129 ФЗ о бухгалтерском

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

Принят
Государственной Думой
23 февраля 1996 года

Одобрен
Советом Федерации
20 марта 1996 года

(в ред. Федеральных законов от 23.07.1998 N 123-ФЗ,
от 28.03.2002 N 32-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ,
от 31.12.2002 N 191-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ,
Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ,
Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ,
от 03.11.2006 N 183-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Бухгалтерский учет, его объекты и основные задачи

1. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

2. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

3. Основными задачами бухгалтерского учета являются:

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
  • обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

  • руководитель организации — руководитель исполнительного органа организации либо лицо, ответственное за ведение дел организации;
  • синтетический учет — учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета;
  • аналитический учет — учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета;
  • план счетов бухгалтерского учета — систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета;
  • бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Статья 4. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

2. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

В целях настоящего Федерального закона адвокаты, которые осуществляют адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете, приравниваются в отношении порядка ведения учета хозяйственных операций к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

(абзац введен Федеральным законом от 31.12.2002 N 187-ФЗ)

3. Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

(п. 3 введен Федеральным законом от 31.12.2002 N 191-ФЗ)

Статья 5. Регулирование бухгалтерского учета

1. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

2. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:

  • а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
  • б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;
  • в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета;
    (в ред. Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ)
  • г) положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей.
    (пп. «г» введен Таможенным кодексом РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ)

В планах счетов бухгалтерского учета, других нормативных актах и методических указаниях должна предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, а также для коллегий адвокатов и адвокатских бюро.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 187-ФЗ)

Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.

3. Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Статья 6. Организация бухгалтерского учета в организациях

1. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

2. Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

  • а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
  • б) ввести в штат должность бухгалтера;
  • в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
  • г) вести бухгалтерский учет лично.

3. Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.

При этом утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

4. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

Статья 7. Главный бухгалтер

1. Главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации.

2. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

3. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации.

Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

4. В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

Глава II. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА. БУХГАЛТЕРСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ

Статья 8. Основные требования к ведению бухгалтерского учета

1. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации — в рублях.

2. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.

3. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

5. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.

6. В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.

Статья 9. Первичные учетные документы

1. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

2. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • а) наименование документа;
  • б) дату составления документа;
  • в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • г) содержание хозяйственной операции;
  • д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • ж) личные подписи указанных лиц;

3. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

4. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее окончания.

Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

5. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

6. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.

7. Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.

8. Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и органами внутренних дел на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.

Статья 10. Регистры бухгалтерского учета

1. Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях.

2. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

3. При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления.

4. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 11. Оценка имущества и обязательств

1. Оценка имущества и обязательств производится организацией для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении.

Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, — по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, — по стоимости его изготовления.

Начисление амортизации основных средств и нематериальных активов производится независимо от результатов хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде.

Применение других методов оценки, в том числе путем резервирования, допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета.

2. Бухгалтерский учет по валютным счетам организации и операциям в иностранной валюте ведется в рублях на основании пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату совершения операции.

Статья 12. Инвентаризация имущества и обязательств

1. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

2. Проведение инвентаризации обязательно:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

  • а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации — на увеличение финансирования (фондов);
  • б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм — на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации — на уменьшение финансирования (фондов).

Глава III. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Статья 13. Состав бухгалтерской отчетности

1. Все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.

2. Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из:

(в ред. Федерального закона от 23.07.1998 N 123-ФЗ)

  • а) бухгалтерского баланса;
  • б) отчета о прибылях и убытках;
  • в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
  • г) аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;
    (в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 183-ФЗ)
  • д) пояснительной записки.

Состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций определяется Министерством финансов Российской Федерации.

Для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), устанавливается упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.1998 N 123-ФЗ)

3. Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.

4. Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности, сведения, предусмотренные законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

(в ред. Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ)

В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.

В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год.

5. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

Бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет ведется централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или бухгалтером-специалистом, подписывается руководителем организации, централизованной бухгалтерии или специализированной организации либо бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

6. Бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на бумажных носителях. При наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(п. 6 введен Федеральным законом от 28.03.2002 N 32-ФЗ)

Статья 14. Отчетный год

1. Отчетным годом для всех организаций является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно.

2. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, — по 31 декабря следующего года.

Данные о хозяйственных операциях, проведенных до государственной регистрации организаций, включаются в их бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год.

3. Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года.

Статья 15. Адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности

1. Все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.

Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 23.07.1998 N 123-ФЗ)

Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.

3. Бюджетные организации представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу в установленные им сроки.

4. Общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в упрощенном составе:

  • а) бухгалтерский баланс;
  • б) отчет о прибылях и убытках;
  • в) отчет о целевом использовании полученных средств.
    (п. 4 введен Федеральным законом от 23.07.1998 N 123-ФЗ)

5. Бухгалтерская отчетность может быть представлена пользователю организацией непосредственно или передана через ее представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Пользователь бухгалтерской отчетности не вправе отказать в принятии бухгалтерской отчетности и обязан по просьбе организации проставить отметку на копии бухгалтерской отчетности о принятии и дату ее представления. При получении бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи пользователь бухгалтерской отчетности обязан передать организации квитанцию о приемке в электронном виде.

Днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи по принадлежности.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 28.03.2002 N 32-ФЗ)

Статья 16. Публичность бухгалтерской отчетности

Акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и их представительства и филиалы на территории субъектов Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также в случаях, установленных федеральными законами, иные организации обязаны публиковать квартальную бухгалтерскую отчетность.

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)

Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям.

Статья 17. Хранение документов бухгалтерского учета

1. Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

2. Рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) должны храниться организацией не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.

3. Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.

Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 18. Ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете

Руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 19. О введении в действие настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Нормативные акты по бухгалтерскому учету, изданные до вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей ему.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
21 ноября 1996 года
N 129-ФЗ

НПА:О бухгалтерском учете (федеральный закон от 06.12.2011 № 402−ФЗ):Статья 13

(в редакции, действующей по состоянию на 23.05.2016)

← Статья 12 ↑ Глава 2 Статья 14 →

Статья 13. Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности

Источник ГАРАНТ

1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

2. Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

3. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год.

4. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления.

5. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года.

6. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

7. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в валюте Российской Федерации.

8. Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.

9. Утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.

10. В случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением.

11. В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.

12. Правовое регулирование консолидированной финансовой отчетности осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено иными федеральными законами.

Законы N 129-ФЗ и N 402-ФЗ: в чем разница? (Булаев С.)

