Административный арест диссертация

Процессуальные проблемы применения административного задержания в административном праве

Законодательство о задержании по подозрению в совершении правонарушения и практика его применения заключают в себе многолетнюю острейшую проблему Безлепкин Б.Т. Краткое пособие для следователя и дознавателя. Москва: Проспект, 2011. 288 с..

Основания для нарушения прав личности при осуществлении административного задержания были заложены законодателем в блоке статей (27.3 — 27.5 КоАП России), в которых он регламентировал порядок применения административного задержания. Статьи 27.4 и 27.5 КоАП России в отдельных пунктах нуждаются в дополнении и уточнении.

Неудачно, по нашему мнению, сформулировано словосочетание в первом пункте ст. 27.3 Кодекса, определяющее, что административное задержание «…может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административных правонарушениях, исполнения постановления по делу об административных правонарушениях». Достаточно сравнить его с основаниями задержания подозреваемых в совершении преступлений, где все изложено предельно четко и ясно. Выражение в «исключительных случаях», по нашему мнению, никакой смысловой нагрузки не несет. Ведь выражение «исключительный случай» обозначает «являющийся исключением, не распространяющийся на всех» или «небывалый, необыкновенный» Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Издательство «Русский язык», 1981. С. 225., а между тем ежегодно этой административно-процессуальной мере у нас в стране подвергаются примерно 1,5-2 млн. человек Решетник Ю.Ф. Обстоятельства, способствующие нарушению законности при применении административного задержания // Административное право и процесс. 2011. №10. С. 50-53.. И потом с точки зрения элементарной логики следовало бы ожидать от законодателя хоть какого-то перечня этих исключительных случаев.

Должностным лицам, которые применяют эту меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, приходится принимать решение об этом на свой страх и риск. И при этом у них отсутствует какая-либо возможность уяснить: произведено административное задержание в «исключительном случае» или нет.

Как показало ознакомление с практикой привлечения к административной ответственности в ОВД г. Москвы, Московской и Нижегородской областей, во многих случаях должностными лицами этих ОВД (в основном это участковые уполномоченные милиции) административное задержание осуществлялось без особой необходимости. Естественно, это дает основания сомневаться в законности применения данной административно-процессуальной меры. Интерактивный опрос участковых уполномоченных милиции (всего 304 человека) показал: они запомнили и уяснили себе о применении административного задержания лишь то, что его срок не должен превышать трех часов. Все остальные нюансы осуществления этой административно-процессуальной меры для них, как, впрочем, и для их руководителей, остались невыясненными.

Нет ответов и на следующие вопросы:

1) по каким критериям и кто должен определять, когда административное задержание необходимо осуществлять «в исключительных случаях» и когда их нет;

2) если будет доказано, что физическое лицо подвергли временному лишению свободы не «в исключительном случае», будет ли считаться правомерным само привлечение его к административной ответственности?

Следует признать, что ни на один из этих вопросов нет ответов ни в самом Кодексе РФ об административных правонарушениях, ни в многочисленных комментариях к нему, ни в иных научных исследованиях, посвященных вопросам административно-юрисдикционной деятельности.

Также трудно, по нашему мнению, осмыслить связь между необходимостью осуществить трехчасовое административное задержание и исполнением вынесенного постановления по делу об административном правонарушении. Ведь по общему правилу в соответствии со ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после того, как истечет срок, установленный для обжалования по делу об административном правонарушении, в том случае когда постановление не было лицом обжаловано или опротестовано;

2) после того, как истечет срок, установленный для обжалования решения по протесту, жалобе, если данное решение не было опротестовано или обжаловано, кроме случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по протесту, жалобе, кроме случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Законодатель в данном случае не выполнил первое и элементарное требование к нормативно-правовому акту, которое, по словам А.П. Коренева, заключается в том, чтобы «…акт был понятен, чтобы так или иначе при решении вопроса доходчивости содержания статей закона исходили из того, для кого он пишется и кем он будет применяться» Коренев А.П. Кодификация административного права и правила законодательной техники // Актуальные проблемы кодификации административно-деликтного законодательства: Сб-к науч. трудов. М.: Академия налоговой полиции ФСНП России, 2002. С. 46..

