Административная ответственность военнослужащего

Особенности привлечения к административной ответственности сотрудников милиции и военнослужащих.

Ответственность сотрудника милиции выражается в применении к нему в установленном порядке мер наказания (санкций), предусмотренных законом. Основанием ответственности является совершение правонарушения.

Правонарушение сотрудника милиции — это его виновное действие или бездействие, которые не соответствуют требованиям нормативных актов, противоречат им. Напротив, любые действия сотрудника, соответствующие требованиям закона, являются правомерными и не могут быть квалифицированы как правонарушения.

Отмена или изменение решения, принятого сотрудником милиции при осуществлении служебных обязанностей, сами по себе не влекут его ответственности, если они не явились результатом преднамеренного нарушения закона.

Все правонарушения, совершаемые сотрудниками милиции, можно разделить на две большие группы: совершенные вне службы и совершенные в связи со служебной деятельностью.

За правонарушения, совершенные вне службы, сотрудники милиции несут ответственность на общих основаниях с другими гражданами. На них в этом случае распространяются все виды юридической ответственности в полном объеме, за исключением административной ответственности.

В соответствии КоАП ПМР сотрудники органов внутренних дел за административные правонарушения несут ответственность в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения их службы. На общих основаниях административная ответственность к ним применяется в следующих случаях: 1) за нарушение законодательства о выборах и референдумах; 2) в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 3) за нарушение правил дорожного движения; 4) за нарушение требований пожарной безопасности вне места службы; 5) за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды; 6) за нарушение таможенных правил; 7) за нарушение правил режима Государственной границы ПМР, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу ПМР; 8) за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, 9) за невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Правонарушения, совершаемые сотрудниками милиции на службе (по службе), представляют собой противоправные деяния (действия либо бездействие), выражающиеся в неисполнении или ненадлежащем исполнении ими своих служебных (должностных) обязанностей. За эти деяния сотрудники милиции подвергаются дисциплинарной, уголовной и материальной ответственности.


Дисциплинарная ответственность является основным видом ответственности сотрудника милиции. Она наступает за совершение должностных проступков (дисциплинарных правонарушений) и заключается в наложении на него властью прямых начальников дисциплинарных взысканий.

Основные аспекты дисциплинарной ответственности сотрудника милиции, порядок ее применения регламентированы Положением о службе в органах внутренних.

Служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками установленных законодательством ПМР, присягой, контрактом о службе, а также приказами министра внутренних дел, прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществления имеющихся у них правомочий.

За нарушение служебной дисциплины на сотрудников милиции могут налагаться следующие виды дисциплинарных взысканий:

· замечание;

· выговор;

· строгий выговор;

· предупреждение о неполном служебном соответствии;

· понижение в должности;

· снижение в специальном звании на одну ступень;

· лишение нагрудного знака;

· увольнение из органов внутренних дел.

В образовательных учреждениях кроме перечисленных видов взысканий применяются взыскания в виде назначения вне очереди в наряд по службе (за исключением назначения в караул или дежурным по подразделению), а также отчисление из учебного заведения.

Дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида и меры взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был допущен, прежнее поведение виновного, признание им своей вины, его отношение к службе, время нахождения на службе и знание правил ее несения и др.


При нарушении дисциплины несколькими лицами совместно дисциплинарные взыскания налагаются на каждого виновного в отдельности и только за совершенное им нарушение.

Дисциплинарные взыскания применяются прямыми начальниками в пределах предоставленных им прав.

Дисциплинарные права, предоставленные нижестоящим начальникам, принадлежат и вышестоящим начальникам.

Дисциплинарные взыскания объявляются приказами. Выговор, назначение вне очереди в наряд могут быть объявлены и устно. Взыскание, наложенное приказом, не может быть снято устно.

До наложения взыскания от сотрудника, привлекаемого к ответственности, должно быть истребовано письменное объяснение. При необходимости проводится проверка указанных в нем сведений с вынесением заключения по результатам проверки.

Дисциплинарное взыскание должно быть наложено до истечения десяти суток с того дня, когда начальнику стало известно о совершенном проступке, а в случаях проведения служебной проверки, возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении — не позднее одного месяца соответственно со дня окончания проверки, рассмотрения компетентным органом или должностным лицом уголовного дела или дела об административном правонарушении и вынесения по ним окончательного решения, не считая времени болезни виновного или нахождения его в отпуске.

За каждый случай нарушения служебной дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ о применении дисциплинарного взыскании с указанием мотивов его применения объявляется сотруднику органов внутренних дел, подвергнутому взысканию, под роспись.

Дисциплинарное взыскание приводится в исполнение немедленно, но не позднее одного месяца со дня его наложения.

Дисциплинарное взыскание не может быть наложено во время болезни сотрудника либо в период его нахождения в отпуске или командировке, а также в случае, если со дня совершения проступка прошло более шести месяцев, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности — более двух лет со дня его совершения.

В указанные сроки не включаются период нахождения сотрудника в отпуске, время болезни, а также время производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении.