Вероятно, читатели догадались, что статья — о новом Законе о бухгалтерском учете (Закон N 402-ФЗ) <1> и его отличиях от предшественника (Закона N 129-ФЗ) <2>. Мы не будем перечислять все отличия, отметим главные, которые следует учесть в работе бухгалтерам учреждений физической культуры и спорта. В этом нам помогут тексты самих Законов, разъяснения Минфина, а также проекты по совершенствованию Закона N 402-ФЗ, в котором прямо сказано, что он применяется при ведении бюджетного учета и составлении бюджетной отчетности.
———————————
<1> Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
<2> Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ.
О регулировании бухгалтерского учета
Как и раньше, «регуляторами» являются Минфин и Центральный банк (для кредитных организаций). В то же время к государственному регулированию Законом N 402-ФЗ добавлено негосударственное регулирование бухгалтерского учета, которое возложено на саморегулируемые организации (СРО). Это могут быть организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской отчетности, аудиторов, а также их ассоциации и союзы, другие некоммерческие организации. Данная информация приведена для общего сведения бухгалтеров учреждений физической культуры и спорта, так как регулированием их бюджетного и автономного учета по-прежнему занимается финансовое ведомство, саморегулируемые организации в этом не участвуют.
Финансовое ведомство согласно Закону N 129-ФЗ занималось разработкой планов счетов бухгалтерского учета и инструкций по их применению, положений (стандартов), других нормативных актов и методических указаний по вопросам бухгалтерского учета (п. 2 ст. 5). С 2013 г. к указанному списку добавились отраслевые стандарты, устанавливающие особенности применения федеральных стандартов в отдельных отраслях экономики, а также стандарты экономического субъекта (п. 1 ст. 21 Закона N 402-ФЗ). Все указанные регулирующие бухгалтерский учет акты не должны противоречить друг другу и собственно самому Закону N 402-ФЗ.
Скажем несколько слов о стандартах экономического субъекта, которые предназначены для упорядочения организации и ведения бухгалтерского учета. В принципе данные задачи должна решать учетная политика, но на деле это не совсем так. Инструкцией N 157н <3> установлены определенные требования к учетной политике и ее содержанию. К стандартам экономического субъекта пока никаких требований Законом N 402-ФЗ не предъявлено. Плюсом является еще и то, что порядок разработки, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливается им самостоятельно. Поэтому бухгалтер сам решает, как применять свои стандарты, которые, по сути, могут дополнять учетную политику в части ведения учета тех или иных специфических объектов. Остается добавить, что у небольших учреждений количество операций (фактов хозяйственной жизни) не так велико, чтобы их учет нельзя было описать в учетной политике, поэтому ею можно ограничиться, а разработку внутренних стандартов оставить на будущее, ведь они в отличие от учетной политики не относятся к обязательным документам учреждения.
———————————
<3> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
Объекты бухгалтерского учета
В Законе N 402-ФЗ существенно расширен перечень объектов учета. Это не только имущество и обязательства организаций (учреждений) (см. Закон N 129-ФЗ), но и доходы и расходы. При этом вместо имущества вводится такой объект учета, как активы, для которых не обязательна материально-вещественная форма, а вместо хозяйственных операций предусматривается более широкое понятие «факты хозяйственной жизни». Это сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств. Не позабудем еще один важный объект учета для спортивных учреждений — источники финансирования деятельности: средства бюджетов разных уровней, финансовое обеспечение от учредителя, доходы от оказания платных услуг, от использования закрепленного за спортивным учреждением имущества, добровольных пожертвований и целевых взносов. Все это, а вернее, стоимостные показатели по источникам финансирования, должно найти отражение в учете учреждения.
К сведению. Новые объекты учета (активы, обязательства, доходы и расходы) были прописаны ранее в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России <4>.
———————————
<4> Одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России 29.12.1997.
Первичные документы
Одним из главных новшеств Закона N 402-ФЗ является отмена обязательности применения хозяйствующими субъектами унифицированных форм, чего требовал Закон N 129-ФЗ. Это лишний раз подтвердил Минфин в Информации от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012. Хотя унифицированная «первичка» с 2013 г. не обязательна к применению, вместе с тем обязательными продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами на основании других федеральных законов и в соответствии с ними (например, кассовые документы). Чиновники допускают, что для ведения бухучета могут использоваться формы первичных учетных документов, разработанные экономическим субъектом самостоятельно, предусмотренные принятыми органами негосударственного регулирования бухгалтерского учета рекомендациями в области бухгалтерского учета, иные рекомендованные формы (например, формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, форма книги (журнала) учета фактов хозяйственной деятельности).
В свою очередь, заметим: для организаций государственного сектора в Законе N 402-ФЗ есть отдельное указание: для них формы первичных учетных документов устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством. Что следует подразумевать под организациями государственного сектора? Ответ содержится в рассматриваемой Информации Минфина России N ПЗ-10/2012. Это государственные (муниципальные) учреждения, государственные академии наук, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов. Учреждения физической культуры и спорта как раз относятся к государственным (муниципальным) учреждениям (п. 2 ст. 9.1 Закона о некоммерческих организациях <5>). То есть бухгалтер вправе продолжать использовать в работе предусмотренные бюджетным законодательством формы документов. Напомним, они приведены в нескольких приложениях к Приказу Минфина России от 15.12.2010 N 173н.
