Административное дело

Общее понятие и виды административных процедур. Административные процедуры как элементы административного процесса

Общее понятие и виды административных процедур. Административные процедуры как элементы административного процесса

Административная процедура — это нормативно установленный последовательный порядок реализации административно-властных полномочий, направленный на разрешение индивидуального административного дела, или выполнение управленческой функции. Под индивидуальным административным делом понимается возникающий в сфере гос.управления вопрос, связанный с применением адм.норм, и требующий в целях его разрешения оперативно-исполнительных действий полномочных органов и должностных лиц публичной администрации.

А.П-(общего права) установленные актами законодательства регламентные нормы, определяющие основания порядок, условия, последовательность, рассмотрение и разрешение административных дел, а также обжалования и пересмотре решений по административным делам

Значение административных процедур:

1. уменьшают риск отклонения от цели правоотношения. Если целью правоотношения является установить право на ношение огнестрельного оружия – требуют только то, что необходимо для установления этого права

2. административные процедуры снижают степень усмотрения. Решение должно быть принято в течение 30 дней, т.е. нет возможности рассматривать дело столько, сколько ему хочется.

3. обеспечивают административные процедуры для более эффективного контроля за деятельностью публичной администрации (публичной власти; органов власти), причем как контроля внутреннего, так и внешнего – со стороны судебной системы, или институтов защиты прав гражд.общества.

4. создают единообразие в правоприменительной практике. Единый алгоритм обеспечивают ситуацию, при которой схожие дела разрешаются примерно одинаковым образом.

5. обеспечивают гласность правоотношения. Все участники от служащего до гр-на и организации знают все этапы и функционирование публичной администрации.

Виды процедур

1-Организационный АП: *распорядок работы, распределений обязанностей, принятие регламентов взаимоотношений. 2-Принятие правовых актов и устных решений 3-АП обеспечивающие доведение до заявителя информации 4-АП направленные на решение функциональных задач 5-АП которые реализуются на основании делегируемых полномочий 6-Ап направление на совершение Ю.значимых действий (предоставление лицензии) 7-Кординационные процедуры 8-АП контроля 9-АП реализуемые в рамках целевых программ 10-АП по рассмотрению обращений граждан 11-Ап по рассмотрению предложений общественных объединений 12-Ап направленные на разрешение разногласий и споров 13-Ап применяемые в случаях техногенной катастрофы либо ЧП. 14-Сопряженные с реорганизации и упразднением организации 15- Международные и смешанные процедуры (носят как характер на территории РФ так и международной территории.


Действие административного регламента

ПО кругу лиц распространяются не только на ПА, но и на частных лиц. Т.е. административные регламенты – это внешне аппаратные нормы => частные лица вправе на них ссылаться. Суды при разрешении споров применяют административные регламенты для проверки законности деятельности ПА. Нарушили регламент => недействительно. Нарушение административных регламентов является достаточным основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности конкретного ДЛ.

Содержание административных регламентов Количество страниц в одном адм. регламенте – 10-100 страниц. Редко одно ДЛ работает по одному адм. регламенту. Основные компоненты:1. Общие положения, в том числе перечень применимых вышестоящих нормативных актов2. Требования к порядку исполнения гос. функций3. Состав, последовательность и сроки исполнения отдельных процедур и действий 4. порядок и формы контроля за исполнением функций5. порядок внесудебного обжалования действий ПА

Общее понятие и виды административных процедур. Административные процедуры как элементы административного процесса

Административная процедура — это нормативно установленный последовательный порядок реализации административно-властных полномочий, направленный на разрешение индивидуального административного дела, или выполнение управленческой функции. Под индивидуальным административным делом понимается возникающий в сфере гос.управления вопрос, связанный с применением адм.норм, и требующий в целях его разрешения оперативно-исполнительных действий полномочных органов и должностных лиц публичной администрации.


А.П-(общего права) установленные актами законодательства регламентные нормы, определяющие основания порядок, условия, последовательность, рассмотрение и разрешение административных дел, а также обжалования и пересмотре решений по административным делам

Значение административных процедур:

1. уменьшают риск отклонения от цели правоотношения. Если целью правоотношения является установить право на ношение огнестрельного оружия – требуют только то, что необходимо для установления этого права

2. административные процедуры снижают степень усмотрения. Решение должно быть принято в течение 30 дней, т.е. нет возможности рассматривать дело столько, сколько ему хочется.

3. обеспечивают административные процедуры для более эффективного контроля за деятельностью публичной администрации (публичной власти; органов власти), причем как контроля внутреннего, так и внешнего – со стороны судебной системы, или институтов защиты прав гражд.общества.

4. создают единообразие в правоприменительной практике. Единый алгоритм обеспечивают ситуацию, при которой схожие дела разрешаются примерно одинаковым образом.

5. обеспечивают гласность правоотношения. Все участники от служащего до гр-на и организации знают все этапы и функционирование публичной администрации.