Права начальников по применению поощрений и наложению дисциплинарных взысканий устанавливаются министром внутренних дел Российской Федерации.

Сотрудник милиции вправе обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание последовательно вышестоящим начальникам вплоть до министра внутренних дел ПМР и в суд.

Следует отметить, что не каждое нарушение служебной дисциплины должно в обязательном порядке повлечь за собой дисциплинарное взыскание или меры общественного воздействия (суд чести). Дело в том, что принцип неотвратимости ответственности не должен сводиться лишь к дисциплинарным взысканиям, а может быть реализован также путем применения иных мер воздействия (внушение, разъяснение, лишение премий, перенос очереди на получение жилой площади и др.).

Применение мер взыскания, не предусмотренных действующим законодательством, недопустимо. В частности, нельзя применять к нарушителям служебной дисциплины такие меры взыскания, как лишение компенсации за продовольственный паек, различного рода льгот и т.д., объявлять замечание с предупреждением, выговор с предупреждением и т.п.

Особенности административной ответственности военнослужащих, прежде всего, определяются КоАП ПМР. Кроме того, вопросы административной ответственности военнослужащих в определенной степени также регулируются законом «О статусе военнослужащих» и общевоинскими уставами Вооруженных Сил ПМР. При этом в последние годы законодательство об административной ответственности военнослужащих существенно изменялось.

Наиболее существенные отличия ответственности военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, за административные правонарушения состоят в том, что по общему правилу за них военнослужащие несут дисциплинарную ответственность, и только в порядке исключения за административные правонарушения, для военнослужащих наступает административная ответственность.

Административная ответственность военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, на общих основаниях согласно КоАП наступает за следующие правонарушения:

· административные правонарушения, посягающие на отдельные права граждан (Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума; Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях и др.);

· за нарушение законодательства о выборах и референдумах;

· за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

· за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования;

· за нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность);

· за административные правонарушения в области дорожного движения;

· за административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг;

· за административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил);

· за невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении;

· за некоторые административные правонарушения в области защиты Государственной границы ПМР и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории ПМР;

· за нарушение требований пожарной безопасности (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность).

В случае, когда административное правонарушение совершено военнослужащим или лицом, призванным на военные сборы, за исключением вышеперечисленных случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

В указанном случае, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы (службы) или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

В остальных случаях военнослужащие могут быть привлечены к административной ответственности на общих основаниях, но с отдельными особенностями применения к ним административных наказаний.

Административный арест не может быть применен ко всем категориям военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы. В то же время к военнослужащим и лицам, призванным на военные сборы, за совершение административных правонарушений, в соответствующий случаях, может быть применен дисциплинарный арест, предусмотренный Дисциплинарным уставом ВС ПМР. Назначение дисциплинарного ареста за совершенное административное правонарушение также осуществляется с рядом особенностей.

Если совершенным военнослужащим грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то дисциплинарный арест может быть применен только в том случае, когда за такое административное правонарушение Кодексом ПМР об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде административного ареста. В этом случае срок дисциплинарного ареста назначается в пределах срока административного ареста, установленного за такое административное правонарушение КоАП ПМР.

В срок дисциплинарного ареста засчитывается срок задержания военнослужащего (если такая мера обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке была применена к военнослужащему) в связи с совершением им дисциплинарного проступка, за который назначен дисциплинарный арест.

Однако дисциплинарный арест не применяется к офицерам, военнослужащим, не приведенным к Военной присяге (не принесшим обязательство), военнослужащим, не достигшим 18-летнего возраста, и военнослужащим женского пола.

Дисциплинарный арест исполняется только в отношении военнослужащего, который по состоянию здоровья может содержаться под дисциплинарным арестом.

Статья 15. Ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, за совершение административных правонарушений

Военнослужащие, а также лица, приравненные по статусу к ним и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего составов органов внутренних дел и иных правоохранительных органов несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. За нарушение правил дорожного движения, правил пользования природными ресурсами, таможенных правил и за контрабанду эти лица несут административную ответственность на общих основаниях.

К указанным лицам не могут быть применены исправительные работы и административный арест. Другие, кроме указанных в части первой настоящей статьи, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, в случаях, прямо предусмотренных ими, несут за совершение административных правонарушений дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях — административную ответственность на общих основаниях.

В случаях, указанных в части первой настоящей статьи, органы (должностные лица), которым предоставлено право налагать административные взыскания, могут вместо наложения взысканий передавать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.

1. Административная ответственность военнослужащих.

Особенности административной ответственности военнослужащих, прежде всего, определяются ст. 2.5 КоАП РФ, а также эти особенности вытекают из положений ряда иных статей того же Кодекса. Кроме того, вопросы административной ответственности военнослужащих в определенной степени также регулируются Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ. При этом в последние годы законодательство об административной ответственности военнослужащих существенно изменялось.