В п. 1 ч. 1 ст. 27.3 Кодекса имеется пробел, который также может привести к необоснованному административному задержанию. Речь идет о ситуации, когда сотрудникам полиции дано право проводить административное задержание при выявлении любого административного правонарушения в случае обращения к ним должностных лиц государственных органов, которые уполномочены составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях. Законодатель не оговорил форму и содержание этого обращения. Если исполнять данное положение, то сотрудник полиции обязан при обращении (в том числе и устном) к нему любого иного должностного лица доставлять в отдел и помещать на три часа гражданина, совершившего любое административное правонарушение, не вдаваясь в сущность совершенного им и не интересуясь мотивами применения этой меры.

Не исключено, что в одном из этих случаев при рассмотрении жалобы судья или вышестоящее должностное лицо признает данное административное задержание незаконным. У должностного лица органа внутренних дел (полиции) могут потребовать возмещения вреда в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, например, если эта просьба высказана: в устной форме, а то «иное должностное лицо» отказалось от своего обращения или не имело полномочий составлять протоколы по данному правонарушению.

Часть 1 ст. 27.3 КоАП РФ содержит запутанное и невнятное определение сущности и мотивов административного задержания и нуждается в уточнении, которые позволили бы устранить проблемы, имеющие место при осуществлении административного задержания сотрудниками полиции и усовершенствовать правовое регулирование процедуры задержания.

Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляются военная комендатура или воинская часть, в которой военнослужащий проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ, — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу (ч. 4.1 ст. 27.3 КоАП РФ).

Закон о полиции, не предусматривая задержание военнослужащих, совершивших административные правонарушения, противоречит КоАП РФ. Статья 27.3 КоАП РФ допускает административное задержание военнослужащих уполномоченными на то должностными лицами, в том числе и должностными лицами полиции.

Согласно ч. 4.1 ст. 27.3 КоАП РФ об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы).

Чтобы правоприменителю не приходилось выбирать, каким законом следует руководствоваться — Законом о полиции или КоАП РФ, целесообразно, на наш взгляд, и в Законе о полиции предусмотреть процедуру задержания военнослужащих, совершивших административные правонарушения Хорьков В.Н. Актуальные вопросы административного задержания в связи с вступлением в силу Федерального закона «О полиции» // Современное право. 2011. №11. С. 23-25..

Достоинством Закона о полиции, несомненно, является закрепление прав задержанного лица. Однако в соответствии с ч. 4 ст. 5 сотрудник полиции, применяя меры, ограничивающие права и свободу гражданина (в том числе административное задержание), обязан разъяснить не только причину и основания задержания, но и возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

К сожалению, законодатель, закрепив в Законе о полиции права задержанных лиц, по непонятным причинам не предусмотрел обязанности задержанных лиц, что, безусловно, является пробелом.

Тщательный анализ КоАП РФ позволяет, на наш взгляд, выявить лишь одно из прав задержанного лица, а именно право на уведомление в кратчайший срок о своем задержании родственников, администрации по месту работы (учебы), а также защитника (ч. 3 ст. 27.3).

Другие права, а тем более обязанности лиц, подвергнутых административному задержанию, в КоАП РФ не оговариваются, что свидетельствует о необходимости четкого закрепления в КоАП РФ прав и обязанностей задержанных лиц.

Для начала целесообразно в КоАП РФ зафиксировать хотя бы те права задержанных лиц, которые закреплены в Законе о полиции: на юридическую помощь, на услуги переводчика, на отказ от дачи объяснения.

Совершенно очевидно, что и в КоАП РФ, и в Законе о полиции должны быть закреплены не только права, но и обязанности задержанных лиц, например: выполнять законные распоряжения уполномоченных должностных лиц; соблюдать режим содержания, установленный для лиц, подвергнутых административному задержанию; бережно относиться к имуществу специального помещения или специального учреждения, в которых содержатся задержанные лица.

Административный арест как мера административного наказания тема диссертации и автореферата по ВАК 12.00.14, кандидат юридических наук Васильев, Владимир Николаевич

1. Конституция Российской Федерации М., 1993.

2. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) //Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1978. вып. XXXII. С. 44.

3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) //Бюллетень международных договоров. 2001. N 3.

4. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (утв. на 76-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1988 г.) //Советская юстиция. 1992. N 6.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изм. от 30 декабря 2004 г.) //Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (часть I). Ст. 1; 2005. N 1. Ст. 40.

6. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-Ф3 (с изм. от 28 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 2954;; 2005. N 1 (ч.1). Ст.13.

7. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2002. N 46. Ст. 4532.

8. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г. //Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1984. N 27. Ст. 909.

9. Кодекс Республики Беларусь об административных нарушениях: принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г.: Одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003 г. Мн.: ООО «Амалфея», 2003.

10. Кодекс Республики Казахстан № 155-II ЗРК от 30 января 2001 г. «Об административных правонарушениях»// www.pavlodar.com.

11. Кодекс Украины об административных правонарушениях (07.12.1984) / Редакция от 17.06.2004/ // http://www.nau.lciev.ua/

12. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N З-ФКЗ. «О чрезвычайном положении» (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г.) //Собрание законодательства РФ. 2001 . N 23. Ст.2277; 2003. N 27. Ст.2697.

13. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1. «О милиции» (в ред. от 20 июля 2004 г.) // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР 1991. N 16. Ст. 503; СЗ РФ. 2004. N30. Ст. 3087.

14. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 (с изм. от 30 июня 2003 г.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1318.

15. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г.) //Собрание законодательства РФ. 1995. N 29. Ст. 2759; 2004. N35. Ст. 3607.

16. Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ. О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации //Собрание законодательства РФ. 1996. N25. Ст. 2955.

17. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 44-ФЗ О ратификации Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и Протоколов к ней» //Бюллетень международных договоров. 1998. N 5.

18. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащего» // Собрание законодательства РФ. 1998. N 22. Ст. 2331.

19. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 118-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. 2004. N 34. Ст. 3533.

20. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 833 «Об установлении минимальных норм питания и материальнобытового обеспечения осужденных к лишению свободы» // Собрание законодательства РФ. 1997. N 28. Ст.3447.

21. Постановление Правительства Российской федерации от 2 октября 2002 г. N 726 «Об утверждении Положения о порядке отбывания административного ареста» // Собрание законодательства РФ. 2002. N 40. Ст. 3937.

22. Постановление Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // «Российская газета» от 19 апреля 2005 г. N 80

23. Письмо Президента РФ от 22 декабря 2000 г. N Пр-2489 //»Российская газета» от 22 декабря 2000 г. N 75.

24. Правила внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке (утв. приказом МВД РФ от 6 июня 2000 г. N 605дсп) //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 32.

25. Приказ МВД России от 09.04.1993 N 170 Положение о комнатах для задержанных в административном порядке (Минюст N 233 22.04.1993) // Сборник нормативных актов МВД России. М.: СПАРК, 1996.

26. Агапов А. Б. Административная ответственность: учебник. М., 2G00.

27. Агапов А. Б. Административное право: учебник. М,: 2004.

28. Агапов А. Б. Федеральное административное право России: курс лекций. М., 1997.

29. Административное право зарубежных стран /под ред. А.Н. Козырина. М.:СПАРК, 1996.

30. Административное право России: учебник: В 3 ч. Ч. III. Административная юрисдикция /под ред. А. П. Коренева, В. Я. Кикотя. М., 2002.

31. Административное право. СПб.: «Питер», 2004.

32. Административное право: учебник для ВУЗов /под ред. В. Я. Кикотя. М., 2003. 320 с.

33. Административная ответственность в СССР./ Под ред. Манохина В.М. АдушкинаЮ.С. Саратов. 1991.

34. Алехин А. П. Административная ответственность за правонарушения на транспорте. М., 1967.

35. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 2000.

36. Алимов X. Р. Совершенствование административного законодательства в Республике Узбекистан в условиях перехода к рыночной экономике //Государство и право. 2000. № 2.

37. Андреев А. И. Обеспечение прав человека при наложении административных наказаний // Российский следователь. 2003. № 12.

38. Андрианова Ю. А. Административная юрисдикция мировых судей в Российской Федерации: дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2004.

39. Анисимов Валерий Филиппович Проблема классификации административных проступков: автореф. дис.канд. юрид. наук. Тюмень, 1999.

40. Анисимов П. В. Административная ответственность в Российской Федерации. М., 2002.

41. Бахрах Д. Н. Административная ответственность: учеб. пособие. М., 1999. С. 39.

42. Бахрах Д. Н. Административное право: учебник: часть общая. М., 1993.