———————————
<5> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.
По Закону N 402-ФЗ учетные документы на бумажном носителе и в электронном виде имеют одинаковую силу, в то время как раньше Закон N 129-ФЗ требовал представления бумажной копии первичного учетного документа, составленного на машинном носителе. Электронная «первичка» тоже может быть распечатана, но по требованию партнера (если в договоре есть такое условие). Что касается налоговых органов, в связи с переходом на электронный документооборот они также вправе принимать документы в электронном виде от учреждения при условии, что документ сформирован в установленном формате. Приказом ФНС России от 21.03.2012 N ММВ-7-6/172@ уже утверждены Форматы двух документов (товарной накладной и акта приемки-сдачи работ (услуг)). Будем ждать «цифровых» форматов других востребованных документов в наступившем году.
И еще. Хотя в Законе N 402-ФЗ нет прямого запрета на внесение исправлений в кассовые документы, как было предусмотрено Законом N 129-ФЗ, это не означает, что приходные и расходные ордера можно править. Законодатель предусмотрел оговорку, согласно которой исправления разрешены, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами. Запрет на исправления в кассовых документах установлен в п. 2.1 Положения о порядке ведения кассовых операций <6>. Поэтому для кассиров учреждений физической культуры и спорта, можно сказать, ничего не изменилось: в кассовых документах исправления не допускаются. Здесь нужно добавить, что в отличие от прежнего Закона N 129-ФЗ в новом есть прямое требование об обеспечении учреждением безопасных условий хранения документов бухгалтерского учета и их защиты от изменений. Сроки хранения «первички», а также регистров и отчетности, как и сейчас, будут устанавливаться правилами организации государственного архивного дела (Приказ Минкультуры России от 25.08.2010 N 558).
———————————
<6> Утверждено Банком России 12.10.2011 N 373-П.
Инвентаризация
Данному мероприятию уделено внимание потому, что Закон N 402-ФЗ не содержит перечня ситуаций обязательного проведения инвентаризации. Это должно быть установлено законодательством РФ. Пока за неимением лучшего таким документом являются Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49. Кстати, порядок отражения в бухучете результатов инвентаризации Закон N 402-ФЗ также не регламентирует, для этого есть Инструкция N 157н и другие «бюджетные» указания.
Регистры бухучета
В Законе N 402-ФЗ установлены обязательные реквизиты регистров бухучета, чего не было в Законе N 129-ФЗ. Не будем их перечислять, скажем лишь, что действующие унифицированные формы регистров для учреждений, приведенные в Приложении 4 к Приказу Минфина России N 173н, в большинстве своем включают то, что предусмотрено для регистров бухгалтерского учета Законом N 402-ФЗ. Между прочим, для «бюджетников» реквизиты «первички» названного Закона вообще не обязательны. Дело в том, что формы регистров бухгалтерского учета для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством. Значит, так же как и в части «первички», бухгалтеру учреждения физической культуры и спорта ничего выдумывать не нужно: можно использовать унифицированные формы регистров, предусмотренные Приказом Минфина России N 173н (ст. 165 БК РФ).
В отличие от Закона N 129-ФЗ законодатель предусмотрел возможность составления регистров, как и «первички», на бумажном носителе или в виде электронного документа, заверенного электронной подписью. Но если законодательством или договором установлено представление регистров бухгалтерского учета (в госорган или другому лицу) на бумаге, то учреждению следует выполнить это требование и изготовить на бумажном носителе копии «электронного» регистра. Если регистры изымаются, в том числе в виде электронного документа, то копии изъятых регистров включаются в состав документов бухгалтерского учета. Все это — новшества Закона N 402-ФЗ.
Ответственные за учет лица
Такими лицами, как и раньше, являются руководитель и главный бухгалтер. Первый отвечает за организацию бухгалтерского учета, второй — за его непосредственное ведение.
В Законе N 402-ФЗ сформулированы требования к главному бухгалтеру (высшее образование, минимальный стаж работы, отсутствие судимости за экономические преступления). На них останавливаться не будем, так как они не касаются бухгалтеров учреждений физической культуры и спорта. Правда, в Законе N 402-ФЗ сказано, что дополнительные требования к главному бухгалтеру могут устанавливаться иными федеральными законами.
В отличие от предшественника Закон N 402-ФЗ не обозначает полномочия и обязанности главного бухгалтера, так как это предмет регулирования локальных актов экономического субъекта (трудовые и коллективные договоры, должностные инструкции). Нет в Законе и положения о том, что главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, а Инструкцией N 157н данная обязанность возложена на субъект учета, то есть в целом на учреждение физической культуры и спорта.
В то же время в Законе N 129-ФЗ мало было уделено внимания такому важному вопросу, как урегулирование разногласий между руководителем и главным бухгалтером. Спор может возникнуть при отражении той или иной операции, не отвечающей методологии учета и правилам учетной политики учреждения. Раньше было сказано, что в случае разногласий по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия таких операций (п. 4 ст. 7 Закона N 129-ФЗ). С нового года на основании распоряжения руководителя не согласный с его позицией бухгалтер (ч. 8 ст. 7 Закона N 402-ФЗ):