Наиболее существенные отличия ответственности военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, за административные правонарушения состоят в том, что по общему правилу за них военнослужащие несут дисциплинарную ответственность, и только в порядке исключения за административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, для военнослужащих наступает административная ответственность.

Административная ответственность военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, на общих основаниях согласно КоАП РФ наступает за следующие правонарушения:

— административные правонарушения, посягающие на отдельные права граждан (ст. ст. 5.1; 5.3 – 5.26);

— за нарушение законодательства о выборах и референдумах (ст. ст. 5.45 – 5.52, 5.56);

— за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3);

— за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8);

— за нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (ст. 11.16 – в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность);

— за административные правонарушения в области дорожного движения (гл. 12)

— за административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15 (ст. 15.32, 15.33, 15.34 вступают в силу с 1 января 2010 года));

— за административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16);

— за невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7);

— за некоторые административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (ст. ст. 18.1 -18.4);

— за нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 – в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность).

На основании ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006г. № 203-ФЗ), в случае, когда административное правонарушение совершено военнослужащим или лицом, призванным на военные сборы, за исключением вышеперечисленных случаев (ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ), когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

В указанном случае, в силу ч. 2 ст. 28.9 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006г. №203-ФЗ), постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы (службы) или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

В остальных случаях военнослужащие могут быть привлечены к административной ответственности на общих основаниях, но с отдельными особенностями применения к ним административных наказаний.

Согласно ранее действовавшей редакции ст. 2.5 КоАП РФ, к военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, не могли быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

С 1 января 2007г. с принятием Федерального закона «О Внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих» от 4 декабря 2006г. № 203-ФЗ действуют следующие ограничения по применению административных наказаний.

Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (ч. 6 ст. 3.5 КоАП РФ). Указанное исключение не касается офицеров, призванных на военную службу, а также лиц, призванных на военные сборы.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации, применяемое к иностранным гражданам и лицам без гражданства, не может применяться к военнослужащим – иностранным гражданам (ч. 3 ст. 3.10 КоАП РФ).

Административный арест не может быть применен ко всем категориям военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ). В то же время к военнослужащим и лицам, призванным на военные сборы, за совершение административных правонарушений, в соответствующий случаях, может быть применен дисциплинарный арест, предусмотренный Дисциплинарным уставом ВС РФ (ч. 4 ст. 28.4 ФЗ «О статусе военнослужащих» и ст. 94 Дисциплинарного устава ВС РФ).

Назначение дисциплинарного ареста за совершенное административное правонарушение также осуществляется с рядом особенностей.

Если совершенным военнослужащим грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то дисциплинарный арест может быть применен только в том случае, когда за такое административное правонарушение Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде административного ареста. В этом случае срок дисциплинарного ареста назначается в пределах срока административного ареста, установленного за такое административное правонарушение КоАП РФ.

В срок дисциплинарного ареста засчитывается срок задержания военнослужащего (если такая мера обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке была применена к военнослужащему) в связи с совершением им дисциплинарного проступка, за который назначен дисциплинарный арест.

Однако дисциплинарный арест не применяется к офицерам, военнослужащим, не приведенным к Военной присяге (не принесшим обязательство), военнослужащим, не достигшим 18-летнего возраста, и военнослужащим женского пола.

Дисциплинарный арест исполняется только в отношении военнослужащего, который по состоянию здоровья может содержаться под дисциплинарным арестом.

Глава 13. Правовая работа командиров (начальников) по предупреждению правонарушений военнослужащих 2 страница

Получив сообщение о дисциплинарном проступке, соответствующий командир (начальник) вправе лично провести разбирательство либо поручить сделать это кому-либо из подчиненных.

ДУ ВС РФ не определяет сроков проведения разбирательства. Вместе с тем он устанавливает, что наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, совершившего проступок, производится, как правило, через сутки, но не позднее 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке. Следовательно, командир (начальник) должен помнить, что максимальный срок разбирательства не должен превышать 10 суток, включая вынесение решения. При этом ДУ ВС РФ не предусматривает продления либо приостановления указанного срока.

Дисциплинарный устав устанавливает в общих чертах круг вопросов, подлежащих выяснению в ходе разбирательства, однако при этом не определяет прав и обязанностей участников разбирательства, а также не регламентирует, в каких случаях и в какой форме (устно или письменно) должно проводиться разбирательство, предоставив решение данного вопроса на усмотрение командира (начальника).

Рассмотрение результатов разбирательства и принятие решения — одна из главных стадий. По результатам разбирательства командир (начальник) принимает, при наличии оснований, решение о наложении взыскания с соблюдением ряда правил. Важнейшие из них состоят в том, что:

а) на военнослужащего могут налагаться только те дисциплинарные взыскания, которые определены в ДУ ВС РФ, соответствуют воинскому званию военнослужащего и дисциплинарной власти командира (начальника);

б) при определении вины и меры дисциплинарного взыскания учитываются характер проступка; обстоятельства, при которых он совершен; его последствия;

в) запрещается за один и тот же проступок налагать несколько дисциплинарных взысканий или соединять одно дисциплинарное взыскание с другим.