Виды процедур

1-Организационный АП: *распорядок работы, распределений обязанностей, принятие регламентов взаимоотношений. 2-Принятие правовых актов и устных решений 3-АП обеспечивающие доведение до заявителя информации 4-АП направленные на решение функциональных задач 5-АП которые реализуются на основании делегируемых полномочий 6-Ап направление на совершение Ю.значимых действий (предоставление лицензии) 7-Кординационные процедуры 8-АП контроля 9-АП реализуемые в рамках целевых программ 10-АП по рассмотрению обращений граждан 11-Ап по рассмотрению предложений общественных объединений 12-Ап направленные на разрешение разногласий и споров 13-Ап применяемые в случаях техногенной катастрофы либо ЧП. 14-Сопряженные с реорганизации и упразднением организации 15- Международные и смешанные процедуры (носят как характер на территории РФ так и международной территории.

Стадия рассмотрения дела

На данной стадии выделяют 3 этапа: подготовительный, рассмотрения дела по существу, вынесения постановления по делу и его оглашение.

При подготовке дела к рассмотрению судья орган должностное лицо выясняют следующие вопросы, имеющие важное юридическое значение: 1) относится ли к компетенции рассмотрения данного дела; 2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьёй, членом коллегиального органа, должностным лицом; 3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; 4) имеются ли ходатайства и отводы; 5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения; 6) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу.

Судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрении которых передано дело об административном правонарушении, не могут рассматривать дело, если между ними и иными участниками производства имеются родственные связи. При наличии указанных обстоятельств, предусмотренных ст. 29.2 КоАП РФ, судья, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны заявить самоотвод. Заявление о самоотводе подаётся председателю соответствующего суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ).При наличии тех же обстоятельств другие участники производства имеют право заявить отвод лицам, рассматривающим дело об административном правонарушении. Заявление об отводе рассматривается судьёй, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело. По результатам рассмотрения заявление о самоотводе или, об отводе указанных лиц выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

При подготовке дела к рассмотрению разрешаются следующие вопросы, по которым в необходимых случаях выносится определение: 1) о назначение времени и места рассмотрения дела; 2) о вызове необходимых для рассмотрения дела лиц, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы; 3) об отложении рассмотрения дела; 4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, составившим протокол, в случае их составления и оформления неправомочными лицами, неправильного составления либо неполноты предоставленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела; 5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, члена коллегиального орган, должностного лица. При наличие обстоятельств, исключающих производство по делу и предусмотренных КоАП РФ, выносится постановление о прекращение производства по делу.

Дело рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведётся производство, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. Дело об административном правонарушении, по которому было проведено расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего такое расследование. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об административных правонарушениях родителей несовершеннолетних и заменяющих их лиц рассматриваются по месту жительства указанных лиц. Дело об административном правонарушении, влекущем лишение прав управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учёта транспортного средства.

Дело рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьёй, органом, должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов. В случае поступления ходатайства от участников производства по делу либо в случае необходимости дополнительного выяснения обстоятельств срок рассмотрения дела судьёй, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, продляется на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо выносят мотивированное решение. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечёт административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов. Дело в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, рассматривается не позднее 48 часов с момента его задержания.

Кодекс РФ об административных правонарушения установил определенный порядок рассмотрения дела. Судья, орган, должностное лицо начинают рассмотрение дела с выяснения обстоятельств, имеющих важное юридическое значение для правильного разрешения дела.

Далее оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости иные материалы. Заслушиваются объяснения физического или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведётся производство по делу. Оглашаются показания других участников производства, пояснение специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства. В случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. При рассмотрения дела коллегиальным органом составляется протокол, требования к которому установлены в ст. 29.8 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела выносится постановление, которое констатирует принятое по делу решение. Оно может состоять в наложении административного наказания либо в прекращение производства по делу. Постановление о наложении административного наказания выносится, если: материалами дела и в ходе слушаний по делу доказана вина лица в совершении административного правонарушения; отсутствуют обстоятельства, исключающие административную ответственность лица; отсутствуют основания для освобождения лица от административной ответственности. Воронцов Г.А. Админастративное право — Ростов н/Д.: Феникс, 2011.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносятся в случае: 1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ; 2) объявления устного замечания согласно ст. 2.9 КоАП РФ; 3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания, если в действиях (бездействии) содержаться признаки преступления.

Требования к содержанию постановления по делу установлены в ст. 29.10 КоАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении включает вводную, описательную и резолютивную части. Во вводной части приводятся: реквизиты постановления (номер, дату, адрес его вынесения); должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело.

В описательной части постановления указываются: обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, в том числе результаты анализа и оценки доказательств, исследованных в процессе рассмотрения дела; статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность правонарушителя.

Резолютивная часть постановления по делу об административном правонарушении содержит: мотивированное решение, в том числе о признании лица, в отношении которого ведётся дело, виновным в совершении административного правонарушения; статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, по которым данное лицо признано виновным; вид и размер административного наказания; срок и порядок обжалования постановления. Постановление объявляется немедленно по окончанию рассмотрения дела.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Последние обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внёсшим представление.