43. Бахрах Д. Н. Советское законодательство об административной ответственности: учеб. пособие. Пермь, 1969.

44. Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР. М., 1989.

45. Бахрах Д.Н., Ренов Э.Н. Производство по делам об административных правонарушениях. М., 1989.

46. Бекетов О. И. О концепции полицейского надзора и ее прикладном значении // Актуальные проблемы борьбы с преступностыю в Сибирском регионе: сборник материалов международной научно-практической конференции. Чисть 2. Красноярск, 2003.

47. Вельский К. С. Административная ответственность: генезис, основные признаки, структура // Государство и право. 1999. № 12.

48. Борисенко В. Дисциплинарный арест военнослужащих //Российская юстиция. 2001. N4.

49. Борисенко В. Необходим закон о дисциплинарном аресте военнослужащих //Российская юстиция. 2003. N 6.

50. Братчикова Н.В. Административный арест и дисквалификация: основания, условия и порядок применения //Адвокат. 2003. N 4.

51. Бровко Н. В. Смоленский М. Б. Соколова Ю. А. Административное право: учебник для студ. вузов. М.: Ростов н/Д., 2003.

52. Веремеенко И. И. Административно-правовые санкции: автореф. дис.канд. юрид. наук. М., 1970.

53. Веремеенко И.И. Административно-правовые санкции. М., 1975.

54. Вилесова О.П., Казакова А.В. Оценка арестованного имущества //Финансовые и бухгалтерские консультации. 2001. N 3.

55. Всеволодов С., Ф. Багаутдинов Смешение терминов затрудняет правоприменение //Российская юстиция. 2002. N11.

56. Вырастайкин В. Мелкое хищение — не мелочь //Российская юстиция. 2000. № 7.

57. Галаган И.А. Административная ответственность в СССР: процессуальное регулирование. М., 1983.

58. Гармаш А. М. Доставление правонарушителей в дежурную часть как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях //Вопросы совершенствования деятельности милиции общественной безопасности: сборник № 10. М., 2003.

59. Горшкова С.А. Европейская защита прав человека и реформирование российской судебной правовой системы //Журнал российского права. 2002. N7.

60. Денисенко В. В., Позднышов А. Н., Михайлов А. А. Административная юрисдикция органов внутренних дел: учебник. М., 2002.

61. Дугенец А. С. Административно-юрисдикционный процесс: монография. М.: ВНИИ МВД России, 2003.

62. Дугенец А.С. Административный арест //Российский следователь. 2004. №2.

63. Дугенец А.С. Некоторые проблемы участия адвоката в административно-юрисдикционном процессе //Адвокатская практика. 2002. № 1.

64. Дугенец А.С. Правовые проблемы процессуальных сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях //Арбитражный и гражданский процесс. 2002. № 1.

65. Дугенец А.С. Процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях. М., 2002.

66. Дугенец А.С. Процессуальный порядок привлечения к административной ответственности: учеб. пособие. М., 2002.

67. Дядькин О. Н. Правовой статус лица, привлекаемого к административной ответственности: дис.канд. юрид.наук. М., 2001.

68. Егорова О.В. Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, и гражданское судопроизводство //Журнал российского права. 2001. N 5.

69. Елистратов А.И. Административное право. М.: Типография И.Д. Сытина, 1911.83.3банацкий О. Об административных противоречиях //ЭЖ-ЮРИСТ. 2004. N 13.84.3релов А.Назначение административного наказания //Финансовая газета. Региональный выпуск. 2003. N 19.

70. Зырянов С. М. Регулирование порядка возбуждения дела об административном правонарушении нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях //Вопросы совершенствования деятельности милиции общественной безопасности: сборник № 10. М., 2003.

71. Иванов В.А. Административно-правовые гарантии неприкосновенности личности: автореф. дис. канд.юрид.наук. М., 1971.

72. Игнатенко В. В. Законодательная регламентация ответственности за административные правонарушения: проблемы совершенствования Общей части Кодекса об административных правонарушениях. Иркутск, 1998.

73. Калинина JI.A. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях /под ред. Ю.М.Козлова. М.: Юристъ, 2002.

74. Килясханов И.Ш. Проблемы обеспечения прав и свобод граждан в сфере административной деятельности милиции: дис.д-ра. юрид. наук. М.: Академия МВД России, 1997.