Исполнение дисциплинарных взысканий заключается в реализации решения правомочного начальника о применении к военнослужащему избранной меры дисциплинарного воздействия.

Все дисциплинарные взыскания командир (начальник) должен приводить в исполнение, как правило, немедленно. В некоторых случаях допускается реализация взысканий и в более длительные сроки, но не позднее месяца со дня их наложения. Подача жалобы не приостанавливает исполнения наложенного взыскания, пока не последует приказ старшего командира (начальника) о его отмене. По истечении месячного срока взыскание в исполнение не приводится, но запись о нем в служебной карточке сохраняется.

Взыскания могут объявляться как устно, так и в приказе. При этом решение данного вопроса относится на усмотрение командира, за исключением таких взысканий, как лишение нагрудного знака отличника и снижение в воинском звании (должности), которые объявляются приказом. Однако в любом случае при объявлении взыскания военнослужащему указывается, какая причина повлекла наказание и в чем состоит нарушение воинской дисциплины или общественного порядка. Эти обстоятельства командир (начальник) должен максимально конкретизировать и при занесении взыскания в служебную карточку.

Меры пресечения нарушений воинской дисциплины. Среди мер, направленных на укрепление воинской дисциплины, этим мерам отводится важное место. К их числу относятся: напоминание военнослужащему об обязанностях и воинском долге (ст. 48 ДУ ВС РФ, ст. 26 УГ и КС ВС РФ); отстранение от должности (ст. 30 ДУ ВС РФ); замена военнослужащего, входящего в состав суточного наряда (несущего боевое дежурство) (ст. 89 ДУ ВС РФ); задержание (ст.ст. 26, 75 УГ и КС ВС РФ); помещение нарушителя, находящегося в нетрезвом состоянии, на гауптвахту или в камеру временно задержанных (ст. 26 УГ и КС ВС РФ); прекращение отпуска, командировки (ст.ст. 26, 79 УГ и КС ВС РФ); задержание машин и водителей (ст. 91 УГ и КС ВС РФ); отстранение от управления транспортными средствами воинских частей водителей и других лиц при наличии оснований полагать, что они находятся в состоянии опьянения (ст. 91 УГ и КС ВС РФ); применение в исключительных случаях оружия (ст. 9 ДУ ВС РФ) и др.

Указанные меры носят различный характер, но объединены единой целью — пресечь нарушение и восстановить порядок. Этим они отличаются от дисциплинарных взысканий, которые применяются в качестве наказания за уже совершенный проступок.

Дополнительные меры дисциплинарного воздействия. Среди мер дисциплинарного принуждения следует различать такие, которые не предусмотрены ДУ ВС РФ, однако установлены законодательством и достаточно часто применяются в дисциплинарной практике командиров и начальников. К их числу следует отнести: лишение (уменьшение) единовременного денежного вознаграждения; сокращение основного отпуска для военнослужащих, проходящих службу по призыву; исключение из резерва на выдвижение; прекращение обучения в военно-образовательном учреждении профессионального образования; проведение с военнослужащими, задержанными за нарушение военной формы одежды и невыполнение правил воинского приветствия, занятий в военной комендатуре по строевой подготовке и изучению уставов и др.

Меры общественного воздействия. Такие меры могут быть применены к военнослужащим наряду с дисциплинарными взысканиями и иными мерами дисциплинарного воздействия за совершение дисциплинарных проступков.

Следует иметь в виду, что данные меры лишь постольку могут рассматриваться в качестве правовых средств, поскольку они предусмотрены в правовых актах.

Согласно ст. 49 ДУ ВС РФ в целях общественного осуждения нарушений воинской дисциплины или общественного порядка проступки военнослужащих по решению соответствующего командира (начальника) могут рассматриваться и обсуждаться на собраниях личного состава различных категорий военнослужащих. Особенностью данных мер является то, что они могут применяться как в случае совершения военнослужащим дисциплинарных проступков, так и за аморальные проступки.

Отдельно следует остановиться на таком некогда эффективном, но в настоящее время изъятом у командиров правовом средстве, как дисциплинарное наказание в виде ареста военнослужащего с содержанием на гауптвахте.

С 1 июля 2002 г. Указом Президента Российской Федерации от 30 июня 2002 г. N 671, принятым в соответствии с положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями ст. 22 Конституции Российской Федерации, в ДУ ВС РФ и УГ и КС ВС РФ были внесены существенные изменения, фактически лишившие командиров права подвергать военнослужащих за нарушения воинской дисциплины аресту с содержанием их на гауптвахте, а Правительству Российской Федерации было поручено представить Президенту Российской Федерации проекты законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации, обеспечивающих выполнение Конституции Российской Федерации и международных обязательств Российской Федерации в сфере защиты прав человека и основных свобод в части, касающейся применения к военнослужащим указанной меры дисциплинарного взыскания.

