и ученых, и практиков. Соблюдение установленных правил всеми участниками движения, оказывающимися в сфере действия системы «транспорт-дорога-человек», является непременным условием безопасного функционирования транспорта в целом .

Изучение следственной практики по делам о дорожно-транспортных преступлениях прямо свидетельствует о том, что их причиной часто является противоправное поведение

Ранее — главный инспектор штаба УВД по Оренбургской области.

пешеходов, пассажиров и иных участников дорожного движения, не осуществляющих управление механическими транспортными средствами. Так, по данным ГИАЦ МВД России за 2010 г., по фактам нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ), было возбуждено 197 уголовных дел, по которым выявлены и привлечены к уголовной ответственности 161 человек.

По оценкам Л.В. Гридасовой, с нарушениями Правил дорожного движения пешеходами связано практически каждое третье дорожно-транспортное происшествие . Ранее В. И. Жулев приводил данные о том, что удельный вес количества пешеходов среди лиц, пострадавших от дорожно-транспортных преступлений, колеблется в пределах 35 % от общего их числа, причем три четверти из них сами виновны в причинении им вреда .

Действующее уголовное законодательство нормой, закрепленной в ст. 268 УК РФ, устанавливает ответственность пассажира, пешехода или другого участника дорожного движения (кроме лиц, указанных в ст. 263, 264 УК РФ) за нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных

Причины совершения актов незаконного вмешательства в деятельность ГА

Расчет коэффициента пульсации.

Коэффициент пульсации освещенности рассчитывается по формуле:

,

где Еmахи Еmin — максимальное и минимальное значения освещенности за период её колебания, лк; Еср — среднее значение освещенности за этот же период, лк.

Слово «террор» в переводе с латинского означает «ужас». Терроризм – расчетливое использование угрозы применения насилия с целью достижения политических, экономических, идеологических и религиозных целей. Проблема терроризма на сегодняшний день уже давно перешла в ряд глобальных вопросов.

Исследование вопросов, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность ГА, показывает, что воздушное судно оказывается наиболее уязвимым во время полёта по маршруту или в ситуации аварийной посадки на не подготовленную с точки зрения авиационной безопасности территорию.

Причинами захвата воздушного судна (ВС) являются:

· значительная ценность ВС, легко поступиться которой владелец не может;

· в случае катастрофы гибель большого количества людей создается, большой общественный резонанс, террорист остаётся анонимным;

· возможность использования ВС как:

— объект посягательства путём повреждения или уничтожения, также путём захвата с заложниками;

— средство доставки взрывного заряда;

— орудийное средство.

· при использовании минимальных сил и средств, получение популярности и достижения своих целей.

Статистика совершения АНВ на объектах воздушного транспорта России

Виды АНВ По годам УК РФ
1970–1989 1990–2000 2001- 2010 №ст. мера наказания
Взрыв ВС/объектов ГА
Захват/угон ВС
Попытка захвата/угона ВС
Диверсия/попытка диверсии
Нападения
Угрозы в адрес ГА
Блокирование ВС и объектов ГА
Несанкционированное проникновение в ВС и на объекты ГА
Другие АНВ (инциденты)
ВСЕГО:

В гражданской авиации России постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 897 была организована система авиационной безопасности, которая в соответствии с международными стандартами и рекомендациями (Приложение 17 к Чикагской конвенции) функционирует по ряду направлений, основными из которых являются:

· предотвращение доставки на борт воздушных судов авиапассажирами (в их ручной клади и багаже) или другими лицами оружия, взрывных устройств, взрывчатых веществ, легковоспламеняющихся жидкостей и других опасных предметов, которые могут быть использованы для захвата воздушного судна, совершения террористических актов, создания угрозы жизни пассажиров и членов экипажа;

· усиление охраны и защиты объектов от террористических актов (организация охраны воздушных судов и объектов воздушного транспорта);

· оборудование воздушных судов системами защиты от несанкционированного проникновения в кабину пилотов и вмешательства в действия экипажа;

· оснащение аэропортов и авиапредприятий гражданской авиации техническими средствами обеспечения авиационной безопасности;

· введение дополнительных мер по обеспечению устойчивой деятельности воздушного транспорта при поступлении информации о возможных терактах.

В соответствии с классификацией ИКАО акт незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность гражданской авиации это — акт:

а) насилия в отношении лица, находящегося на борту воздушного судна в полете, если такой акт может угрожать безопасности этого воздушного судна;

б) разрушения воздушного судна, находящегося в эксплуатации, или причинения этому воздушному судну повреждения, которое выводит его из строя или может угрожать его безопасности в полете;

в) помещения или совершения действий, приводящих к помещению, на воздушное судно, находящееся в эксплуатации, каким бы то ни было способом устройства или вещества, которое может разрушить такое воздушное судно или причинить ему повреждение, которое выводит его из строя или причинить ему повреждение, которое может угрожать его безопасности в полете;

г) разрушения или повреждения аэронавигационного оборудования или вмешательства в его эксплуатацию, если любой такой акт может угрожать безопасности воздушного судна в полете;

д) сообщения заведомо ложных сведений, создающих угрозу безопасности воздушного судна в полете; или

е) незаконного и преднамеренного использования любого устройства, вещества или оружия:

— для совершения акта насилия в отношении лица (лиц) в аэропорту, на борту воздушного судна, который причиняет или может причинить вред здоровью или смерть;

— для разрушения или серьезного повреждения оборудования и сооружений аэропорта, воздушного судна, для нарушения работы служб аэропорта.

ж) любой другой акт, который угрожает или может угрожать безопасности в этом аэропорту.