224 ФЗ о гчп

Справка к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Источник: Минэкономразвития России

18 апреля 2016 г. Версия для печати Facebook Twitter LinkedIn Delicious Digg StumbleUpon Live Journal В Контакте Мой Мир Поделиться ссылкой

Федеральный закон от 13 июля 2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 224-ФЗ) направлен на формирование условий для создания и модернизации частными инвесторами объектов публичной инфраструктуры, а именно транспортной, социальной инфраструктуры, инфраструктуры связи и электроэнергетики, в целях повышения качества, предоставляемых населению услуг. Законом № 224-ФЗ устанавливаются правила и подходы к реализации проектов государственно-частного и муниципально-частного партнерства в Российской Федерации.

Законом № 224-ФЗ даны следующие определения ключевых терминов:

  • государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство – юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с Законом № 224-ФЗ в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества;
  • проект государственно-частного партнерства, проект муниципально-частного партнерства – проект, планируемый для реализации совместно публичным партнером и частным партнером на принципах государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства;
  • соглашение о государственно-частном партнерстве, соглашение о муниципально-частном партнерстве – гражданско-правовой договор между публичным партнером и частным партнером, заключенный на срок не менее чем три года в порядке и на условиях, которые установлены Законом № 224-ФЗ.

Обязательными элементами соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве являются:

  1. строительство и (или) реконструкция (далее также – создание) объекта соглашения частным партнером;
  2. осуществление частным партнером полного или частичного финансирования создания объекта соглашения;
  3. осуществление частным партнером эксплуатации и (или) технического обслуживания объекта соглашения;
  4. возникновение у частного партнера права собственности на объект соглашения при условии обременения объекта соглашения в соответствии с Законом № 224-ФЗ.

Закон № 224-ФЗ допускает возникновение частной собственности на создаваемые или реконструируемые объекты общественной инфраструктуры. При этом инвестор обязан обеспечивать полное или частичное финансирование создания такой инфраструктуры и эксплуатацию объекта в соответствии с его целевым назначением, которое регистрируется в качестве обременения объекта.

Сторонами проектов государственно-частного и муниципально-частного партнерства являются публично-правовые образования и частные инвесторы – российские юридические лица. При этом проекты могут быть реализованы федеральными, региональными и муниципальными властями. Также, в целях отбора инвестора, допускается проведение совместного конкурса федеральными, региональными и муниципальными публично-правовыми образованиями.

Публичная сторона может участвовать в проекте государственно-частного, муниципально-частного партнерства через прямое софинансирование, предоставляя субсидию на реализацию проекта или государственную гарантию, а также через имущественное участие, в том числе предоставляя земельные, водные, лесные участки под создаваемый объект.

В интересах инвесторов Законом № 224-ФЗ вводится механизм гарантирования неизменности основных параметров, на основании которых принималось решение о реализации проекта. Так, в случае изменения макроэкономических условий или законодательства, напрямую затрагивающих проект (налоги, льготы и т.д.), вносятся обоснованные изменения в соглашение в части объема софинансирования публичной стороной проекта и сроков его реализации.

Закон № 224-ФЗ предусматривает отбор инвесторов на конкурсной основе, полностью урегулированной в законе. При этом прописан и альтернативный механизм, когда инвестор может подать заявку на строительство или модернизацию объекта публичной инфраструктуры по своей инициативе. В таком случае заявка размещается на сайте torgi.gov.ru, и, если в течение 45 дней иной инвестор не заявит о своей заинтересованности в реализации проекта, с инициатором заключается соглашение о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве.

Закон № 224-ФЗ вступает в силу с 1 января 2016 года.

Реализация положений Закона № 224-ФЗ предполагает разработку ряда подзаконных актов (постановлений Правительства Российской Федерации и приказов Минэкономразвития России).

Согласно Закону № 224-ФЗ Минэкономразвития России осуществляет следующие полномочия:

  1. обеспечение межведомственной координации деятельности федеральных органов исполнительной власти при реализации соглашения о государственно-частном партнерстве, если публичным партнером является Российская Федерация либо планируется проведение совместного конкурса с участием Российской Федерации;
  2. установление порядка мониторинга реализации соглашений;
  3. утверждение методики оценки эффективности проекта и определения его сравнительного преимущества;
  4. оценка эффективности проекта государственно-частного партнерства и определение его сравнительного преимущества в случае, если публичным партнером в соглашении является Российская Федерация;
  5. согласование публичному партнеру конкурсной документации для проведения конкурсов на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, публичным партнером в котором является Российская Федерация;
  6. осуществление мониторинга реализации соглашений;
  7. содействие в защите прав и законных интересов публичных партнеров и частных партнеров в процессе реализации соглашения;
  8. ведение реестра заключенных соглашений;
  9. методическое сопровождение деятельности, связанной с подготовкой проектов, разработкой, реализацией и прекращением соглашений;
  10. обеспечение открытости и доступности информации о соглашении о государственно-частном партнерстве в случае, если публичным партнером в соглашении является Российская Федерация;
  11. осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом № 224-ФЗ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Субъектам Российской Федерации необходимо привести свою нормативно-правовую базу в соответствие с Законом № 224-ФЗ до 1 июля 2016 года.

Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации Принят Государственной Думой 1 июля 2015 года Одобрен Советом Федерации 8 июля 2015 года (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 1, ст. 11; Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4293; Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4294; Федерального закона от 27 июня 2018 г. N 165-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 27, ст. 3948; Федерального закона от 29 июня 2018 г. N 173-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 27, ст. 3956; Федерального закона от 29 июля 2018 г. N 261-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 31, ст. 4850) Глава 1. Общие положения Статья 1. Цель и предмет регулирования настоящего Федерального закона 1. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых условий для привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации и повышения качества товаров, работ, услуг, организация обеспечения которыми потребителей относится к вопросам ведения органов государственной власти, органов местного самоуправления. 2. Настоящий Федеральный закон определяет основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства, заключением, исполнением и прекращением соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, в том числе соответствующие полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве. Статья 2. Законодательство Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, муниципальные правовые акты о муниципально-частном партнерстве 1. Законодательство Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, Воздушного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов. Нормы права, содержащиеся в других принимаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актах, должны соответствовать настоящему Федеральному закону (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4293). 2. Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, с установлением гарантий прав и законных интересов сторон концессионного соглашения, регулируются Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство — юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества; 2) проект государственно-частного партнерства, проект муниципально-частного партнерства (далее также — проект) — проект, планируемый для реализации совместно публичным партнером и частным партнером на принципах государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства; 3) соглашение о государственно-частном партнерстве, соглашение о муниципально-частном партнерстве (далее также — соглашение) — гражданско-правовой договор между публичным партнером и частным партнером, заключенный на срок не менее чем три года в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом; 4) публичный партнер — Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный им орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает глава муниципального образования или иной уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования; 5) частный партнер — российское юридическое лицо, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключено соглашение; 6) финансирующее лицо — юридическое лицо либо действующее без образования юридического лица по договору о совместной деятельности объединение двух и более юридических лиц, предоставляющие заемные средства частному партнеру для реализации соглашения на условиях возвратности, платности, срочности; 7) прямое соглашение — гражданско-правовой договор, заключенный между публичным партнером, частным партнером и финансирующим лицом или финансирующими лицами (далее также — финансирующее лицо) в целях регулирования условий и порядка их взаимодействия в течение срока реализации соглашения, а также при изменении и прекращении соглашения (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4293); 8) сравнительное преимущество — преимущество в использовании средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для реализации проекта, перед использованием средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для реализации государственного контракта, муниципального контракта, при условии, что цена товара, работы, услуги, количество товара, объем работы или услуги, качество поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, иные характеристики товара, работы, услуги при реализации проекта равны цене товара, работы, услуги, количеству товара, объему работы или услуги, качеству поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, иным характеристикам товара, работы, услуги при реализации государственного контракта, муниципального контракта; 9) эксплуатация объекта соглашения — использование объекта соглашения в целях осуществления деятельности, предусмотренной таким соглашением, по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в порядке и на условиях, которые определены соглашением (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4293); 10) техническое обслуживание объекта соглашения (далее также — техническое обслуживание) — мероприятия, направленные на поддержание объекта соглашения в исправном, безопасном, пригодном для его эксплуатации состоянии и осуществление его текущего или капитального ремонта; 11) уполномоченные органы — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление полномочий, предусмотренных частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на осуществление полномочий, предусмотренных частью 2 статьи 17 настоящего Федерального закона, орган местного самоуправления, уполномоченный в соответствии с уставом муниципального образования на осуществление полномочий, предусмотренных частью 2 статьи 18 настоящего Федерального закона; 12) совместный конкурс — конкурс, который проводится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, двумя и более публичными партнерами в целях реализации проекта и по итогам которого каждый публичный партнер заключает соглашение с победителем совместного конкурса или иным лицом, имеющим право в соответствии с настоящим Федеральным законом на заключение такого соглашения. Статья 4. Принципы государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства Государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство в Российской Федерации основаны на следующих принципах: 1) открытость и доступность информации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, за исключением сведений, составляющих государственную тайну и иную охраняемую законом тайну; 2) обеспечение конкуренции; 3) отсутствие дискриминации, равноправие сторон соглашения и равенство их перед законом; 4) добросовестное исполнение сторонами соглашения обязательств по соглашению; 5) справедливое распределение рисков и обязательств между сторонами соглашения; 6) свобода заключения соглашения. Статья 5. Стороны соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве 1. Сторонами соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве являются публичный партнер и частный партнер. 