С 1 июля 2002 г. военнослужащий может быть арестован в дисциплинарном порядке только по судебному решению. Основания и порядок такого ареста должны быть определены федеральным законом.

Необходимо отметить, что хотя положения УГ и КС ВС РФ, определяющие порядок исполнения дисциплинарного ареста и содержания на гауптвахтах арестованных в дисциплинарном порядке, фактически утрачивают силу и не применяются, сами гауптвахты продолжают функционировать, и на них продолжают содержаться следующие категории военнослужащих: задержанные по подозрению в совершении преступления или заключенные под стражу; являющиеся подсудимыми — до окончания рассмотрения уголовного дела в суде; осужденные военным судом с направлением в дисциплинарный батальон — до вступления приговора в законную силу; осужденные военным судом к лишению свободы — до получения копии приговора; осужденные военным судом к аресту с содержанием на гауптвахте; задержанные за нарушение воинской дисциплины в состоянии опьянения — не более 1 суток.

Большое значение в деле укрепления воинской дисциплины и правопорядка имеет такое качество военнослужащих, как исполнительность, которая зависит как от самого военнослужащего, его установки, совести, так и от ряда некоторых «внешних» условий, например: характера регламентирования воинского труда, полноты информации о решаемых служебно-боевых задачах, оптимальности организационно-штатной структуры, технического обеспечения, уровня профессиональной и военной подготовки кадров, продуманности морального и материального стимулирования военной службы, морально-психологического микроклимата в воинских коллективах.

Особое значение при осуществлении мероприятий по укреплению воинской дисциплины приобретает высокая требовательность командира-единоначальника как к самому себе, так и к подчиненным. Совершенствуя свою управленческую деятельность на основе правовых норм, проявляя требовательность, командир вырабатывает у подчиненных уважение к приказам, убеждает в необходимости их полного и точного выполнения, мобилизует военнослужащих на активные действия. Высоким авторитетом и уважением у подчиненных пользуется командир, справедливо и строго спрашивающий за упущения по службе, последовательный в своей требовательности. Требовательность командиров должна быть направлена не на саму личность военнослужащего, а на действия подчиненных, их поступки с тем, чтобы избежать унижения их личного достоинства, национальных чувств.

Ведя борьбу с нарушителями воинской дисциплины в условиях мирного времени, командиры и начальники должны придавать широкой огласке и осуждению любые проступки, проводить с подчиненными соответствующие совещания, передавать проступки нарушителей на рассмотрение собраний личного состава.

§ 2. Правовая работа командиров (начальников) по предупреждению
правонарушений военнослужащих*(211)

1. Понятие и содержание правовой работы. Социальная ценность правовой работы зависит от того, в какой мере она удовлетворяет потребности общества в обеспечении законности в управленческой деятельности, защите прав граждан, предупреждении правонарушений, правовом воспитании. Воспитание ответственности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, формирование правомерного поведения военнослужащих возможно лишь в условиях последовательного применения законодательства полномочными лицами.

Действующие акты военного законодательства в основном определяют пути и средства укрепления воинского правопорядка и воинской дисциплины, основания и порядок применения этих средств. Поэтому от того, насколько правильно применяется в войсках это законодательство, во многом зависит предупреждение правонарушений, состояние воинской дисциплины, законности и правопорядка.

Командиры и начальники обязаны использовать в полной мере свои полномочия для того, чтобы обеспечить нормальные условия для жизни, службы и быта военнослужащих на правовой основе.

Правовая работа в войсках имеет свои особенности, вытекающие из специфики военной службы как вида государственной службы.

Специфической характер и предназначение Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований обусловливает:

— всесторонность охвата и детальность правового регулирования всех сторон жизни и деятельности военнослужащих;

— повышенную опасность воинских правонарушений и ответственность военнослужащих за их совершение;

— приоритетность антикриминогенного направления правовой работы по борьбе с правонарушениями, их пресечению и предупреждению.

Таким образом, правовую работу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях можно определить как комплекс мер нормотворческой, правоприменительной и правовоспитательной направленности, разрабатываемых и осуществляемых с использованием правовых средств органами военного управления, их юридическими подразделениями, командирами и начальниками в пределах их компетенции в целях предупреждения правонарушений, обеспечения законности и правопорядка, защиты прав и законных интересов военнослужащих и военных организаций, решения задач боевой подготовки и повышения боевой готовности воинских частей.

Правовую работу можно условно разделить на нормотворческую, правоприменительную, правовоспитательную.

Нормотворческая работа осуществляется прежде всего в сфере распорядительной деятельности органов военного управления. Она включает в себя подготовку, согласование и правовую экспертизу проектов приказов и иных актов органов военного управления, направленных на использование законов и регулирование отношений, складывающихся в сфере военной службы.

Под правовой экспертизой понимается определение в установленном порядке соответствия представленных проектов документов международным обязательствам Российской Федерации, действующему законодательству Российской Федерации, а также принятие мер соответствующими должностными лицами в пределах своих полномочий по устранению выявленных нарушений.

