Административная юстиция

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ

Смотреть что такое «АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ» в других словарях:

  • Административная юстиция — система специализированных органов или специальных судов по контролю за соблюдением законности в системе государственного управления, в узком значении особый процессуальный порядок разрешения административно правовых споров между гражданином или… … Википедия

  • АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ — система специальных органов по контролю за соблюдением законности в сфере государственного управления, а также вболее узком смысле особый процессуальный порядок разрешения административно правовых споров между гражданином либо организацией с… … Финансовый словарь

  • Административная юстиция — система специальных судебных органов по контролю за соблюдением законности в сфере государственного управления, а также особый процессуальный порядок рассмотрения административных дел и разрешения административно правовых споров между гражданином … Политология. Словарь.

  • АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ — система специальных судебных и квазисудебных органов по контролю за соблюдением законности в сфере государственного управления, а также (в более узком смысле) особый процессуальный порядок рассмотрения административных дел и разрешения… … Юридический словарь

  • АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ — АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ, в ряде зарубежных стран особый порядок разрешения административно правовых споров. Судебные или другие специальные государственные органы (например, Государственный совет во Франции) рассматривают жалобы граждан на… … Современная энциклопедия

  • АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ — особый порядок разрешения административно правовых споров, при котором судебные или др. специальные государственные органы рассматривают жалобы на действия органов государственного управления и выносят соответствующие решения. В Российской… … Большой Энциклопедический словарь

  • Административная юстиция — (англ administrative justice) 1) система специальных органов по контролю за соблюдением законности в сфере государственного управления; 2) в более узком смысле особый процессуальный порядок разрешения административно правовых споров между… … Энциклопедия права

  • Административная юстиция — АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ, в ряде зарубежных стран особый порядок разрешения административно правовых споров. Судебные или другие специальные государственные органы (например, Государственный совет во Франции) рассматривают жалобы граждан на… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ — в административном праве особый порядок разрешения административно правовых споров, при котором судебные или иные государственные органы рассматривают жалобы на действия органов государственного управления и выносят обязывающие эти органы решения … Юридическая энциклопедия

  • административная юстиция — особый порядок разрешения административно правовых споров, при котором судебные или другие специальные государственные органы рассматривают жалобы на действия органов государственного управления и выносят соответствующие решения. В Российской… … Энциклопедический словарь

  • Административная юстиция — особый процессуальный порядок разрешения административно правовых споров между гражданами или организацией, с одной стороны, и органом государственной исполнительной власти с другой. Административная юстиция сформировалась как необходимый элемент … Теория государства и права в схемах и определениях

95. 04. 012. Старилов Ю. Н. Государственная служба в Российской Федерации: направления реформирования и концепция программы специального учебного курса // государство и право. — М. , 1995. — № 1. — С. 37-55 Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 4

издается с 1974 г. выходит 4 раза • год индекс РЖ 1 индекс серии 1,4 рефераты 95.04.001-95.04.034

МОСКВА 1995

95 04.012

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

95.04.012. СТАРИЛОВ Ю. Н. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ И КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО КУРСА // Государство и право.— М., 1995 .— № 1 .— С. 37-55.

В статье говорится о необходимости разработки нового специального правового учебного курса «Государственная служба» и о реформе одноименного института.

Реформа государственной службы сегодня, пишет автор, проходит по разным направлениям: 1) реализация политической воли по реформированию, упорядочению и урегулированию государственно-служебных отношений; 2) проведение законотворческого процесса, разработка нового законодательства и других нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере государственной службы; 3) создание теоретической основы, обсуждение законопроектов о государственной службе и научно-технических положений; 4) проведение организационных мероприятий: образование и функционирование Главного управления по подготовке кадров для государственной службы, т. е. создание специальных государственных органов, связанных с работой по формированию кадрового потенциала государства, региональных центров по подготовке государственных служащих, стажировка российских чиновников за границей и т. д.

Говоря о разработке учебного курса по государственной службе автор пишет о причинах такой необходимости. Во-первых, это наличие профессионального чиновничества, которое призвано заниматься качественным исполнением функций управления государством. Во-вторых, превращение государственной службы в важнейшее правовое средство формирования эффективно функционирующего аппарата государства с целью определения масштаба, пределов и задач регламентации государственно-служебных отношений, правового статуса служащих государства. В-третьих, вопросы развития кадрового потенциала управления, системы работы с кадрами актуализировали и проблему формирования и развития законодательства России о государственной службе. В-четвертых, государственная служба становится общим институтом для различных субъектов административного права и в силу этого обособленным.