75. Кисин В.Р. Меры административно-процессуального принуждения, применяемые милицией. М., 1987.

76. Князев С.Д. Административно-правовой статус российских граждан: конституционно-правовые основы реформирования //Журнал российского права. 2004. N 2.

77. Коваль JI.B. Административно-деликтное отношение. Киев, 1979.

78. Кожевников О. А. Юридическая ответственность в системе права. Тольятти, 2003.

79. Козлов Ю. М. Советское административное право: пособие для слушателей. М., 1984.

80. Козочкин И.Д. Цели наказания и их реализация в правоприменительной практике США //Проблемы наказания по законодательству России и зарубежных стран: материалы межвуз. конф. М., 1999.

81. Колесниченко Ю. Ю. Административная ответственность юридических лиц: понятие и признаки: сб. статей. М., 1999. Вып. 5.

82. Кол околов Н. А. Права и свободы //ЭЖ-ЮРИСТ». 2004. N 30.

83. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / под общ ред. А. А. Николаева: в 2 т. М., 2003. Т. 1.

84. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях /под общ. ред. Э. И. Ренова. М., 2002.

85. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях /под ред. Ю.М.Козлова. М.: Юристъ, 2002.

86. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях /под ред. В. В. Черникова и Ю. П. Соловья. М., 2002.

87. Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях /под ред. И. И. Веремеенко, Н. Г. Салшцевой, М. С. Студеникиной. М., 1997.

88. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) /под общей ред. В.И.Радченко. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2004.

89. Комментарий к Федеральному закону «Об альтернативной гражданской службе». Серия «Право в Вооруженных Силах, консультант». М.: «За права военнослужащих», 2003. Вып.ЗЗ.

90. Комочков А.А. Административная ответственность в области оборота наркотических средств и психотропных веществ //Законодательство. 2004. N2.

91. Конин Н. М. Российское административное право: общая часть. Саратов. 2000.

92. Конин Н. М. Административное право Российской Федерации: Учебно-методический комплекс. М.: Норма. 2005.

93. Конин Н. М. Административное право России. Общ. и Особ, часть: Курс лекций. М., Юрист., 2004.

94. Кононов П.И., Машаров И.М. К вопросу о правовых формах административной деятельности //Журнал российского права. 2004. N 5.

95. Кононов П.И. Современное состояние и вопросы кодификации административно-процессуального законодательства //Журнал российского права. 2001. N 7.

96. Ш.Коренев А. П. Нормы административного права и их применение. М., 1978.

97. Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Комментарий к Федеральному закону «О статусе военнослужащих» М.: «За права военнослужащих», 2002.

98. ПЗ.Лайтман В.И. Процедурно-процессуальная форма в деятельности общественных организаций СССР: Автореф. дис. канд. юрид, наук. -Харьков, 1982.

99. Ламонов Е. В. Деятельность судьи районного (городского) суда в производстве по делам об административных правонарушениях: монография /Е. В. Ламонов; Мичуринский городской суд Тамбовской области. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос.ун-та, 2002.

100. Ламонов Е. Постановление судьи об административном аресте должно исполняться с момента его вступления в законную силу //Российская юстиция. 2003. № 3.

101. Ламонов Е. Протокол рассмотрения судьей дела об административном правонарушении //Российская юстиция. 2002. N 10.

102. Левченко О. В. Проблемы доказывания по делам об администратиных правонарушениях //Правовая политика и правовая жизнь. 2003. N 2.

103. Лозовская С.О., Пекарева Ю.В. Наложение ареста на имущество организации //Главбух. 2000. N 16.

104. Ломакина В.Ф. Новый кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях //Гражданин и право. 2002. N 2.

105. Лория В.А. Проблемы кодификации советского административно-процессуального права: автореф. дис. д-ра юрид. наук. Киев, 1976.

106. Лукаш Ю.А. Все об административных правонарушениях:, порядок и практика применения КоАП РФ. М.: Книжный мир, 2003. (Серия «Профессиональный справочник юриста»),

107. Маковик Р. С., Бессараб Н. Меры административного принуждения, связанные с изоляцией личности //Государственная власть и местное самоуправление. 2003. № 2.

108. Максимов И. В. Административные наказания: понятие, правовое содержание и их система /под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. Н. М. Конина. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003.