Правовая работа на стадии формирования правоотношений, т.е. установления и закрепления прав и обязанностей различных органов, должностных лиц, военнослужащих, рабочих и служащих, может быть условно разделена на работу, связанную с правоотношениями внутри Вооруженных Сил, и с правоотношениями, возникающими между органами военного управления и другими ведомствами и гражданами.

Правоприменительная работа направлена на обеспечение законности при подготовке и принятии органами военного управления управленческих решений. Процедура применения норм права включает анализ фактических обстоятельств дела, выбор юридических норм, подлежащих применению, и принятие решения в конкретной ситуации. Очевидно, что к собственно правовой работе будет относиться работа по выбору юридических норм, подлежащих применению, и работа по соблюдению правовой процедуры выработки решения и обеспечения его юридически значимой формы.

На стадии реализации правовых норм правовая работа заключается в использовании правовых средств в целях наиболее эффективного исполнения, использования и соблюдения прав и обязанностей всеми органами военного управления, воинскими частями, предприятиями, организациями и учреждениями.

Правовоспитательная работа позволяет в полной мере учесть роль личностных качеств человека в реализации норм права. С учетом того, что общество — это система, в которой действуют люди, использующие различные, в том числе правовые, средства для удовлетворения своих законных потребностей и интересов, в настоящее время возрастает роль военных руководителей в решении задач укрепления правовых основ служебной деятельности, законности и правопорядка, предупреждения правонарушений.

Таким образом, правовая работа является важным средством защиты прав, укрепления воинской дисциплины, предупреждения правонарушений военнослужащих.

Практика предупреждения правонарушений и преступлений требует регулярного изучения возможностей органов военного управления для изыскания эффективных форм воздействия на социальные явления, причинно связанные с ними и выступающие как криминогенные факторы. Круг этих явлений на разных уровнях (общесоциальном, специально-криминологическом и индивидуальном) исследуется в теории криминологии.

Характеризуя природу причин преступлений как разновидности социальных явлений, можно констатировать, что эти причины носят конкретно-исторический и социальный характер. Причины преступности (как и отдельных преступлений) проявляют себя по диалектическому закону универсального взаимодействия, который отражает одновременное (сквозное) действие многих явлений, связанных с жизнью общества, отдельных индивидов и вызывающих в итоге общественно опасное поведение.

Те или иные институты различных отраслей права могут быть использованы для такого регулирования отношений, с помощью которого можно устранять или нейтрализовать явления, как непосредственно детерминирующие (вызывающие) преступления, так и имеющие большую или меньшую степень влияния на преступность в целом и на индивидуальное преступное поведение в частности.

Правовыми средствами можно воздействовать на явления, связанные с преступностью, добиться их нейтрализации, локализации или устранения.

Другими словами, право своими специфическими средствами может способствовать противодействию и предотвращению различного рода негативных явлений. В этой связи представляется, что применение уголовно-правовых мер воздействия в нашем обществе должно оптимально сочетаться с другими методами и средствами воспитания и принуждения. Здесь речь идет о специфических сферах социальных отношений, которые регулируются той или иной отраслью права. В сфере воинских отношений действует военное право. Его криминологическая функция проявляется в воздействии на определенный круг явлений, существенно влияющих на возникновение и развитие противоправного, преступного поведения в специфических условиях военной службы.

Правовая работа как комплекс нормотворческих, правоприменительных, правовоспитательных мер направлена на обеспечение законности, правопорядка командирами и начальниками. Если правовая работа осуществляется в полном объеме и с должным качеством, то в части, подразделении складываются объективные условия, способствующие формированию у военнослужащих добросовестного, законопослушного отношения к воинскому долгу и своим служебным обязанностям, предупреждению правонарушений. На этот процесс оказывает влияние деятельность командования практически на всех направлениях правовой работы.

Однако обеспечение законности наиболее значимо при осуществлении дисциплинарной практики, использовании иных мер юридического воздействия на военнослужащих; изучении причин и разработке мер предупреждения правонарушений; издании приказов и других правовых актов, особенно связанных с вопросами укрепления воинской дисциплины, определением (изменением) правового положения военнослужащих; организации контроля и проверки исполнения требований законов, конкретных правовых норм, приказов, приказаний; проведении дознания и административного расследования; организации работы общественности, особенно по вопросам укрепления воинской дисциплины; осуществлении юридического обучения и правового воспитания военнослужащих.

Правильное отношение военнослужащих к требованиям законодательства формируется также под воздействием правовой работы командования при организации повседневной жизни и деятельности личного состава; осуществлении хозяйственной и финансовой деятельности; рассмотрении предложений, заявлений, жалоб и проведении приема посетителей.

Качественное осуществление правовой работы обеспечивает в интересах укрепления воинской дисциплины формирование обстановки законности в подразделении, воинской части, в том числе законности реагирования должностных лиц на поведение военнослужащих, а также эффективное осуществление юридического обучения и правового воспитания военнослужащих.