Изучение курса «Государственная служба», пишет автор, следует

начинать с характеристики законодательства, посвященного различным сторонам государственной службы, обращая особое внимание одновременно на чисто управленческую проблему — кадровую функцию управления. Далее необходимо переосмыслить догматическое утверждение о том, что гражданин — это главный субъект административного права. На деле все наоборот: в административном праве основным субъектом является государственный служащий, государственный аппарат, администрация, административная система, не функционирующая без государственных служащих, само государство.

Важен вопрос о социально-правовой защите государственных служащих. Социальное законодательство в последние годы непосредственно затронуло отношения, складывающиеся в этой сфере. В течение последних двух лет принят ряд законодательных актов, в которых с той или иной стороны и с определенной степенью полноты решены многие вопросы, касающиеся социально-правовой защиты государственных служащих. К ним относятся законы РФ о прокуратуре, федеральных органах государственной безопасности, федеральных органах налоговой полиции, о защите федеральных органов государь ственной власти и их должностных лиц, о милиции и т. д.

В настоящее время формируются различные виды государственной службы, система управления государственной службой, классификация государственных должностей и государственных служащих, их правовое положение, специфика механизма прохождения государственной службы в различных организациях, учреждениях, организациях государства и др. Принимаются нормативные акты по вышеперечисленным вопросам.

В этой связи, пишет автор, встает вопрос об уровнях правового регулирования государственно-служебных отношений, о системе законов и нормативных актов о государственной службе. Таких уровней, считает автор, три. Во-первых, пишет он, следовало бы установить основы государственной службы на уровне Конституции РФ. Во-вторых, важно разработать законы РФ о правовом положении государственных служащих, должностном лице как об особом виде государственной службы и о должностной классификации, законы субъектов РФ о государственной и муниципальной службе и др. В-третьих, в краях и областях на основе этого закона будут приниматься свои положения о правовом статусе служащих органов местного самоуправления.

Важное место в программе должны также занимать понятийные категории государственной службы, следует проработать вопрос о содержании, структур» и основных чертах института государственной службы. Последний, являясь комплексным правовым институтом, сам состоит из отдельных весьма обособленных под институтов (правовой статус государственных служащих, административно-правовой ста-

туе должностного лица, аттестация работников и др.). Поэтому в спецкурсе целесообразно выяснить и проанализировать перспективы развития всех этих пединститутов и др.

В. Ф. Ломакина

95.04.013. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ / Игнатов В. Г., Сулемов В. А., Радченко А.’И. и др.; Науч. ред. Кулинченко В. А.; Рос. акад. упр., Сев.-Кавк. кадровый центр.— Ростов н/Д.: Литера-Д, 1994 .— 207 с.

В монографии освещаются проблемы кадрового обеспечения государственной службы, рассматриваются роль и значение кадрового корпуса органов государственной власти и управления в осуществлении политической и экономической реформ в Российской Федерации.

Длительное время, говорится в книге, к решению кадровых вопросов у нас в стране подходили односторонне, как к чисто организационно-управленческой задаче. В каждом работнике старались видеть послушного исполнителя «директивных» указаний и воли своих руководителей. Значительная часть кадрового состава в России оказалась неспособной работать в новых условиях, и это стало одной из главных причин социально-экономического и политического кризиса.

Авторы на первый план выдвигают необходимость разработки новой кадровой политики, многие компоненты которой уже формируются, складываются в практике, определяются в государственных документах при решении конкретных проблем кадрового обеспечения реформ, регулировании кадровых процесс»». В этом процессе они видят следующие этапы: выработка концепции, определение целей и принципов государственной кадровой политики, разработка целевых кадровых программ, планов решения отдельных кадровых проблем и механизмов их реализации (организационных, профессиологических, финансово-материальных и др.), своевременная корректировка политики, программ, планов с учетом прогнозов и текущих реальностей кадровых процессов.

Концепция кадровой политики должна стать теоретической основой кадровой политики. В нее включаются лишь ключевые, ведущие, а не все теоретические позиции кадровой деятельности. Концепций и кадровая политика взаимосвязаны, в содержательном плаве во многом совпадают, но не тождественны. Если концепция — это идеи, научные суждения, то государственная кадровая политика, пргонавая их правильность, закрепляет законодательно (или нормативным актом), цели, определенные принципы, механизмы, требования к организации кадровой работы.

Главную цель кадровой политики авторы определяют так: обеспе-