— принимает (не принимает) к обработке данные (сведения), содержащиеся в спорном первичном учетном документе;
— отражает (не отражает) спорный объект бухгалтерского учета в финансовой отчетности учреждения.
Напоминаем, все сказанное касается только ведения бухгалтерского учета. По налоговым спорам между руководителем и главным бухгалтером в НК РФ нет подобных указаний. Поэтому требовать с руководителя распоряжения о несении всей ответственности у бухгалтера основания отсутствуют. Но даже по разногласиям бухгалтерского учета руководитель может не дать письменного распоряжения о несении личной ответственности за спорное решение. Обычно такие указания даются в устной форме, бухгалтеру же, если он не хочет менять работу и работодателя, приходится смириться и подчиняться любому решению руководителя, что и подтверждается на практике.
Внутренний контроль
Обязанность экономического субъекта организовать и осуществлять внутренний контроль фактов хозяйственной жизни является новшеством Закона N 402-ФЗ. При этом создание системы внутреннего финансового контроля предусмотрено п. 6 Инструкции N 157н, а сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля используются для заполнения бухгалтерской отчетности учреждения (п. 157 Инструкции N 191н <7>). Четких указаний по организации внутреннего контроля в нормативных актах нет, но в ближайших планах финансового ведомства — разработка рекомендаций для хозяйствующих субъектов по организации и осуществлению ими внутреннего контроля бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности. До этого времени бухгалтеру учреждения физической культуры и спорта следует самому подумать над тем, как разработать положение о внутреннем контроле фактов хозяйственной жизни.
———————————
<7> Приказ Минфина России от 28.12.2010 N 191н.
Дадим пару практических советов. Бухгалтерский учет сам по себе служит не только для систематизации и накопления информации, но и для контроля совершаемых хозяйственных операций (фактов хозяйственной жизни). Поэтому федеральные (муниципальные) учреждения, правильно ведущие бухгалтерский учет, тем самым уже контролируют в той или иной степени свою деятельность, другой вопрос, насколько результативен такой контроль. Если его организовать в рамках отдельной системы, дополняющей бухгалтерский учет, эффективность будет намного выше.
Выделим важные разделы правил внутреннего контроля:
— цели и задачи, методы и формы контроля внутри учреждения;
— права и обязанности внутренних ревизоров, проверяемых ими лиц (сотрудников);
— контроль отдельных имевших место фактов хозяйственной жизни учреждения;
— рассмотрение обращений, заявлений и жалоб сотрудников и сторонних лиц;
— отчеты (докладные) по соблюдению положения о контроле.
При этом отдельное место занимает документальный контроль, включающий составление (согласование), утверждение и проверку исполнения документа. Подобное разделение вытекает из ст. 265 БК РФ, в нем выделяются три формы государственного финансового контроля: предварительный, текущий и последующий. Не будем подробно останавливаться на этих этапах, скажем только, что качественный документальный контроль может быть достигнут при грамотно построенном и четко отлаженном документообороте в учреждении физической культуры и спорта. Однако для организации внутреннего контроля этого недостаточно: нужно наладить мониторинг ведения бухгалтерского учета учреждения и составления им разной отчетности.
* * *
В завершение стоит отметить, что на сайте финансового ведомства представлены и уже рассматриваются в Правительстве РФ несколько проектов по внесению изменений в Закон N 402-ФЗ и связанные с ним нормативные акты.
Во-первых, на уровне данного нормативного акта планируется «связать» воедино счета, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность. В этих целях будет запрещено ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров, причем бухгалтерская отчетность в обязательном порядке должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета.
Во-вторых, чиновники предлагают закрепить в Законе положение, обязывающее ответственное лицо своевременно передавать первичные учетные документы для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета. Тем самым бухгалтерам придется делать меньше напоминаний, а в ведении учета будет меньше сбоев и пропусков, вызванных задержкой или непредставлением документов.
В-третьих, возможно, бухгалтеру будет запрещено принимать к исполнению документы, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, мнимые и притворные сделки. Соответственно, вне Закона будет регистрация мнимых и притворных объектов в регистрах и отчетности. Отчетность любого экономического субъекта должна показывать объективную картину финансового положения и результатов деятельности, исключая вводящие в заблуждение фиктивные данные.
Кроме изменений в самом Законе N 402-ФЗ, финансисты предлагают внести коррективы в ст. 15.11 КоАП РФ, которой установлена ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. Статья требует доработки в части смягчения мер ответственности в случае добровольного исправления учреждениями неточностей либо ошибок в учете и отчетности. Как планируют в Минфине, должностные лица будут освобождаться от ответственности в случае исправления ошибки в отчетности в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения отчетности.
Надеемся, что упомянутые инициативы будут претворены в жизнь в соответствующих нормативных актах и в итоге поспособствуют улучшению качества ведения бухучета и составления отчетности в учреждениях физической культуры и спорта.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями)