Обстановка законности в воинской части включает:

— соответствие распорядка дня уставным требованиям и его выполнение личным составом;

— уставную организацию гарнизонной, караульной и внутренней служб;

— обеспеченность военнослужащих положенным довольствием, уставную организацию их материального, медицинского обеспечения и культурного обслуживания; предоставление им времени для личных нужд, организацию их увольнения из расположения части и посещения их родственниками и знакомыми;

— соблюдение военнослужащими порядка подчиненности, правил воинской вежливости, отдания воинского приветствия, ношения военной формы одежды;

— оперативное и законное разрешение предложений, заявлений и жалоб, правильное ведение приема посетителей;

— правильное реагирование должностных лиц на факты преступлений, происшествий, дисциплинарных проступков, утраты и порчи материальных средств;

— правильное реагирование командования на протесты, представления военных прокуроров и частные определения военных судов;

— качественное изучение причин и условий, способствующих правонарушениям, и выработку мер по их устранению;

— работу по профилактике травматизма, пьянства и наркомании, неуставных отношений между военнослужащими, других негативных явлений, характерных для данной воинской части, подразделения;

— работу с условно осужденными, досрочно освобожденными от наказания и лицами, в отношении которых вынесены предостережения военных прокуроров;

— организацию правового обучения и воспитания личного состава.

Целенаправленное проведение правовой работы позволит существенно влиять на укрепление воинской дисциплины, уставных взаимоотношений между военнослужащими, совершенствование дисциплинарной практики, осуществление служебных расследований и дознаний, надежность исполнения служебных обязанностей.

2. Субъекты и задачи правовой работы. Рассматривая вопрос о субъектах правовой работы, необходимо отметить, что в широком смысле правовую работу осуществляют органы военного управления, в узком — специализированные структурные подразделения юридической службы.

В настоящее время действует утвержденная министром обороны Российской Федерации Целевая программа правового воспитания личного состава и укрепления правопорядка и воинской дисциплины в Вооруженных Силах Российской Федерации. Соответствующие документы введены в действие в Пограничных войсках ФСБ России и внутренних войсках МВД России.

Признание органов военного управления, командиров и начальников субъектами правовой и профилактической работы основывается на нормативно-правовом закреплении в УВС ВС РФ, ДУ ВС РФ ряда их криминологических функций.

В частности, командир обязан твердо знать законы, относящиеся к его служебной деятельности, положения воинских уставов, действовать в строгом соответствии с ними и требовать от подчиненных их соблюдения. Командир обязан всесторонне изучать личный состав путем личного общения с ним, знать деловые и морально-психологические качества подчиненных, повседневно заниматься их воспитанием. Командир обязан организовывать правовую пропаганду, проводить работу по предупреждению преступлений, происшествий и проступков.

Таким образом, являясь единоначальниками, командиры (начальники) имеют полномочия, которые они обязаны реализовывать, организуя и проводя правовую профилактическую работу с подчиненными военнослужащими.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что правовая работа командиров и начальников является важным средством защиты прав, укрепления воинской дисциплины, предупреждения правонарушений военнослужащих. Ответственные задачи по защите прав военнослужащих, предупреждению правонарушений в сфере военной службы решают не только командиры и начальники, военные прокуратуры и суды, но и другие субъекты профилактической деятельности. В ряду таких субъектов стоят подразделения юридической службы, юрисконсульты и помощники командиров по правовой работе.

Основными задачами субъектов правовой работы в антикриминогенном плане являются: установление реального состояния воинской дисциплины, законности и правопорядка; изучение правосознания военнослужащих как фактора их правового поведения; правовое воспитание военнослужащих; обеспечение правовыми средствами законности актов военного управления; систематический анализ дисциплинарной практики; объективное проведение служебных расследований и дознаний; обеспечение законности правового режима службы и быта военнослужащих и др.

Решение указанных выше задач определяется полномочиями и правовой компетентностью субъектов правовой работы.

Значение правовой работы командиров особенно возрастает с учетом потребности проведения ими работы по защите прав, укреплению воинской дисциплины и предупреждению правонарушений военнослужащих. Это обусловливает необходимость усиления правовой подготовки офицеров в военно-учебных заведениях, а также организации системы учебно-методического обеспечения выполняемой командирами (начальниками) и их заместителями правовой работы.

Указанные выше обстоятельства обусловливают возрастающую организационно-методическую роль юридической службы, помощников командиров по правовой работе в обеспечении выполнения командирами (начальниками), их заместителями по воспитательной работе их функций в работе по соблюдению прав военнослужащих, укреплению воинской дисциплины и предупреждению дисциплинарных проступков и преступлений.

Рассмотрение правовой работы как средства защиты прав военнослужащих, укрепления воинской дисциплины и предупреждения правонарушений военнослужащих позволяет сделать вывод о ее криминологической направленности и необходимости исследования актуальных военно-криминологических проблем правовой работы.

3. Правовое сознание военнослужащих как фактор поведения. Предупреждение правонарушений военнослужащих представляет собой совокупность мероприятий, проводимых военным командованием в целях предотвращения правонарушений и устранения причин и условий, способствующих им.