109. Максимов И. В. Система административных наказаний по законодательству Российской Федерации /под ред. Н.М. Конина. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2004.

110. Максимов И. В., Рамалданов М.Д., Административный арест как вид административного наказания //Правовая политика и правовая жизнь. 2003. № 2

111. Максимов И. В. Административные наказания в системе мер административоного принуждения (концептуальные проблемы): автореф. Дис.д-ра юрид. Наук. СГАП. Саратов, 2004.

112. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право. М., 1996.

113. Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учебное пособие. Саратов: СГАП, 2000.

114. Масленников М. Полномочия судьи районного суда при рассмотрении дел об административных правонарушениях //Российская юстиция. 2002. N9.

115. Масленников М.Я. Административно-юрисдикционный процесс. Воронеж, 1990.

116. Масленников М.Я. Порядок применения административных взысканий М., 1998.

117. Масленников М.Я. Применение административных взысканий: учебное пособие. Калинин, 1986.

118. Мельников В.А. Производство по делам об административных правонарушениях. М. 1999.

119. Минашкин А.В. О совершенствовании административного и административного процессуального законодательства в Украине //Журнал российского права.2001. N 5.

120. Митяева Н.Е. Вопросы совершенствования законодательства об исполнительном производстве по делам об административных правонарушениях //Актуальные проблемы работы органов внутренних дел:сборник. М., 2000.

121. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1995.

122. Павлов И. Арест имущества по делам об уклонении от уплаты налогов с организаций // Законность. 1999. № 6.

123. Павлова Е. С. Применение судьей мер административного взыскания. М., 1987.

124. Пехтерев А. Ф. Административное принуждение в деятельности правоохранительных органов России. //Современное право. 2003. № 11.

125. Пехтерев А. Ф. Меры административного наказания, применяемые в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности. // Современное право. 2004. № 2.

126. Поддубный А.О Административно-деликтные иммунитеты //Журнал российского права. 2003. N 6.

127. Поддубный А.О. К вопросу о понятии административного задержания // Юридический мир. 2002. № 5.

128. Поддубный А. О. Особые условия применения административного задержания в производстве по делам об административных правонарушениях:: автореферат дис. .канд. юрид. наук. Саратов, 2003. С. 17.

129. Попов Л.Л. Убеждение и принуждение в административной деятельности советской милиции. М., 1965.

130. Правовые аспекты применения ареста к военнослужащим //Право в Вооруженных Силах.2004. N 3.

131. Производство по административным правонарушениям: учеб. пособие /отв. ред. Д. Н. Бахрах. Свердловск, 1980.

132. Российский Б.В. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Закон и право.2002. №12.

133. Рубан Н. Административный арест имущества //Законность. 1997. №7.

134. Савин В.Н. О некоторых проблемах законодательного регулирования административной ответственности в субъекте Российской Федерации //Гражданин и право. 2000. N 2.

135. Салищева Н.Г. Административное судопроизводство требует кодификации//»ЭЖ-ЮРИСТ». 2003. N 12.

136. Салищева Н.Г. КоАП: путь к совершенству //»ЭЖ-ЮРИСТ». 2004. N 28.

137. Сборник «Европейский Суд по правам человека. Избранные решения»: В 2 т. М., 2000.

138. Сергун П. П. Охрана прав и свобод личности в производстве по делам об административных правонарушениях: автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 1987.

139. Смирнов А. В. Административная ответственность за нарушения налогового законодательства. М., 1995.

140. Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Закону Российской Федерации «О милиции». Изд.2-е, перераб.и доп. М., 2001.

141. Сорокин В. Д. Административно-процессуальное право: учебник. СПб., 2004.

142. Сорокин В. Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс (макроуровень). СПб., 2003.

143. Стахов А.Виды административного принуждения //Российская юстиция. 2001. N9.

144. Студеникина А. С. Основные новеллы Кодекса РФ об административных правонарушениях // Закон. 2002. № 7.

145. Стуканов А. Практика подсказывает // Законность. 2000. № 7.

146. Телегин А.С. Расследование административных правонарушений: автореф. дис. канд. юрид. наук. Свердловск, 1984.

147. Теория государства и права: учебник/под ред.М. Н. Марченко. Изд. 3-е, расш. и доп. М., 2000.