2. Не могут являться частными партнерами, а также участвовать на стороне частного партнера следующие юридические лица: 1) государственные и муниципальные унитарные предприятия; 2) государственные и муниципальные учреждения; 3) публично-правовые компании и иные создаваемые Российской Федерацией на основании федеральных законов юридические лица; 4) хозяйственные товарищества и общества, хозяйственные партнерства, находящиеся под контролем Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования; 5) дочерние хозяйственные общества, находящиеся под контролем указанных в пунктах 1-4 настоящей части организаций; 6) некоммерческие организации, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями в форме фондов; 7) некоммерческие организации, созданные указанными в пунктах 1-6 настоящей части организациями в форме фондов. 3. Хозяйственные товарищества и общества, хозяйственные партнерства находятся под контролем Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также под контролем организаций, указанных в пунктах 1-4 части 2 настоящей статьи, при наличии одного из следующих признаков: 1) Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование и одна из организаций, указанных в пунктах 1-4 части 2 настоящей статьи, имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица; 2) Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, а также одна из организаций, указанных в пунктах 1-4 части 2 настоящей статьи, на основании договора или по иным основаниям получили право или полномочие определять решения, принимаемые контролируемым лицом, в том числе условия осуществления им предпринимательской деятельности; 3) Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, а также одна из организаций, указанных в пунктах 1-4 части 2 настоящей статьи, имеют право назначить единоличный исполнительный орган и (или) более чем пятьдесят процентов состава коллегиального исполнительного органа контролируемого лица либо имеют безусловную возможность избрать более чем пятьдесят процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления контролируемого лица. 4. Отдельные права и обязанности публичного партнера, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, могут осуществляться органами и (или) указанными в части 2 настоящей статьи юридическими лицами, уполномоченными публичным партнером в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (далее также — органы и юридические лица, выступающие на стороне публичного партнера). 5. Порядок исполнения органами и юридическими лицами, выступающими на стороне публичного партнера, отдельных прав и обязанностей публичного партнера, объем и состав этих прав и обязанностей определяются соглашением на основании решения о реализации проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства. 6. Частный партнер обязан исполнять обязательства по соглашению своими силами. Частный партнер вправе исполнять свои обязательства по соглашению с привлечением третьих лиц только в случае, если это допускается условиями соглашения. При этом частный партнер несет ответственность за действия третьих лиц как за свои собственные. 7. Привлечение частным партнером третьих лиц в целях исполнения его обязательств по соглашению допускается только с согласия в письменной форме публичного партнера, которое оформляется отдельным документом, являющимся неотъемлемой частью соглашения, и в котором может быть определен перечень третьих лиц с указанием сведений, их идентифицирующих. В случае, если в согласии публичного партнера указаны лица, которые могут привлекаться частным партнером, частный партнер не вправе привлекать иных лиц к исполнению своих обязательств по соглашению, а указанные в данном перечне третьи лица не вправе привлекать иных лиц для исполнения своих обязательств. 8. Частный партнер должен соответствовать следующим требованиям: 1) непроведение ликвидации юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица; 2) неприменение административного наказания в виде административного приостановления деятельности юридического лица в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день представления заявки на участие в конкурсе; 3) отсутствие недоимки по налогам, сборам и задолженности по иным обязательным платежам, а также задолженности по уплате процентов за использование бюджетных средств, пеней, штрафов, отсутствие иных финансовых санкций не ранее чем за один месяц до дня представления заявки на участие в конкурсе; 4) наличие необходимых в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, свидетельств о допуске саморегулируемых организаций к выполнению предусмотренных соглашением работ и иных необходимых для реализации соглашения разрешений, за исключением случаев, если получение указанных лицензий, свидетельств, разрешений в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается только после заключения соглашения и соблюдения необходимых для этого условий такого соглашения (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4293). 9. Установление не предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к частным партнерам не допускается. 10. В случае, если соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 19 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, не могут являться частным партнером, а также участвовать на стороне частного партнера по такому соглашению российские юридические лица, решения которых прямо или косвенно могут определять иностранные физические лица и (или) иностранные юридические лица, иностранные государства, их органы, за исключением случаев, определенных международным договором Российской Федерации, федеральным законом, решением Президента Российской Федерации (часть 10 введена Федеральным законом от 29 июня 2018 г. N 173-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 27, ст. 3956). Статья 6. Элементы соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве 1. При принятии решения о реализации проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом на принятие такого решения органом государственной власти, органом местного самоуправления определяются форма государственно-частного партнерства, форма муниципально-частного партнерства посредством включения в соглашение предусмотренных настоящей статьей обязательных элементов соглашения и определения последовательности их реализации. 2. Обязательными элементами соглашения являются: 1) строительство и (или) реконструкция (далее также — создание) объекта соглашения частным партнером; 2) осуществление частным партнером полного или частичного финансирования создания объекта соглашения; 3) осуществление частным партнером эксплуатации и (или) технического обслуживания объекта соглашения; 4) возникновение у частного партнера права собственности на объект соглашения при условии обременения объекта соглашения в соответствии с настоящим Федеральным законом. 3. В соглашение в целях определения формы государственно-частного партнерства или муниципально-частного партнерства могут быть также включены следующие элементы: 1) проектирование частным партнером объекта соглашения; 2) осуществление частным партнером полного или частичного финансирования эксплуатации и (или) технического обслуживания объекта соглашения; 3) обеспечение публичным партнером частичного финансирования создания частным партнером объекта соглашения, а также