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 — 4)
    • Статья 1. Цели и предмет настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона
    • Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 4. Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете
  • Глава 2. Общие требования к бухгалтерскому учету (ст.ст. 5 — 19)
    • Статья 5. Объекты бухгалтерского учета
    • Статья 6. Обязанность ведения бухгалтерского учета
    • Статья 7. Организация ведения бухгалтерского учета
    • Статья 8. Учетная политика
    • Статья 9. Первичные учетные документы
    • Статья 10. Регистры бухгалтерского учета
    • Статья 11. Инвентаризация активов и обязательств
    • Статья 12. Денежное измерение объектов бухгалтерского учета
    • Статья 13. Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности
    • Статья 14. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности
    • Статья 15. Отчетный период, отчетная дата
    • Статья 16. Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица
    • Статья 17. Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица
    • Статья 18. Обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности
    • Статья 19. Внутренний контроль
  • Глава 3. Регулирование бухгалтерского учета (ст.ст. 20 — 28)
    • Статья 20. Принципы регулирования бухгалтерского учета
    • Статья 21. Документы в области регулирования бухгалтерского учета
    • Статья 22. Субъекты регулирования бухгалтерского учета
    • Статья 23. Функции органов государственного регулирования бухгалтерского учета
    • Статья 24. Функции субъекта негосударственного регулирования бухгалтерского учета
    • Статья 25. Совет по стандартам бухгалтерского учета
    • Статья 26. Программа разработки федеральных стандартов
    • Статья 27. Разработка и утверждение федеральных стандартов
    • Статья 28. Разработка федеральных стандартов уполномоченным федеральным органом
  • Глава 4. Заключительные положения (ст.ст. 29 — 32)
    • Статья 29. Хранение документов бухгалтерского учета
    • Статья 30. Особенности применения настоящего Федерального закона
    • Статья 31. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
    • Статья 32. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ
«О бухгалтерском учете»

С изменениями и дополнениями от:

28 июня, 2, 23 июля, 2 ноября, 21, 28 декабря 2013 г., 4 ноября 2014 г., 23 мая 2016 г., 18 июля, 31 декабря 2017 г., 29 июля, 28 ноября 2018 г.

Принят Государственной Думой 22 ноября 2011 года

Одобрен Советом Федерации 29 ноября 2011 года

ГАРАНТ:

См. Сравнительный анализ настоящего Федерального закона и Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

О вопросах организации и ведения бухгалтерского учета экономическими субъектами, возникающих в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, см. информацию Минфина РФ от 4 декабря 2012 г. N ПЗ-10/2012, информационное письмо ФСФР России от 14 марта 2013 г. N 13-СХ-12/8387

Президент Российской Федерации

Д. Медведев