148. Тихомиров С. Дисциплинарный арест военнослужащего возможен лишь по решению суда //Российская юстиция. 2002. N 12.

149. Трунова Л. Домашний арест как мера пресечения //Российская юстиция. 2002. N 11.

150. Турусов А. А. Осторожно: КоАП защищайтесь! Ростов-н-Дону, 1999.

151. Хазанов С. Д. Общая характеристика стадии пересмотра в производстве по делам об административных правонарушениях //Журнал российского права. 2004. N 10.

152. Хаманева Н.Ю. Новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: новое в законодательстве //Гражданин и право. 2002. N 9/10.

153. Хаманева Н.Ю. Нужна ли реформа исполнительной власти? //Гражданин и право. 2002. N 1.

154. Хаманева Н.Ю. Право граждан на подачу обращений //Гражданин и право.2000. N 1.

155. Хаманева Н.Ю. Реформа судебной власти: нужны ли административные суды в России? //Гражданин и право. 2001. N 5.

156. Хаманева Н.Ю. Судебный контроль за реализацией прав граждан в сфере государственного управления в Российской Федерации //Гражданин и право. 2000. N 2.

157. Хаманева Н.Ю. Теоретические проблемы административно-правового спора//Государство и право. 1998. № 12.

158. Ходжейса В. Арест за 50 рублей //Саратов СП от 21 декабря 2004 г. N262 (1213).

159. Хохлов Д. Протокол как источник доказательств //»ЭЖ-ЮРИСТ». 2004. N28.

160. Цепкое С.В. Административные правонарушения и их особенности в сфере охраны общественного порядка. М., 1987.

161. Чернов Ю. И. Соотношение уголовного судопроизводства с процессуальной формой административной ответственности: дис.канд. юрид. наук. Краснодар, 2002.

162. Честнов И.Л. Институт административных правонарушений в системе права: автореф. дис. канд. юрид. наук. СПб., 1994.

163. Чечот Д.М. Неисковые производства. М., 1973.

164. Шергин А. П. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. М., 2002.

165. Шергин А.П. Административная юрисдикция. М., 1979.

166. Якимов А. Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации: монография. М., 1999.

167. Якимов А. Ю. Субъекты административной юрисдикции: (правовой статуей его реализация). Часть III. М., 1996.

168. Якимов А.Ю. Административно-юрисдикционный процесс и административно-юрисдикционное производство // Государство и право. 1999. № 3.

169. Якимов А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации. М.: Проспект, 1999.1821. Ш. Судебная практика

170. Архив Кировского суда г. Саратова, дело №18-21.

171. Архив Ленинского районного суда г. Саратова. Дело № 5/17-1.

172. Архив Ленинского районного суда г. Саратова. Дело № 5/5-5.

173. Архив Ленинского районного суда г. Саратова. Дело № 6-2.

174. Архив Ленинского районного суда г. Саратова. Дело № 5/6 2.

175. Архив Фрунзенского районного суда г. Саратова. Дело № 5-56/04.

176. Архив. Судебный участок № 2 Кировского района г. Саратова. Дело № 5-7 / 2005.

177. Архив. Судебный участок № 2 Фрунзенского района г. Саратова. Дело № 5-99/03

178. Архив. Судебный участок № 2 Фрунзенского района г. Саратова. Дело № 5-97/03

179. Архив. Судебный участок № 4 Заводского района г. Саратова. Дело № 5-25 / 2004.

180. Архив. Судебный участок № 4 Заводского района г. Саратова. Дело № 5-2 / 2004.

181. Архив. Судебный участок № 7 Заводского района г. Саратова. Дело № 5-33 / 2005.

182. Архив. Судебный участок № 7 Заводского района г. Саратова. Дело № 5-17/2005.

183. Архив. Судебный участок № 7 Кировского района г. Саратова. Дело № 5-21 /2005.

184. Архив. Судебный участок № 8 Заводского района г. Саратова. Дело № 5-2 / 2005.

185. Архив. Судебный участок № 8 Заводского района г. Саратова. Дело № 5-12 / 2005.

186. Архив. Судебный участок № 9 Заводского района г. Саратова. Дело № 5-8/2005.

187. Архив. Судебный участок № 9 Заводского района г. Саратова. Дело № 4-5 / 2004.