Важное практическое значение для предупреждения правонарушений имеет учет особенностей общественного и индивидуального правового сознания военнослужащих, механизма формирования противоправного поведения.

В реальной жизни все стороны как общественного, так и индивидуального сознания взаимодействуют, сохраняя свою специфику.

Спецификой правового сознания является правовое опосредование социальных явлений, соотношение их с правовыми требованиями, с представлениями о необходимости или недопустимости правового регулирования, с правовыми оценками и отношениями. При этом правосознание выступает в качестве самостоятельной сферы сознания, не отождествляемой с другими сферами — политической, нравственной.

«Подобно тому, как нельзя отождествлять государство и право или политику и право, подобно этому нельзя отождествлять политическое и правовое сознание, несмотря на их неразрывную, объективно-необходимую связь»*(212).

Правовое сознание есть особая сфера общественного и индивидуального сознания, специфика которого состоит в том, что поведение опосредуется особой системой правовых норм, правовых принципов, сопряжено с осознанием и переживанием связанности явлений с юридическими последствиями (действительными, мнимыми или желательными), соотносится с государственным регулированием, юридическими правами, обязанностями и санкциями*(213).

Следовательно, правовое сознание является самостоятельным видом сознания, с соответствующей системой понятий и категорий, критериев и способов оценок, особыми целями и средствами их осуществления.

Далее рассмотрим правосознание и его связи в системе правовой культуры.

Под правовой культурой понимается система элементов, относящихся к сфере действия права и их отражению в сознании и поведении людей*(214).

Правосознание, являясь одной из сфер сознания, представляет собой неразрывное единство отражения правовой действительности и отношения к ней. Мировоззренческая сторона правосознания представляет собой совокупность понятий, представлений, взглядов, идей, относящихся к правовым явлениям, а психологическая — отношение к ним*(215).

Под правосознанием понимается сфера общественного, группового и индивидуального сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний и умений ими пользоваться, оценочных отношений к праву и практике его применения, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение человека в юридически значимых ситуациях*(216).

Сферы правосознания: интеллектуальная, эмоциональная и волевая — служат основанием для выделения трех основных функций правосознания: познавательной, оценочной и регулятивной, в соответствии с которыми определяются основные функциональные компоненты правосознания.

Познавательной функции соответствует определенная сумма юридических знаний и умений, т.е. правовая подготовка. Сознательное усвоение правовых знаний предполагает уяснение смысла и целевого назначения правовых норм на основе сформировавшихся важнейших правовых понятий. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, в значительной степени зависит социальная зрелость личности, ее становление как гражданина.

Осознание правовых понятий расширяет кругозор личности, содействует повышению ее общей культуры, помогает ей глубже понять отношения в обществе и лучше ориентироваться в этих отношениях, существенно влияет на осознание жизненных целей, на поведение личности.

Оценочной функции соответствуют система оценок и мнений по юридическим вопросам или оценочные отношения к праву и практике его применения. Нормативно-оценочный компонент правосознания выступает как единство чувственного и рассудочного, как результат личного опыта личности и как результат осмысления этого опыта в категориях «законно», «незаконно», «правомерно», «неправомерно».

Правовые суждения выполняют функцию внутреннего регулятора поступков и деятельности человека, формируя мотивы поведения, его цели.

Связующим звеном между основными компонентами правосознания личности и ее практической деятельностью выступает воля как общая черта личности, влияющая на функционирование и проявление правовой психологии.

Регулятивная функция осуществляется посредством правовых установок и ориентаций. Познаваемые субъектом разные стороны и явления правовой жизни, преломившись через его личный опыт и правовую практику, вызывают к себе определенные отношения и, становясь значимыми для личности, приобретают характер ценности.

Под ценностями понимаются явления, значимые для индивида (группы, общества), отвечающие его интересам и целям деятельности или противоречащие им. Все, что служит объектом желания и деятельности, предпочтения и выбора среди других явлений, выступает в качестве ценностей.

Назначение дисциплинарного ареста за совершенное административное правонарушение

Если совершенным военнослужащим грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то дисциплинарный арест может быть применен только в том случае, когда за такое административное правонарушение Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде административного ареста. В этом случае срок дисциплинарного ареста назначается в пределах срока административного ареста, установленного за такое административное правонарушение КоАП РФ.

В срок дисциплинарного ареста засчитывается срок задержания военнослужащего (если такая мера обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке была применена к военнослужащему) в связи с совершением им дисциплинарного проступка, за который назначен дисциплинарный арест.

Однако дисциплинарный арест не применяется к офицерам, военнослужащим, не приведенным к Военной присяге (не принесшим обязательство), военнослужащим, не достигшим 18-летнего возраста, и военнослужащим женского пола.

Дисциплинарный арест исполняется только в отношении военнослужащего, который по состоянию здоровья может содержаться под дисциплинарным арестом.

Заказать обратный звонок